На Украине победит тот, кто сможет предотвратить гуманитарную катастрофу
В то время, как все обсуждают обстановку на фронтах российской спецоперации на Украине, известный блогер Юрий Подоляка поднимает еще одну, не менее важную тему. На своём канале в YouTube он высказал мнение, что основной фронт скоро будет в тылу, причем, в тылу обеих сторон конфликта. Подоляка имеет в виду гуманитарную ситуацию, которая становится катастрофической.
Подоляка отметил, что цепочки поставки товаров на Украине разрушены, восстанавливать логистику никто не пытается. Огромное количество товаров раньше поступало через южные порты, теперь эта возможность закрыта, а идущие с запада авто и ж-д магистрали физически не способны справляться с таким потоком и во многом используются не по назначению. На востоке та же ситуация, плюс проблемы с «гуманитаркой», вызванные в том числе таможенными вопросами, которые, по его мнению, никак не решаются.
Эти вопросы, по словам Подоляки, по обе стороны линии фронта будут становиться все более серьезными, чем сама ситуация на линии фронта. Всем уже ясно, что гуманитарная ситуация по всей Украине будет все больше ухудшаться. И в противостоянии выиграет та сторона, которая лучше решит именно эту проблему. Потому что, как заявил Подоляка, «через два месяца население Украины будет оценивать то, как решают их гуманитарные проблемы, это будет становиться решающим фактором».
В ближайшее время ситуация на Украине будет скатываться к «донбасскому сценарию» 14−15 годов: жить можно будет, но это будет не жизнь, а выживание. Это не значит, что люди будут умирать с голоду, но такая жизнь едва ли покажется кому-то привлекательной.
При этом, по слова Подоляки, есть нормальный пример, который уже работает на территории ДНР и ЛНР. Почему нельзя найти людей, которые понимают особенности региона? — вопрошает он. Такие люди, опираясь на военно-гражданские администрации, быстро смогут получить те же результаты, что были получены в Донбассе в 20−21 гг. Это будет контрастировать с теми процессами, которые быстро будут набирать обороты на остальной Украине и привлечет огромное количество людей на свою сторону.
Подоляка уверен, что для этого достаточно создать механизм. Таможенники, по его словам, работают по инструкциям, они ничего не нарушают. Нужно создать новый правовой статус для освобождаемых территорий. Тут не нужно далеко ходить, есть же пример того же Донбасса. Нужно дать возможность российским регионам наладить связи с освобожденными территориями Украины.
Подоляка подчеркнул, что гуманитарная катастрофа будет не результатом козней врага, а просчетов властей.
— Гуманитарная катастрофа — это «подруга» любой войны или военной спецоперации, — уверен крымский журналист Сергей Кулик.
— Они всегда идут бок о бок. Военные действия так или иначе разрушают прежнюю жизнь, в том числе и прежнюю логистику. Особенно в крупных блокированных городах, таких как сегодняшние Киев, Одесса, Николаев. В сельской местности или маленьких городах, конечно, попроще будет — в сельмаг могут не привезти туалетную бумагу или освежитель воздуха, однако с голоду селяне не умрут: в огороде всегда растут огурчики с картошкой, а печь хлеб в домашних условиях украинцы научились ещё во время президентства Ющенко. Да и домашние закатки в погребах хранятся. А вот в крупных городах ситуация будет очень сложной — как правило, запасы на торговых складах мегаполисов рассчитаны на пару месяцев. А потом наступит голод. Правда, многие жители Украины, особенно пожилые люди, привыкли закупать всё впрок, но тем не менее.
«СП»: — Ну, с территорией, подконтрольной Киеву, понятно, но в чем проблема освобожденных территорий?
— А проблем много. Во-первых, Кремль так внятно ничего и не сказал: а что будет дальше. Сочувствующие России жители освобождённых территорий — а их, поверьте, не мало — откровенно боятся высказывать свои симпатии. Люди запуганы восьмилетним террором. Они говорят: «Хорошо, мы вас поддержим, но не получится ли так, что Москва потом даст „обратку“, замирится с Киевом, а потом сюда придут нацисты и нас всех прикончат?» И у них есть все основания для подобных умозаключений. Разве не по команде из Москвы в 2014-м ополченцы ДНР не стали отвоёвывать Мариуполь — Видимо, ради прибылей якобы дружественного России бывшего «кошелька» Партии регионов Рината Ахметова? Сегодня Ахметов продемонстрировал свою «пророссийскость». Но за эти восемь лет украинские нацисты превратили Мариуполь в свой основной форпост. Что сейчас происходит там, с каким трудом мы выковыриваем нацистов оттуда, как те пытали там антифашистов, выжигая на их телах свастику, и прикрываются сейчас мирными жителями — сейчас это известно…
Во-вторых, спецоперация, похоже, была продумана не полностью. Военные свою задачу выполняют и идут дальше. А в их тылу «кастрюльки» срывают российские флаги. Да, подразделения Росгвардии приводят в чувство особо буйных, но на местах остались те же украинские чиновники. В Москве только на днях очухались и спустя месяц после начала операции приняли решение о создании военно-гражданских администраций, призванных решать вопросы жизнеобеспечения подконтрольных России территорий. Да и то после того, как вернувшийся из-под Киева бывший народный депутат Украины Олег Царёв в теле-эфирах начал поднимать этот вопрос.
