В Аргентине случилось то, что обещал её новый президент. Страну охватил общенациональный шок в результате объявленных Хавьером Милеем финансово-экономических мер.
Он хорошо подумал?
Президент Аргентины Хавьер Милей объявил "чрезвычайное положение в экономической, финансовой, налоговой, административной, страховой, тарифной, медицинской и социальной сферах до 31 декабря 2025 года". Одновременно он подписал указ с пакетом мер, направленных на полное дерегулирование экономики, – всего 360 реформ. "Чрезвычайное положение" позволит исполнительной власти посредством делегированных ей полномочий уже сейчас предпринимать определённые шаги, которые потом должны быть одобрены Конгрессом.
Милей сообщил о решении созвать внеочередную парламентскую сессию, чтобы рассмотреть его указ о реформах экономики. "Мы попросим Конгресс помочь нам добиться перемен, в пользу которых сделало выбор общество в условиях кризиса, требующего неотложных действий", – сказал Милей, обращаясь к нации из президентского дворца.
Депутатам придётся выбирать между тем, чтобы быть частью перемен или помешать самому амбициозному процессу реформ за последние 40 лет, чтобы Аргентина снова стала мировой державой,
– пригрозил новый президент страны.
Пока неясно, как поведут себя законодатели. У партии Милея "Свобода наступает" нет парламентского большинства. Между тем ранее в поддержку Милея выступали правые силы, возглавляемые бывшим правым президентом Маурисио Макри, который наряду с Милеем настроен кране оппозиционно к социалистам, потерпевшим неудачу в ходе последних президентских выборов. Так что у Милея есть все шансы получить поддержку парламента и приступить к "шоковой терапии" в отношении аргентинской экономики и самих аргентинцев.
Развалит государство?
Мы подписали чрезвычайный указ, чтобы начать разбирать этот репрессивный институциональный правовой каркас, который разрушает нашу страну,
– сказал Милей в обращении к нации. Но кто и что разрушает? Даже либеральная европейская пресса пишет, что "Милей официально инициировал распад аргентинского государства".
Речь в указе идёт, в частности, о сокращении социальных расходов на 20 млрд долларов, о приватизации всех государственных компаний, таких, например, как нефтяная компания YPF, о разрешении свободных операций в долларах. Отменено всё законодательство, которое препятствует приватизации государственных предприятий.
Система здравоохранения также претерпит серьёзные изменения. Медицина станет бизнесом. Это означает, что лечение станет недоступным для большинства аргентинцев.
Отменены законы, которые обязывали компании гарантировать внутренние поставки продуктов питания, а супермаркеты – устанавливать более низкие цены на некоторые товары первой необходимости. Милей, как только занял пост президента, сразу девальвировал в два раза национальную валюту, что привело к соответствующему понижению покупательной способности аргентинцев. Теперь же, когда цены и вовсе отпущены, многие продовольственные товары будут просто недоступны большинству аргентинцев.
При этом Милей отменил закон, запрещающий арендодателям повышение арендной платы чаще одного раза в полугодие. Значит многих граждан наряду с недоступностью цен на продовольствие ждёт ещё и потеря жилья. Ни крыши над головой, ни еды, ни доступного лечения.
Это и есть тот шок, обещанный народу Милеем, который получил поддержку 56% аргентинцев за то, что в целях борьбы с инфляцией выступал за минимальное вмешательство государства в экономику, за упразднение Центробанка и приватизацию госкомпаний.
Открытый рынок
Указ Милея открывает защищённый до сего дня аргентинский рынок для всего мира, устраняя многие правила, которые препятствовали импорту и экспорту. Испанская газета El País отмечает, что аргентинская промышленность, которая в течение многих лет была защищена государством, станет одним из наиболее пострадавших секторов, как это уже произошло во время неолиберального десятилетия президента Карлоса Менема (1989-1999).
Одной из главных целей Милея является дерегулирование аргентинского рынка труда. До сего момента поддерживались очень выгодные правила для работников, нанятых официально по трудовому соглашению. По некоторым данным, они составляют 30% от общего числа занятых. Теперь же работодатель будет иметь больше прав и возможностей оказывать давление на работника, и вот как: минимальный испытательный срок для работника повышается с трёх до восьми месяцев, сам испытательный срок может быть продлён на неопределённое время, а работодатель сможет прекратить отношения с работником в течение этого периода "без причины и без компенсации".
Причём указ Милея затрагивает те аспекты трудового законодательства, которые не требуют прохождения через Конгресс. Внесён полный дисбаланс в трудовые отношения в пользу работодателя.
Прикупить землицы
На фоне резкого ухудшения социально-экономического положения большинства населения весьма, так скажем, экстравагантно выглядит решение президента о том, что теперь иностранцы не будут иметь ограничений на покупку земли в Аргентине. То есть и собственная земля тоже скоро уйдёт из-под ног аргентинцев, лишь малая толика которых имеет возможность приобретать землю.
