Евгений Миронов заявил, что в России наблюдается дефицит театральных режиссёров и представителей этой профессии фактически нельзя трогать. Пока обошлось без скандала, но очень похоже на то, что сбежавшим либералам уже готовят возвращение в русский театр.
Специфическая и не то чтобы завидная доля выпала замечательному городу Уфе в начале июня 2024 года — быть поставщиком странных новостей из области шоу-бизнеса и культуры.
И ладно от поп-певицы Ольги Бузовой, выступившей в столице Башкирии 1 июня, то есть в Международный день защиты детей, в полуголом виде с сомнительными песнями, теоретически и заранее можно было ждать подвоха.
Но вот от народного артиста России, художественного руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова никто ничего "этакого" не ждал. Но знаменитый артистический деятель сделал в Уфе заявление, которое побудило общественность встрепенуться и снова внимательно присмотреться к профессиональной и гражданской биографии Миронова.
А заодно в очередной раз вспомнить о не сдающих своих позиций в культуре либералах. Обновить, так сказать, "дайджест странностей" в отечественной театральной жизни.
"Особые люди, к которым нужно относиться бережно"
3 июня Евгений Миронов открыл Фестиваль театров малых городов, на этот раз (со 2 по 9 июня) проходившего в Уфе. Худрук Театра нации принимал непосредственное участие в организации важного для русского театра форума коллективов из глубинки — и в общении с прессой высказался по многим актуальным вопросам своей "отрасли". В частности, по поводу режиссёрской проблемы. "Российская газета" приводит следующие слова Евгения Миронова:
Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссёров. Это большая проблема для всех театров <…>. А сейчас дефицит режиссёров большой сцены, большого пространства.
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В УФЕ. СКРИНШОТ: ГРУППА "ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ" В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ"
В свою очередь, телеграм-канал Real cultras дополняет высказывание Миронова по данному вопросу:
Это [режиссёры] особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. <…> Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников.
Жалоба на дефицит кадров — или выпад со стороны либералов?
Чисто теоретически — вполне невинное заявление о вполне объективных творческих нюансах и профессиональных трудностях. Но в любой ситуации факты — это полдела и треть проблемы, общую картину создаёт контекст.
А контекст в отличавшейся на протяжении 30 лет особой, отборной либеральностью театральной жизни России с 2022 года такой, что недовольны решительно все.
Патриотическая и в лучшем смысле слова консервативная общественность недовольна, что русский театр слишком медленно, почти незаметными шагами и с огромным скрипом, избавляется от антирусских и антикультурных веяний и принципов.
Либеральная публика, во-первых, истерическими возгласами о "цензуре", "диктатуре", "возвращении "совка" и "реванше средневекового варварства" выражает недовольство потерей полной монополии на установление правил в театральном мире. Во-вторых, ушла в глухую, но весьма активную оборону и не собирается просто так сдавать ни одной позиции — подтверждения этому последуют чуть ниже.
КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ ПОСЛЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ СКАНДАЛОВ И УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПОКИНУЛ РОССИЮ. О ТАКИХ ПОТЕРЯХ ГОРЮЕТ МИРОНОВ? СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ JAUNS.TV
И в таком событийном обрамлении слова Миронова, что режиссёров в стране не хватает, а между тем это "штучный товар", исключительной редкости творцы, которым противопоказаны "рамки, границы и ограничения", получают конкретное истолкование. И гласит оно, что один из самых известных и влиятельных театральных деятелей на всю страну прозрачно намекает, что либералов от культуры нужно оставить в покое. Да ещё и финансировать их работу.
Что все эти запреты на излишне фривольные постановки, на критику власти, на "нетвойнистские" лозунги на сцене и высказывания в соцсетях настоящим режиссёрам "мешают выразить личное отношение к ситуации". И тут же образовывается "дефицит режиссёров". Видимо, в результате отъезда за границу "нетвойнистов" Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова, а также ареста по обвинению в оправдании терроризма Евгении (Жени) Беркович*…
На чьей стороне Миронов, вопрос интересный…
Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.
Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля "Территория" и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме "Таврида"-2019 театрализованного представления с явными содомитскими элементами.
Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на "мировые тренды актуального искусства".
ЛИБЕРАЛ БЕСЕДУЕТ С ЛИБЕРАЛОМ? ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ (СПРАВА) ДАЁТ ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЮ СОЛОДНИКОВУ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "ЕЩЁНЕПОЗНЕР"
К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра наций и директора главной театральной премии страны "Золотая маска". Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.
А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.
Русофобские посты, административный штраф, увольнение — классический набор
Впрочем, говорить об окончательном переходе худрука Театра наций в "стан культурных патриотов" не приходится — связей с либералами Миронов явно не терял.
Так, летом 2023 года он спокойно отправился в Казахстан, где сыграл в одной постановке с известной "испуганной патриоткой", критикующей СВО, актрисой Ксенией Раппопорт.
СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "МЕДИАКИНЕЗ"
А немногим ранее Миронов организовал предыдущий Фестиваль театров малых городов в Магнитогорске, где присутствовали одиозные персоны либеральной театральной жизни — вроде критика из Санкт-Петербурга Марины Дмитриевской. Которая оценила прошлогодний, образца 2023-го, фестиваль вполне в духе "старых добрых" либеральных времён. Единственное, что "внушало опасения" Дмитриевской, так это присутствие главного режиссёра Мариупольского (!) театра…
Кстати, одна из петербургских звёзд "демократического околотеатра" не снижает активности и в 2024-м. Ещё в конце прошлого года Дмитриевская угодила в неприятную ситуацию: достоянием общественности стала её электронная переписка с неким молодым драматургом, который интересовался у влиятельного критика, есть ли шанс у смелой антивоенной пьесы. То есть по истечении более полутора лет СВО в России пишутся русофобские, направленные против нашей страны пьесы — и Марина Дмитриевская обещала автору, если произведение окажется интересным, поспособствовать тому, что "заинтересованные люди обратят внимание".
ПЕРЕПИСКА ДМИТРИЕВСКОЙ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ REAL CULTRAS
К тому же за два года проведения СВО Дмитриевская, занимающая пост главного редактора "Петербургского театрального журнала", успела отметиться в соцсетях, запрещённых на территории России, рядом "антивоенных" и антирусских публикаций. В итоге в апреле 2024-го её приговорили к административному штрафу 30 тысяч рублей по статье "Дискредитация Вооружённых сил".
А затем эти же деяния повлекли за собой увольнение Марины Дмитриевской из Российского государственного института сценических искусств с формулировкой "аморальный поступок". Впрочем, либералка сдаваться не намерена и уже заявила, что обжалует в суде своё увольнение из вуза.
"Серый кардинал" либеральной театральной тусовки
А вот сюжет с ещё одной фигурой, связанной с Евгением Мироновым.
Когда в самом конце декабря 2022 года стало известно, что Мария Ревякина, один из главных "театральных менеджеров" страны, ушла с поста директора Театра наций (занимала должность с 2012-го), из-за кулис поползли слухи, что её скоро ждёт ещё одна отставка. Ведь Ревякина с 2004 года возглавляет национальную театральную премию и фестиваль "Золотая маска".
МАРИЯ РЕВЯКИНА. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
Ту самую "Золотую маску", которая многолетними стараниями организаторов, и прежде всего самой Ревякиной, заслужила репутацию одного из главных оплотов культурной русофобии. Это та самая премия, которая будто бы поставила себе задачу — с каждой новой церемонией награждать всё более провокационные постановки и всё более антирусских "творцов".
В 2015 году на "Золотую маску" выдвинули скандальную постановку "Тангейзер" Тимофея Кулябина с явными антихристианскими мотивами. В 2019-м двумя премиями был обласкан пресловутый Серебренников. А в 2022-м награды получили и сбежавший в США "нетвойнист" Дмитрий Крымов, и отбывший в родную Латвию с проклятиями в адрес России Алвис Херманис за поставленный в Театре наций (!) спектакль "Горбачёв".
РЕВЯКИНА И ЕЁ ДЕТИЩЕ — ПРЕМИЯ "ЗОЛОТАЯ МАСКА". ФОТО: АГН "МОСКВА"
С учётом такого послужного списка, категорически диссонирующего с нарастающими на фоне СВО общественными изменениями, казалось, что Мария Ревякина потеряет и второе директорское кресло — в администрации "Золотой маски". Но нет, она занимает этот пост до сих пор. Правда, сама премия утратила прежний либеральный лоск.
Однако, по информации телеграм-канала Real cultras, Ревякина всячески способствует появлению новой "самой правильной либеральной награды" — проекта "Театральный маршрут". И даже сайт "Золотой маски" для этих целей приспособила. Впрочем, на момент написания статьи интернет-страница "Золотой маски" вообще не функционировала.
СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ GOLDENMASK.RU
Что с того?
Высказывание Евгения Миронова в Уфе вызвало немалый резонанс в заинтересованных кругах.
Впрочем, дипломатичные формулировки известного артиста оставляют простор для манёвра. Вполне можно сослаться на то, что никакой злободневной политической окраски его слова не имели, а всё дело в сетованиях на трудности жизни современного театра. Условия, мол, специфические, нелегко привыкнуть, перестроиться на новый лад.
Может быть, Миронов действительно не имел в виду "ничего такого", а лишь поддался объяснимой ностальгии по прежним коллегам, с которыми ещё пару лет назад активно сотрудничал и конкурировал.
Но в любом случае реакция на выступление о "несчастных режиссёрах, которых дефицит", показывает, что острота противостояния либеральных сил наметившимся изменениям в культурной сфере не снижается. Возможно, она уходит в "серую зону", в область разговоров за кулисами и за столиками модных столичных кофеен. Однако можно не сомневаться: за возрождение поистине национального русского театра ещё предстоит изнурительная борьба.
* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович в перечень террористов и экстремистов
Комментарии