А ведь в годы Великой Отечественной войны за действующей армией сразу же шли военные комендатуры и налаживали мирную жизнь. Мой родной город в Крыму освободили 11 апреля 1944 года, а уже 13 апреля собес назначил моей бабке социальные выплаты. Я видел этот документ — он был написан на огрызке какой-то немецкой прокламации (просто не было бумаги), до освобождения Севастополя оставался ещё месяц, но собесы на севере Крыма уже работали. Почему подобное не предусмотрели сейчас? Не хватает кадров? Так специалисты, привыкшие действовать в условиях военных действий, есть в ДНР и ЛНР. Тому пример — мэр Горловки Иван Приходько. Город постоянно под обстрелами, но все городские службы работают исправно. Разве он не воспитал опытных специалистов, умеющих действовать в критических условиях? А позавчера председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов пообещал помочь руководящими кадрами освобожденным территориям Украины для замены чиновников, которые не лояльны России.
В-третьих, на освобождённых территориях заканчивается гривневая масса, а рублей нет. Если завтра-послезавтра туда не зайдут хотя бы крымские банки РНКБ и ЧБРР, то местные жители вынуждены будут перейти к натуральному обмену.
В-четвёртых, заканчиваются запасы в аптеках. Если простуду можно вылечить домашними средствами, то как быть, например, астматикам или больным, которым необходим инсулин? По моему мнению, хотя бы передвижные лавки «Крым-Фармации» должны были появиться в Херсонской и Запорожской областях ещё две недели назад.
«СП»: — А что с таможней? По словам Подоляки, этим территориям нужен новый правовой режим. Зачем?
— Да хотя бы затем, чтобы не мурыжили по несколько дней на таможенных постах машины с собранной благотворительной помощью. Причём, не только в Крыму, но и на рубежах с ЛНР и ДНР. Правда, наш народ уже давно научился обходить все законодательные рогатки и скидывает деньги напрямую работающим на месте волонтёрам, таким как Андрей Лысенко из ДНР, который уже восемь лет развозит гумпомощь нуждающимся. Пока помощь из России доедет, а людям в Мариуполе кушать надо уже сегодня. Но то в ДНР, а как быть жителям Херсонщины, если грузы для них застряли на КПП «Чонгар»? Разумеется, это острая проблема и её надо решать как можно быстрее.
«СП»: — По словам Подоляки, нужно дать возможность российским регионам наладить связи с освобожденными территориями Украины. Что это за связи? О каких регионах речь?
— Например, Херсонщины с Крымом. Херсонские сельхозпроизводители волком взвыли, когда семь лет назад режим Порошенко объявил торговую блокаду Крыму — ведь они потеряли реальные деньги. В прошлом году не российские, а именно украинские СМИ публиковали информацию о том, что херсонские бахчеводы половину урожая пустили на корм свиньям — они не нашли покупателя на свою продукцию. А ведь до «Майдана» херсонские арбузы охотно раскупались в Крыму, особенно среди курортников Южного берега. Да разве только арбузы?! Херсонская область вообще житница Украины, да и жители её очень трудолюбивые — им есть что предложить другим регионам России.
— Катастрофу создала Украина и её ВСУ, — отмечает политолог Александр Дудчак.
— Есть задачи, которые нужно решать. И они решаются. Да, у Подоляки душа болит, он стремиться ускорить процесс, но и панику устраивать — не значит оказывать помощь. Киевские власти доводят ситуацию до катастрофы. Информация о том, что они действуют умышленно, поступает из разных городов, даже из тех, которые далеки территориально от мест боевых действий. Там специально создают ажиотаж, нагнетают обстановку, да еще постоянно ездят по мозгам беспричинно запускаемой воздушной тревогой.
«СП»: — А что на освобожденных территориях? В чем проблема там?
— 24 марта в Москве было принято важное и давно назревшее решение о создании военно-гражданских администраций на освобождённых территориях Украины. Так что и проблемы будут решаться. Не всё на 100% можно было предусмотреть заранее. Но, очевидно, что информация анализируется, делаются выводы, принимаются нужные решения.
«СП»: — По словам Подоляки, нужно дать регионам России работать с освобожденными регионами юга Украины. Как они могут помочь?
— Так ведь регионы работают. И не только приграничные. Практически все регионы России задействованы в процессе. И продуктами питания, и одеждой, и размещением беженцев — 33 региона РФ участвуют в их приёме.
«СП»: — По словам Подоляки, успешный контраст с территориями, подконтрольными Киеву, привлечет много людей на нашу строну. Так ли это? «Пламенные патриоты» продадутся за гуманитарку?
— Конечно, позитивный контраст должен быть. И он есть. Например, Херсонская область — там намного безопаснее, чем на территориях, подконтрольных Киеву. Пресечено мародерство. Решаются вопросы с выплатами, обеспечением продовольствием. Идет подготовка к посевной. Жизнь налаживается достаточно быстро. Да и смена информационного фона дает свои позитивные результаты.