Почему военные просят лодки у волонтеров, а не получают от Минобороны?
Дефицит современных катеров и лодок ограничивает возможности наших военных в Херсонской области, а порой приводит к трагическим последствиям. Кадры гибели наших бойцов из-за сломавшейся старой моторки публикует портал «Русская весна».
По словам военнослужащих российских подразделений на херсонском направлении, им действительно нужны нормальные плавсредства для боев на Днепре. «Требуются лодки на 6−8 бойцов, не резиновые, с мотором минимум 60 лошадиных сил», — информирует издание.
О критической ситуации с плавсредствами в Херсонской области специалисты пишут давно. Речь об обеспечении безопасности акваторий не только Днепра, но и черноморского и азовского побережья. Это стало особенно актуально в связи с возможным форсированием реки силами ВСУ.
Отмечается, что потребность в малом флоте подразделений на левом берегу Днепра, оценивается в 100 единиц. Главная нужда — в катерах длиной до 8 метров. Они должны быть быстроходными, блестящими (вероятно, чтобы отражать сигнал локатора противника), защищёнными и обладать возможностью использования по модульному принципу.
Для наблюдения за пусками БПЛА, ретрансляции связи, РЭБ и решения других задач нужны безэкипажные катера. Они могут быть подводными, надводными или полупогружными. Есть потребность и в катерах-камикадзе (такими ВСУ пытались атаковать наши корабли в Севастополе). По некоторым данным, весной прошлого года ряд отечественных производителей спецкатеров и лодок были готовы предоставить военным свои изделия даже бесплатно, но практических результатов не было.
Теперь маломерные суда приходится реквизировать у местного населения. В частности, об изъятии 30 плавсредств в Геническе весной говорил врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо. Вряд ли это добавляет симпатий местным властям.
В ожидании системного решения проблемы предприятиями ВПК, имеет смысл использовать нестандартные временные способы решения проблемы. Так, военкор Александр Коц обратил внимание на простаивающие без дела катера, изъятые у браконьеров в Дагестане.
«Почему бы их не передать на нужды СВО? Вот губернатор Приморья передает фронту технику, которую изымают у „черных лесорубов“ — от легковых машин до тракторов. Что может помешать главе Дагестана сделать аналогичный жест», — написал военкор. Между тем, США еще в ноябре прошлого года отправили Украину 40 речных бронекатеров.
— В советские времена трудно представить, что было бы с тем, кто не выполнил приказ, например, маршала Жукова о поставке в войска необходимых им катеров, лодок и других плавсредств, — сетует военный эксперт Владимир Прохватилов. — А теперь, получается, можно наплевать? Когда Игоря Краснова назначили генпрокурором, он предложил мне стать экспертом ведомства по правонарушениям в оборонной промышленности. И в Генпрокуратуре, и в ФСБ тонны уголовных дел по таким нарушениям. Но им не дают ходу. С началом СВО мало что изменилось.
Военный эксперт Виктор Литовкин рассуждает о потребности в плавсредствах в контексте возможного наступления ВС РФ.
— Все российские боевые машины пехоты — плавающие. Есть у нас и плавающие бронетранспортеры. Но вода на Днепре низкая, на берегах многометровый ил. Это, по сути, непроходимое болото. Преодолеть такое препятствие на бронетехнике нашей армии сейчас невозможно.
Есть инженерные войска, у которых много средств для переброски и танков, и САУ, и другой тяжелой техники. Но, видимо, не хватает. Наверное, потому что в свое время при сокращении Сухопутных войск многое «порезали». А быстро восстановить производство невозможно.
«СП»: Задача форсирования Днепра стоит, скорее, перед ВСУ. Для этого украинцы используют западные плавсредства. Нам катера и лодки нужны для обороны, для контроля акватории…
— Акваторию проще контролировать с помощью радиолокационных средств. Днепр открыт. Стоит наша РЛС и видит все, что происходит на воде и побережье.
О том, почему образовался дефицит катеров и лодок у наших военных «СП» рассказал политический активист, гуманитарщик в Херсонской области Евгений Николаев.
— Несмотря на сброс воды в Каховском водохранилище, ширина Днепра в самых узких местах в Херсонской области примерно 400−450 метров. А в районе Энергодара — метров 800. Так что без лодок никак.
К нехватке плавсредств привели две основные причины: коммерциализация оборонки и невысокое качество принимаемых административных решений.
«СП»: Поясните.
— Зимой поступила команда о необходимости срочно решить проблему несанкционированного выхода местных жителей в море. Поскольку часть их промышляла контрабандой, а в условиях боевых действий выполняла роль разведки для ВСУ. В результате часть лодок и на Днепре, и на Азовском море была либо уничтожена, либо приведена в негодность.
Очень много подходящих плавсредств осталось на правом берегу Днепра. Почему наши военные, когда уходили из Херсона, не перегнали их на левый берег, непонятно. Время и возможности для этого были. Видимо, руки не дошли… В результате всех этих неблагоприятных процессов катеров и лодок для российской Днепровской флотилии теперь нет.
«СП»: Зачем лодки нужны ВСУ — понятно: они хотят форсировать Днепр. А зачем лодки нашей стороне?
— У нас много рассказывают про украинские ДРГ, которые действуют на левом берегу Днепра. Но и наши ДРГ работают на той стороне — вплоть до Кривого Рога. Кусают ВСУ по полной программе.
Кстати, сомневаюсь, что украинцы смогут форсировать Днепр более-менее крупными силами. Полноценный десант, используя их «москитный флот», высадить нереально. Но можно беспокоить, тревожить наших военных малыми силами.
«СП»: Получается, о переправе по воде на катерах с целью наступления речь не идет ни для российской, ни для украинской стороны…
— Начиная с лета прошлого года на нашей стороне было много понтонов. С их помощью в 6−7 местах можно было навести переправы. Они лежали открыто вдоль дороги, по которой ездили местные «ждуны». Это был тревожащий ВСУ фактор. Но потом понтоны убрали. Вряд ли увезли. Наверное, хорошо спрятали. И это тревожит ВСУ еще сильнее.
Комментарии