Накануне в Саяногорске (Хакасия) разразился бюджетный скандал. Все случилось в ходе публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета муниципального образования за 2023 год.
Мэр Евгений Молодняков (сказали, что он в отпуске) не присутствовал на важном мероприятии, его провела первый зам Оксана Воронина. В ходе обсуждения неожиданно выяснилось, что кредиторская задолженность МО подходит к критической цифре.
Как так? Предыдущая команда администрации под руководством Михаила Валова (ЛДПР) оставила городскую казну во вполне приличном состоянии, а вот избранный в сентябре 2022 года г-н Молодняков ("Единая Россия") не сумел ее сохранить и не растратить. Так ли это на самом деле? Свою версию событий представил выступавший на публичных слушаниях депутат горсовета от КПРФ Сергей Ряшенцев.
К слову, на видео, которое он прислал в редакцию (записано экс-депутатом Верховного Совета РХ Виталием Анисимовым (ЛДПР), видно, что Ряшенцев аргументирует конкретными цифрами и фактами, а Оксана Воронина, которая много лет возглавляла Бюджетно-финансовое управление (БФУ) городской администрации, и нынешний руководитель БФУ Ирина Пожар не могут толком объяснить, откуда всего за один год, как утверждает Ряшенцев, скаканула кредиторка. Оксана Воронина, из головы которой как будто куда-то улетучились все бюджетные цифры, говорила, что все неправда, и только твердила, как заевшая грампластинка, что они любят, любят, любят, любят… Саяногорск. А затем и вовсе волевым решением завершила слушания, не дав высказаться желающим.
В роли защитников городской власти выступил и заместитель председателя Совета депутатов Василий Мартовский. Он и вовсе заявил, что виновато правительство республики, которое, судя по его заявлению, держит Саяногорск в черном теле.
По словам депутата Ряшенцева, только вчера он смотрел документы счетной палаты (у КСП тоже есть вопросы по нарушениям к Саяногорску), кредиторская задолженность была 127 млн руб, а сегодня она упала до 93 млн. Депутат, кстати, заранее записался на выступление на слушаниях, то есть власти были предупреждены и могли запастись контраргументами.
"Все не в строчку. Я выступил, они начали про меня говорить. Причем тут я? Обсуждаем бюджет. При этом в отчете не вписана строка кредиторки. Если человек читает, то там эту строку он не видит. А я изучил и прошлые отчеты. А дело в чем? Мне говорят со всех сторон бюджетники, что они не могут участвовать в грантах и конкурсах из-за налоговой задолженности. То есть на зарплату администрация перечисляет им, а на налоги нет - весь год, с начала 2023-го. Некоторым и за отопление не перечисляют, и за электричество. Долги накапливаются, власти всё скрывают", - говорит Сергей Алексеевич.
На конец 2022 года, по словам Сергея Ряшенцева в бюджете МО было порядка 13 млн текущей задолженности. В 2022 году муниципалитету удалось при помощи депутата ВС РХ Татьяны Янусик получить 5-процентную добавку на НДФЛ из республиканского бюджета. Ряшенцев еще год назад говорил, что так будет. К этому приведет город бюджетная политика Молоднякова.
Новый мэр Саяногорска: Обещание на старте
"Впереди много работы: от ваших наказов, которые нужно выполнить, до новых проектов, которые нужно реализовать. Самое главное, что цель у нас одна - развитие и благополучие нашего Саяногорска. И я сделаю все возможное, чтобы с вашей поддержкой достичь этой цели!" - обещал Евгений Иванович после своего избрания.
А дальше все пошло не так. Похоже, считать команда Молоднякова не умеет, или не умеет расставлять приоритеты - на что тратить в первую и постоянную очередь, а куда - в крайнем случае. Зашиковали?
Депутат Ряшенцев предупреждал: Такими темпами администрация Саяногорска начнет брать кредиты
Уже в апреле-2023 выяснилось: по заключению контрольно-счетной палаты города, дефицит муниципального бюджета в 2023 году составит 16,8%, что превысит ограничение 10%. А была ли срочная необходимость увеличивать расходы бюджета на 35 млн рублей, так как они не были связаны напрямую с исполнениями каких-либо обязательств перед избирателями, жителями города? Они пошли на создание новой культурно-спортивной структуры в администрации, говорил депутат.
"Понимаете, это диверсия, четыре года люди работали на развитие города. А за один год взять всё и уничтожить", - сетует Сергей Рященцев.
А вот предыдущий глава Саяногорска Михаил Валов, которому не дали доработать, прекрасно понимал, что главный вопрос для его команды - бюджет. Он был очень открыт в своих действиям и решениях для горожан. Даже опубликовал в интернете и СМИ свой личный номер сотового телефона.
Евгений Молодняков напротив, страшно зажат, страшится выступать на публике и, обращаясь к горожанам, записывает видеообращения. Саяногорцы жалуются, что мэр просто банит подписчиков в соцсетях без объяснений, если ему кто-то не нравится.
