Взятие под контроль этого города обеспечит прорыв к столице «незалежной» с юга
После взятия под контроль российской армией Херсонской области, важнейшим форпостом Украины на юге станы остается город Николаев — важнейший промышленный центр, колыбель черноморского кораблестроения России с населением в почти полмиллиона человек.
Напомним, еще 11 марта российские войска завершили блокирование николаевской группировки ВСУ с трёх сторон: с юга, востока и с севера.
После этого ВС РФ достаточно быстро продвинулись к северу Николаевской области. На сегодняшний момент территория к северу от Николаева вплоть до Нового Буга и границ Днепропетровской области контролируется российскими военными. Однако части ВСУ продолжают оказывать упорное сопротивление.
Серьезную роль играет и информационная война, в которой украинские пропагандисты пытаются представить ситуацию так, что российская армия «обломала зубы» о Николаев. Подобную картинку пытается создать руководитель Николаевской области Виталий Ким, который сегодня стал одним из главных ньюсмейкеров на Украине. Так, еще на прошлой неделе он, находясь в помещении без окон, объявил о том, что ситуация находится якобы под его полным контролем призвал российские войска «сдаваться». Это притом, что в реальности губернатор уже не контролирует более двух третей территории региона, включая правую часть устья Южного Буга.
15 марта глава Ким заявил, что у него назрела идея по поводу укрепления Николаева.
«Есть одна идея касательно обороны города, всем понравится. Я сейчас её изучаю с технической точки зрения, координирую с военными и инженерными сетями. Проработаю и вечером, наверное, попрошу помощи у наших друзей-одесситов, ведь там и строительная техника нужна будет. В принципе, хороший план, хорошая идея», — сказал он, не уточнив в чём состоит этот план.
Впрочем, несмотря на то, что город взят в «оперативные тиски», особых продвижений нет. Кроме того, части ВСУ продолжают оказывать сопротивления и даже пытаются контратаковать наши подразделения.
Последние несколько дней на этом направлении не принесли значительных изменений. Чего ждать? Будут ли наши брать этот город, или просто обойдут его, как Харьков, Чернигов и Сумы? Как долго ВСУ еще смогут оказывать сопротивление? И почему этот город столь важен?
Обо всем этом мы поговорили с военным экспертом, политологом, директором по развитию Фонда содействия технологий 21 века Иваном Коноваловым.
— Стратегическое значение Николаева очень велико, — поясняет он. — После завершения операции под Николаевом часть российской группировки отправится на север — замыкать южный фланг вокруг Киева, а другая часть — отправится в сторону Одессы, которая пока еще никак не охвачена операцией.
Я, кстати, абсолютно не был удивлен появлению в Одессе известного во всем мире авантюриста, мерзавца и подонка Бернара Леви, который известен своей ненавистью к русским, он туда не просто так приехал. Очевидно, его задача — морально поддержать нацистов.
Есть такое понятие — сапспенс, это состояние тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, предчувствия чего-то ужасного. Так вот, для нацистов в Одессе приближение российских войск это и есть такой саспенс. Это сигнал того, что им нужно убираться из города.
Во-первых, Одесса — жемчужина, культурный центр мирового значения, разрушать ее никто не хочет. Во-вторых, в этом городе хорошо помнят события второго мая 2014-го, многие организаторы того массового убийства все еще находятся в Одессе и понимают, что их ждет, все их имена давно известны, затаиться не получится. Так что им дают понять: уходите, пусть Одесса обойдется без большой крови. Время на это есть, пока ситуация в Николаеве подвисла…
«СП»: — Украинские пропагандисты утверждают, что географическое положение играет в плюс украинским войскам. При помощи армейских понтонов Южный Буг, на берегах которого расположен город, широкую реку не преодолеть. Так ли это? Почему так долго с ним возятся?
— В чем-то они правы, город не охвачен только с запада, нужно действительно форсировать Буг. Но мне кажется, в этом нет никакой необходимости. «Нависание» над Николаевом решает главную задачу — создание напряжения. После зачистки Мариуполя подойдут освободившиеся силы, а дальше — начнет решаться задача создания прохода в Приднестровье, освобождения Одессы и выход на южный фланг Киева и закрытие кольца вокруг него.
Если вы посмотрите на карту, то увидите, что юг Украины, север и восток взяты под контроль, остается неохваченным центр. Завершение операции под Николаевом и бросок под Киев, окружение его со всех флангов — приведет к перекрытию этого огромного куска, в котором находятся такие крупные города, как Днепропетровск (Днепр по украинской версии), Кривой Рог, Полтава. Тогда там просто не потребуется вести какие-либо боевые действия, не потребуется также брать эти города в кольцо, как это сейчас делается с Харьковом и тем же Николаевом. Они сами сдадутся по причине полного нарушения коммуникаций.
«СП»: — В украинских ТГ-каналах пишут, что в Вознесенске на севере Николаевской области началась всеобщая мобилизация населения и транспортных средств. О чем это говорит? У бандеровцев совсем все плохо?
— Хочу напомнить, что именно там, под Вознесенском они особенно огрызаются, там было несколько попыток контратаковать. Они понимают, что после Николаева все силы российской группировки двинутся именно туда, поэтому пытаются удержаться из-за всех сил. А как только падет Вознесенск, это уже начало конца для Киева.
«СП»: — С насколько серьезными силами мы там имеем дело?
— Могу предположить, что их там до двух батальонов, но они хорошо вооружены, экипированы, у них есть механизированные колонны и силы специальных операций. А главное — они хорошо обучены, подготовлены к войне. Все эти годы они изучали тактику российской армии, начиная с 2008-го года: в Грузии, в Сирии. И дело даже не в обучении западными инструкторами — эти инструкторы плохо знакомы с реальной войной и могут научить разве что исполнению НАТОвских протоколов. А украинские военные не только знакомы с тактикой российской армии, но и имеют боевой опыт и понимание того, как нужно воевать.
«СП»: — Это именно ВСУ? Не нацбаты?
— Да, к сожалению, там мы имеем дело именно с ВСУшникми, это мотивированные люди, уже, по сути, те же нацисты, которых также надо уничтожать.
«СП»: — Сколько, по-вашему, еще продлится операция вокруг Николаева?
— На этот вопрос вам сейчас никто не даст ответа. Скажу одно: все идет по плану. А в планах — сломить сопротивление и уничтожить продолжающего сопротивляться противника. Не стоит забывать, что в главном «котле» в Донбассе еще остается около 53 тысяч человек, еще порядка семи тысяч остаются в Мариуполе, плюс еще 50-тысячная группировка находится на Западной Украине, которая, к тому же, усилена иностранными наемниками. Ряды последних, правда, сильно поредели после российского удара по Яворовскому полигону: кого не убило — разбежались. В любом случае, не стоит недооценивать противника. Те, кто еще остался — это серьезные силы, и с ними предстоит повозиться.