Свистать всех наверх! Балтфлот покажет шведам, финнам и датчанам «кузькину мать»
Фото: Игорь Онучин/ТАСС

Скандинавы, запирая российские танкеры на Балтике, видимо, соскучились по нашим атомным подлодкам у своих берегов

На Западе вновь обсуждают возможность полного закрытия Балтийского моря для движения наших гражданских кораблей. И в первую очередь — наших танкеров с углеводородами. Начинают игру издалека и осторожно.

Сначала международные «экологические организации» крайне озаботились тем, что перевозящие нефть российские суда находятся «в плохом состоянии», а у стран Скандинавского полуострова «нет информации ни о подготовке экипажа, ни о страховании и так далее», и это может привести к «страшной экологической катастрофе».

Затем к делу подключились министерства иностранных дел Швеции и Финляндии, которые, конечно же, «не смогли оставить серьезные опасения общественников без внимания».

И вот уже глава МИД Финляндии Элина Валтонен заявляет, что из-за движения «устаревших российских танкеров» в регионе «риск экологических катастроф существует каждый день, и особенно в районе Балтийского моря он может быть очень серьезным, если что-то произойдет».

Параллельно об этом же заявляет глава МИД Швеции Тобиас Бильстрем, утверждая, что Россия не просто проводит свои «непригодные к плаванию нефтяные танкеры через Балтийское море в нарушение всех морских правил», но даже «желает», чтобы «стареющий и незастрахованный российский теневой флот вызвал экологическую катастрофу».

И эта «опасность» настолько велика, что прибалтийские и скандинавские страны — члены НАТО готовы настаивать на том, чтобы в 14-й пакет антироссийских санкций ЕС, который хотят принять к лету этого года, вошли:

— запрет на дозаправку и перегрузку танкерного флота в акватории Балтийского моря;

— обязанность брать датских лоцманов при проводке танкеров через пролив Эресунн (которым могут дать задание проверять или даже блокировать суда, которые не имеют «признанную страховку», естественно, в соответствии с «положениями морского права»).

Если такие намерения будут осуществлены на практике, это значит, что гражданскому флоту России просто целиком отсекут доступ к Балтийскому морю.

— Эти действия, действительно, откровенно блокадные, нарушающие принципы свободного морского судоходства, — согласился политолог Алексей Анпилогов. — Однако я назвал бы это прощупывание не прямо уж поиском повода к войне с Россией, а пока просто прощупыванием тех пределов, до которых можно безопасно ставить нам палки в колеса и не нарваться на наш военный ответ в виде, например, сопровождения наших танкеров в датских проливах военными кораблями Балтийского флота.

Потому что не существует такого общепризнанного единого универсального международного договора, согласно которому одни страховые компании признаются всеми, а другие нет.

Общие требования к танкерным флотам всех стран заключаются только в том, что конкретный танкер должен иметь страховку в принципе, да соответствовать международным конвенциям SOLAS и MARPOL. И весь российский флот этим требованиям отвечает. А вот использование страховки по отношению к третьим лицам, так называемая P&I (Protection and Indemnity), форма страхования ответственности судовладельца или фрахтователя за деятельность, — не более чем просто сложившаяся практика.

Судовладельцы не обязаны заключать договоры о страховании исключительно, например, с британском Lloyd. Это просто раньше было экономически выгодно, вот наши суда там и страховались. А сейчас нам не выгодно, и мы не обязаны там страховаться, жестко нигде эта обязанность на прописана. Так что в этом плане намерения шведов, финнов и датчан никак не соответствуют морскому праву.

«СП»: Следовательно, вариант с заданием для датских лоцманов проверять или даже блокировать суда, которые не имеют «признанной страховки», тоже никакого отношения к пресловутому «морскому праву» не имеет?

— Дания, действительно, обеспечивает в проливах Балтийского моря международное судоходство аналогично Турции. Которая, согласно конвенции Монтрё, неукоснительно следит за Босфором и Дарданеллами, по которым осуществляется вход в воды Черного моря, и согласно этой самой конвенции не впускает туда военные корабли НАТО из-за конфликта причерноморских государств.

Но если бы было так просто перекрыть международное морское судоходство, я вас уверяю, Дания бы сделала это моментально по одному щелчку пальцев заокеанских кураторов на чисто датском уровне принятия решений.

Проверить-то любое судно на входе в Балтийское море Дания может, но только чтобы «завернуть» его, ей придется долго и упорно доказывать, что та или иная страховка по тем или иным причинам ненадежна или даже фиктивна. Но я уверен, что у российских судов все с этим в порядке, а Россия при необходимости в состоянии создать страховую компанию с госучастием, в надежности которой ни у кого не будет повода сомневаться.

А если сегодня просто завернуть судно по той причине, что кому-то та или иная страховка «просто не нравится», формально придравшись к конкретному танкеру, то велика вероятность того, что Западу моментально прилетит бумеранг. И, например, завтра, например, Иран, воспользовавшись прецедентом, захочет полностью перекрыть уже Ормузский пролив, потому что решит не признавать западные страховки судов. А Ормузский пролив — это, на минуточку, треть потока всей мировой нефти. И США сразу натыкаются на грабли.

«СП»: Что мы можем предпринять в ответ? Ведь что-то же мы должны предпринимать, не просто же так нас «прощупывают»?

— Вариант первый — мы просто посылаем всех этих датчан, шведов, финнов и прочих прибалтов лесом, оперируя тем фактом, что не существует никакого единого универсального международного обязательного к исполнению порядка страхования судов и танкеров, а есть только Конвенция по морскому праву ООН, где прописаны только общие нормы да традиции, которые каждый волен исполнять или не исполнять.

Вариант второй — мы реализуем на практике сопровождение наших гражданских судов и танкеров силами ВМФ России. Как, например, это делают те же США, так и не подписавшие, к слову, Конвенцию ООН по морскому праву (что, опять же, ставит под сомнение ее универсальность), в районах, которые признаны опасными для морского судоходства, в частности — в Красном море.

Для начала высказавшись по линии МИД РФ и донеся до всех, какие гласные и негласные договоренности будут нарушены при возможном перекрытии Балтики, а после устроив, например, показательный проход нашего Балтфлота с развернутыми флагами и вымпелами до Северного моря и обратно.

«СП»: А сил у нашего Балтфлота достаточно для такой демонстрации и военного сопровождения каждого нашего гражданского судна?

— По моим данным, сил у нашего Балтийского флота для этого вполне достаточно, — поделился своим видением ситуации военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.

— Дело ведь не только в кораблях, есть же еще наша военная авиация на Балтике, и береговые ракетные части, и все остальное. Впрочем, в Балтийском море и без того проводится достаточно военных учений, чтобы все всё увидели, поняли и сделали соответствующие выводы. Хотя прыти и резвости у прибалтов со скандинавами, конечно, не занимать, уж очень они хотят выслужиться перед своими американскими хозяевами.

Думаю, у них ничего не выйдет, хотя срабатывать на упреждение, чтобы отбить охоту у северян «гадить» нам раз и навсегда, в данном случае, думаю, мы не можем. Нас тогда сразу обвинят в военной эскалации, прибалты и скандинавы те еще провокаторы. Полагаю, что у нашего руководства хватит хладнокровия, чтобы не среагировать на этот провокационный собачий лай.

svpressa.ru

Добавить комментарий