Никто не говорит, что Молоднякову легко, а руководить городским хозяйством приятная вещь, но и скрывать все не надо от людей - своих избирателей.
«Где брать деньги? Мое искреннее убеждение - при работе с крупными налогоплательщиками нужно менять бюджетное законодательство. Потому что то, что сейчас происходит, неправильно. Существующие межбюджетные отношения никак не стимулируют и не мотивирует развитие муниципальных образований. Пример - Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая в Евразии станция отдает в бюджет Саяногорска 33 млн рублей в год. Это капля в море при бюджете Саяногорска 1 млрд 700 млн. А есть налог на имущество, который уходит в республиканский бюджет, это 2 млрд. А если хотя бы один процент можно будет оставлять в Саяногорске, это будет 20 млн сразу. И я объясняю: если мы сейчас будем двигаться в таком направлении, которое у нас есть, - мы получим революцию. Сейчас нам нужен бюджет в 3 миллиарда, не получим - будут проблемы, сейчас все выгребает федеральный центр», - предостерегал Михаил Валов.
А еще говорил о зависимости, которой, судя по всему, подвержен его сменщик:
«Если понимать зависимость мэра от РУСАЛа или «Русгидро» как некое подчинение перед заводом или ГЭС, то это абсолютно неправильно и неконструктивно. Я изначально занял позицию: я представляю в Саяногорске интересы не завода и не ГЭС, а интересы жителей Саяногорска. Поэтому и пресек сразу все какие-то попытки вроде «этого не бери на работу, а этого бери». Да такие пожелания были. Да, крупные налогоплательщики хотят, чтобы те деньги, которые они платят в бюджет, в принципе тратились бы с учетом их интересов.
По большому счету, это справедливая позиция. Но я сам подбираю себе команду, хотя и готов выслушивать другие мнения и даже прислушиваться к ним, но окончательное решение за мной. В Саяногорске это просто сейчас не обсуждается. Мы равноправные партнеры».
Да что греха таить, и предшественник Леонид Быков ("Единая Россия"), который сегодня в команде спикера респарламента РХ Сергея Сокола занимается экономикой, передал Валову пустую казну, не то что получил Молодняков. Осенью 2018-го было так, писал Михаил Анатольевич:
"Горькая правда про Саяногорск. Друзья, в ходе выборной компании я обещал сделать работу местных властей открытой для горожан. Жители Саяногорска имеют полное право знать, что происходит с городскими финансами, и куда тратятся деньги из бюджета. В городской казне гуляет ветер, а долговая удавка уже ввергла бюджет Саяногорска в коматозное состояние.
1. По состоянию на 1 октября 2018 года в Саяногорске заблокированы лицевые счета 36 бюджетных учреждений на общую сумму 61,7 млн рублей. Проще говоря, из-за долгов, которые копились аж с 2014 года, сегодня арестованы счета почти всех школ, детских садов и муниципальных учреждений города. Долги состоят из двух частей: почти 45 млн бюджетникам должен местный бюджет, 16 млн – бюджет республики. Это не просто долги, а долги, по которым имеются судебные решения и выписаны исковые листы.
2. В целом кредиторская задолженность местного бюджета на 1 сентября 2018 года составляет 186,1 млн. В том числе: по коммунальным услугам – 43,2 млн, по налогам – 10,6 млн, поставщикам и подрядчикам – 42,9 млн. Фактически сегодня город не в состоянии рассчитываться по своим обязательствам. Именно поэтому никто из нормальных подрядчиков не желает заключать договоры с муниципальными структурами, т.к. получить деньги за выполненные работы, ему удастся только через суд и вообще неизвестно когда.
3. Кроме долгов по налогам, долгов перед поставщиками и подрядчиками, а также долгов за коммунальные услуги, город по уши залез в долги ещё и кредитными организациями. Общая задолженность по кредитам составляет 272, 3 млн, в т.ч. перед банками - 195 млн, по бюджетному кредиту – 77,3 млн. За пользование кредитными деньгами сумма одних только процентов, подлежащих оплате банку, в этом году обойдётся городской казне Саяногорска в 26 млн. Итого общие долговые обязательства города по состоянию на 1 сентября 2018 года составили 458,4 млн. Если ситуацию не менять кардинально, то собственные доходы бюджета Саяногорска в следующем году составят 711 млн. По сути, город уже находится за гранью выживания".
Валову удалось почти за 4 года справиться с немыслимой закредитованностью от команды Быкова. А Молодняков чего добивается? Ожидаемо, от комментариев ИА "Хакасия" мэр сегодня отказался.
О критическом положении Саяногорска, если это действительно так, поставлено в известность правительство Хакасии, министерство финансов.
Объем финансовой помощи муниципалитету из ресбюджета РХ за 2019-2023 годы составил 7 млрд 384 млн 341 руб.
Продолжение следует.
Комментарии