«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Евгений Миронов заявил, что в России наблюдается дефицит театральных режиссёров и представителей этой профессии фактически нельзя трогать. Пока обошлось без скандала, но очень похоже на то, что сбежавшим либералам уже готовят возвращение в русский театр.

Специфическая и не то чтобы завидная доля выпала замечательному городу Уфе в начале июня 2024 года — быть поставщиком странных новостей из области шоу-бизнеса и культуры.

И ладно от поп-певицы Ольги Бузовой, выступившей в столице Башкирии 1 июня, то есть в Международный день защиты детей, в полуголом виде с сомнительными песнями, теоретически и заранее можно было ждать подвоха.

Но вот от народного артиста России, художественного руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова никто ничего "этакого" не ждал. Но знаменитый артистический деятель сделал в Уфе заявление, которое побудило общественность встрепенуться и снова внимательно присмотреться к профессиональной и гражданской биографии Миронова.

А заодно в очередной раз вспомнить о не сдающих своих позиций в культуре либералах. Обновить, так сказать, "дайджест странностей" в отечественной театральной жизни.

"Особые люди, к которым нужно относиться бережно"

3 июня Евгений Миронов открыл Фестиваль театров малых городов, на этот раз (со 2 по 9 июня) проходившего в Уфе. Худрук Театра нации принимал непосредственное участие в организации важного для русского театра форума коллективов из глубинки — и в общении с прессой высказался по многим актуальным вопросам своей "отрасли". В частности, по поводу режиссёрской проблемы. "Российская газета" приводит следующие слова Евгения Миронова:

Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссёров. Это большая проблема для всех театров <…>. А сейчас дефицит режиссёров большой сцены, большого пространства.

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В УФЕ. СКРИНШОТ: ГРУППА "ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ" В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ"

В свою очередь, телеграм-канал Real cultras дополняет высказывание Миронова по данному вопросу:

Это [режиссёры] особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. <…> Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников.

Жалоба на дефицит кадров — или выпад со стороны либералов?

Чисто теоретически — вполне невинное заявление о вполне объективных творческих нюансах и профессиональных трудностях. Но в любой ситуации факты — это полдела и треть проблемы, общую картину создаёт контекст.

А контекст в отличавшейся на протяжении 30 лет особой, отборной либеральностью театральной жизни России с 2022 года такой, что недовольны решительно все.

Патриотическая и в лучшем смысле слова консервативная общественность недовольна, что русский театр слишком медленно, почти незаметными шагами и с огромным скрипом, избавляется от антирусских и антикультурных веяний и принципов.

Либеральная публика, во-первых, истерическими возгласами о "цензуре", "диктатуре", "возвращении "совка" и "реванше средневекового варварства" выражает недовольство потерей полной монополии на установление правил в театральном мире. Во-вторых, ушла в глухую, но весьма активную оборону и не собирается просто так сдавать ни одной позиции — подтверждения этому последуют чуть ниже.

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ ПОСЛЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ СКАНДАЛОВ И УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПОКИНУЛ РОССИЮ. О ТАКИХ ПОТЕРЯХ ГОРЮЕТ МИРОНОВ? СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ JAUNS.TV

И в таком событийном обрамлении слова Миронова, что режиссёров в стране не хватает, а между тем это "штучный товар", исключительной редкости творцы, которым противопоказаны "рамки, границы и ограничения", получают конкретное истолкование. И гласит оно, что один из самых известных и влиятельных театральных деятелей на всю страну прозрачно намекает, что либералов от культуры нужно оставить в покое. Да ещё и финансировать их работу.

Что все эти запреты на излишне фривольные постановки, на критику власти, на "нетвойнистские" лозунги на сцене и высказывания в соцсетях настоящим режиссёрам "мешают выразить личное отношение к ситуации". И тут же образовывается "дефицит режиссёров". Видимо, в результате отъезда за границу "нетвойнистов" Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова, а также ареста по обвинению в оправдании терроризма Евгении (Жени) Беркович*…

На чьей стороне Миронов, вопрос интересный…

Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.

Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля "Территория" и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме "Таврида"-2019 театрализованного представления с явными содомитскими элементами.

Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на "мировые тренды актуального искусства".

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

ЛИБЕРАЛ БЕСЕДУЕТ С ЛИБЕРАЛОМ? ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ (СПРАВА) ДАЁТ ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЮ СОЛОДНИКОВУ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "ЕЩЁНЕПОЗНЕР"

К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра наций и директора главной театральной премии страны "Золотая маска". Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.

А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.

Русофобские посты, административный штраф, увольнение — классический набор

Впрочем, говорить об окончательном переходе худрука Театра наций в "стан культурных патриотов" не приходится — связей с либералами Миронов явно не терял.

Так, летом 2023 года он спокойно отправился в Казахстан, где сыграл в одной постановке с известной "испуганной патриоткой", критикующей СВО, актрисой Ксенией Раппопорт.