В АРГЕНТИНЕ УЖЕ НАЧАЛИСЬ ПРОТЕСТЫ В СВЯЗИ С "ШОКОВОЙ ТЕРАПИЕЙ" В ИСПОЛНЕНИИ МИЛЕЯ. ДАЛЬШЕ БУДЕТ ТОЛЬКО ГОРЯЧЕЕ. СКРИНШОТ: YOUTUBE-КАНАЛ THE GUARDIAN
Решение о свободной продаже земли привлекает особое внимание в связи с тем, что упомянутый экс-президент Аргентины Маурисио Макри (глава государства с 2015 по 2019 гг.) во время своего пребывания у власти в обход парламента вёл переговоры с США о размещении в Аргентине трёх американских военных баз. Одна из них должна была располагаться в северной провинции Мисьонес, на стыке границ с Парагваем и Бразилией. Вторая – в центральной провинции Неукен, где находятся гигантские запасы сланцевого газа. Для третьей американской базы было присмотрено местечко на Огненной Земле, откуда США могли бы легко контролировать судоходство в стратегически важном Магеллановом проливе.
Переговоры с американцами от имени президента Макри вела, кстати, экс-министр внутренней безопасности Патрисия Буллрич, которая занимает теперь ту же должность в правительстве президента Милея. Тогда, при президенте Макри, переговоры застопорились ввиду того, что Макри потерял власть. Сейчас есть все основания полагать, что американцы просто купят нужные им куски территории Аргентины. Плюс ко всему Милей объявил, что в своей внешней политике будет ориентироваться на США.
Новый Пиночет?
То, что он производит с экономикой Аргентины, в точности копирует то, что в своё время сделал с экономикой Чили кровавый диктатор Аугусто Пиночет. Экономические реформы Пиночета были подсказаны ему "чикагскими мальчиками" – группой чилийских экономистов, которыми руководил основоположник Чикагской школы экономики Милтон Фридман. Суть их идеологии заключалась в полном устранении государства из экономики и в сверхбыстрых и ультралиберальных экономических реформах в контексте полного отказа от социальных гарантий для населения.
Эта экономическая модель легла в основу Конституции Чили, которая была принята с подачи Пиночета в 1980 году и действует до сих пор. Эта Конституция заложила основу крайнего расслоения чилийского общества, где кучка миллиардеров владеет основной массой ВВП, а абсолютное большинство чилийцев влачит полуголодное существование. В Чили было создано общество "химически чистого капитализма", где даже системы здравоохранения, образования и обеспечения в старости находятся исключительно в частных руках.
Конституция Чили как бы репродуцирует в каждом новом поколении чилийцев это крайнее расслоение. Именно это обстоятельство вызвало в Чили в 2019 году народный бунт, который чуть было не перерос в гражданскую войну. И только решение бывшего уже президента-миллиардера Себастьяна Пиньеры о референдуме по изменению Конституции помогло стравить пар народного гнева. Но и процесс реформирования основного закона Чили местный олигархат, который обладает всеми ресурсами и страны и всеми СМИ, смог завести в тупик.
Аргентина при новом президенте встала на тот же путь, что и Чили после кровавого военного переворота 1973 года. Фактически в лице президента Милея мир получил нового Пиночета, только аргентинского. Пока без концлагерей и пыток.
Будут ли репрессии?
В Аргентине уже начались массовые акции протеста в связи с указом Милея. Первая демонстрация состоялась во второй половине дня в среду, когда более десяти тысяч человек заняли центр Буэнос-Айреса в знак протеста против объявленного сокращения государственных расходов. Их жёстко встретила полиция. Новый министр внутренней безопасности Аргентины уже упомянутая Патрисия Буллрич обещала применять "нулевую терпимость" в отношении любого уличного проявления народного недовольства.
Это сильно настораживает, поскольку Аргентина – очень поляризованное общество. Профсоюзы и влиятельные организации страны готовы противостоять на улицах любому ограничению прав. И как до сих пор существовавшая свобода манифестаций будет сопрягаться с намерением властей подавлять её – не ясно.
Оппозиция резко осудила указ президента Милея, направленный на то, чтобы в одночасье превратить Аргентину в либеральное государство. Одним из самых критических голосов был голос губернатора провинции Буэнос-Айрес Акселя Кисильофа:
Милей намеревается всё приватизировать, всё отменить, дерегулировать, уничтожить права трудящихся, уничтожить целые отрасли производства, разграбить футбольные клубы и наследие аргентинцев. И всё это в обход Конгресса… Милею осталось только сказать – долой демократию.
Левые силы призвали объявить всеобщую забастовку.
И о футболе…
С момента объявления указа Милея футбольные клубы могут стать акционерными обществами. Конечно, футбол – это религия аргентинцев, без разговора о нём не проходит ни один вечер в кафе или на домашней кухне. Но где будет футбол в жизни аргентинца, если ему негде будет жить и нечего будет есть? И если за проявление недовольства ему будут грозить каталажкой?
Хотя, впрочем, футбол может стать той отдушиной, куда новые власти Аргентины будут направлять негативную народную энергию. В стране проводится общенациональный социальный эксперимент. И футбол, как свисток на трубе паровоза, может стать важным элементом этого эксперимента, чтобы не повторить чилийских событий 2019 года.
Не надо забывать, что Милей – это продукт американских политтехнологий. Он приведен к власти исключительно для того, чтобы не допустить Аргентину в БРИКС и чтобы эта страна не создала совместно с Бразилией форпост БРИКС в Латинской Америке. И чем сильнее аргентинцы погрузятся в экономический ад, который им готовит Милей, тем меньше у страны будет возможностей думать о таких геостратегических вещах, как БРИКС. В этом и есть задумка тех, кто стоит за сумасбродным Милеем.
Комментарии