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "МЕДИАКИНЕЗ"

А немногим ранее Миронов организовал предыдущий Фестиваль театров малых городов в Магнитогорске, где присутствовали одиозные персоны либеральной театральной жизни — вроде критика из Санкт-Петербурга Марины Дмитриевской. Которая оценила прошлогодний, образца 2023-го, фестиваль вполне в духе "старых добрых" либеральных времён. Единственное, что "внушало опасения" Дмитриевской, так это присутствие главного режиссёра Мариупольского (!) театра…

Кстати, одна из петербургских звёзд "демократического околотеатра" не снижает активности и в 2024-м. Ещё в конце прошлого года Дмитриевская угодила в неприятную ситуацию: достоянием общественности стала её электронная переписка с неким молодым драматургом, который интересовался у влиятельного критика, есть ли шанс у смелой антивоенной пьесы. То есть по истечении более полутора лет СВО в России пишутся русофобские, направленные против нашей страны пьесы — и Марина Дмитриевская обещала автору, если произведение окажется интересным, поспособствовать тому, что "заинтересованные люди обратят внимание".

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

ПЕРЕПИСКА ДМИТРИЕВСКОЙ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ REAL CULTRAS

К тому же за два года проведения СВО Дмитриевская, занимающая пост главного редактора "Петербургского театрального журнала", успела отметиться в соцсетях, запрещённых на территории России, рядом "антивоенных" и антирусских публикаций. В итоге в апреле 2024-го её приговорили к административному штрафу 30 тысяч рублей по статье "Дискредитация Вооружённых сил".

А затем эти же деяния повлекли за собой увольнение Марины Дмитриевской из Российского государственного института сценических искусств с формулировкой "аморальный поступок". Впрочем, либералка сдаваться не намерена и уже заявила, что обжалует в суде своё увольнение из вуза.

"Серый кардинал" либеральной театральной тусовки

А вот сюжет с ещё одной фигурой, связанной с Евгением Мироновым.

Когда в самом конце декабря 2022 года стало известно, что Мария Ревякина, один из главных "театральных менеджеров" страны, ушла с поста директора Театра наций (занимала должность с 2012-го), из-за кулис поползли слухи, что её скоро ждёт ещё одна отставка. Ведь Ревякина с 2004 года возглавляет национальную театральную премию и фестиваль "Золотая маска".

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

МАРИЯ РЕВЯКИНА. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"

Ту самую "Золотую маску", которая многолетними стараниями организаторов, и прежде всего самой Ревякиной, заслужила репутацию одного из главных оплотов культурной русофобии. Это та самая премия, которая будто бы поставила себе задачу — с каждой новой церемонией награждать всё более провокационные постановки и всё более антирусских "творцов".

В 2015 году на "Золотую маску" выдвинули скандальную постановку "Тангейзер" Тимофея Кулябина с явными антихристианскими мотивами. В 2019-м двумя премиями был обласкан пресловутый Серебренников. А в 2022-м награды получили и сбежавший в США "нетвойнист" Дмитрий Крымов, и отбывший в родную Латвию с проклятиями в адрес России Алвис Херманис за поставленный в Театре наций (!) спектакль "Горбачёв".

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

РЕВЯКИНА И ЕЁ ДЕТИЩЕ — ПРЕМИЯ "ЗОЛОТАЯ МАСКА". ФОТО: АГН "МОСКВА"

С учётом такого послужного списка, категорически диссонирующего с нарастающими на фоне СВО общественными изменениями, казалось, что Мария Ревякина потеряет и второе директорское кресло — в администрации "Золотой маски". Но нет, она занимает этот пост до сих пор. Правда, сама премия утратила прежний либеральный лоск.

Однако, по информации телеграм-канала Real cultras, Ревякина всячески способствует появлению новой "самой правильной либеральной награды" — проекта "Театральный маршрут". И даже сайт "Золотой маски" для этих целей приспособила. Впрочем, на момент написания статьи интернет-страница "Золотой маски" вообще не функционировала.

«Особые люди», которых нельзя трогать. Режиссерам-либералам готовят возвращение в русский театр?

СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ GOLDENMASK.RU

Что с того?

Высказывание Евгения Миронова в Уфе вызвало немалый резонанс в заинтересованных кругах.

Впрочем, дипломатичные формулировки известного артиста оставляют простор для манёвра. Вполне можно сослаться на то, что никакой злободневной политической окраски его слова не имели, а всё дело в сетованиях на трудности жизни современного театра. Условия, мол, специфические, нелегко привыкнуть, перестроиться на новый лад.

Может быть, Миронов действительно не имел в виду "ничего такого", а лишь поддался объяснимой ностальгии по прежним коллегам, с которыми ещё пару лет назад активно сотрудничал и конкурировал.

Но в любом случае реакция на выступление о "несчастных режиссёрах, которых дефицит", показывает, что острота противостояния либеральных сил наметившимся изменениям в культурной сфере не снижается. Возможно, она уходит в "серую зону", в область разговоров за кулисами и за столиками модных столичных кофеен. Однако можно не сомневаться: за возрождение поистине национального русского театра ещё предстоит изнурительная борьба.

* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович в перечень террористов и экстремистов

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Абсолютно любую постановку при особой надобности можно истолковать так, что режиссера посадят:)) Настоящее искусство должно быть свободно. Даже когда оно говорит о злободневном, он все равно апеллирует к вечному. Оно не "кесарево", оно "богово"! Уголовный-то кодекс не нарушает, так и ладно. Не знаю, как в постановках, а в фильмах Серебренникова русофобии нет, это очень умные фильмы, они заставляют задуматься. Не стоит разбрасываться талантами, не там мы врагов ищем, ой не там!
Ищут не врагов, ищут тех кто заставляет задуматься. Для кого-то они самые страшные враги.