Во второй части своей речи на Индийской энергетической неделе Игорь Сечин ярко показал, кому именно нужна нынешняя турбулентность, кто на ней зарабатывает – разоряя при этом собственных союзников.
Трудно быть богом, резонно констатировали братья Стругацкие, и трудно быть Соединёнными Штатами, претендующими на роль живых богов. В Мировой Игре наступил момент, когда преимущество США в козырях сошло на нет, а желание диктовать свою волю остальным никуда не делось. Это очень опасная ситуация, поскольку поведение такого игрока становится неадекватным и опасным для окружающих.
Выступая на Индийской энергетической неделе в присутствии всего цвета азиатской (и не только) энергетики, главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин проиллюстрировал эту очевидную мысль на примере европейского газового рынка. Напомним, "Роснефть", хотя и носит в своём полном названии словосочетание "нефтяная компания", является также крупным производителем газа, активно наращивает добычу и, разумеется, следит за всеми тенденциями.
Платите больше и будете счастливы
Глобальный энергетический рынок, по сути, кончился. Соответственно и энергобезопасность перестала быть глобальной. Планета разбилась на несколько рынков, каждый из которых обеспечивает свою устойчивость самостоятельно. И больше всего от этого пострадала Европа. Один из трёх столпов мировой экономики (наряду с США и Китаем), в какой-то момент даже богатейший из них, на глазах теряет и значение, и самостоятельность.
Вопреки здравому смыслу Европу принудили к отказу от долгосрочных контрактов с поставщиками и к переходу на спотовое ценообразование, то есть закупку газа небольшими порциями на рынке, что практически всегда обходится намного дороже. Летом доходило до 3000 долларов за 1000 кубометров, в 8–10 раз дороже нормальной цены по нормальному долгосрочному контракту, заключённому перед началом пандемии. Китай, например, позаботился заранее – и вообще не испытывает проблем с энергообеспечением.
Почему же так выросли спотовые цены? Дело в так называемом зелёном переходе – внешне благородных попытках сократить "углеродный след", а в идеале ещё и перейти на возобновляемые источники энергии. Вот это аппетитное блюдо, поданное под соусом борьбы за благо будущих поколений, привело к серьёзнейшим проблемам у поколения нынешнего. Вложения в зелёный переход заведомо не окупаются, но они привели к сокращению инвестиций в традиционную энергетику – и, как следствие, возник банальный дефицит энергии во многих странах. К России, которая как раз не жалеет средств на геологоразведку и развитие отрасли, это не относится, равно как и к её партнёрам.
Но Европу из числа этих партнёров вывели через навязанную санкционную войну против России.
Следим за руками
После того как с помощью санкций и давления удалось разорвать тесные отношения России и Европы, продолжил Игорь Сечин, "американцы предложили вернуться к долгосрочным контрактам, гарантирующим возвратность инвестиций. Речь идёт о банальной недобросовестной конкуренции".
Разрушены все принципы рыночной торговли, по сути, отменены рыночное ценообразование, контрактное право, разорваны логистические цепочки, выстраивавшиеся десятилетиями. Иллюстрация – взорванный "Северный поток".
Блестящая операция, согласитесь. Запретить долгосрочные контракты, разорвать связи главного партнёра с главным конкурентом, организовать диверсию против газопровода, а потом вернуть долгосрочные контракты, но уже с правильными компаниями. Разумеется, сделать это можно, только имея средства полного контроля над покорным партнёром.
Так, доминируя и унижая, США стали крупным поставщиком газа в Европу. А поскольку "Атлантический поток" никто строить не собирается, газ поставляют морем в сжиженном виде, что, опять же, дороже для конечного потребителя – рядового европейского обывателя.
Глава "Роснефти" сослался на издание Bloomberg, по подсчётам которого средние цены на газ для Европы выросли в 3–5 раз, а дополнительные расходы домохозяйств и промышленности достигли 1 триллиона евро. Для сравнения, это совокупный годовой ВВП входящих в Евросоюз Бельгии и Австрии. Эквивалент экономики двух не последних стран попросту выброшен на ветер, а ветром этим управляют из Вашингтона.
Удивительно ли, что в IV квартале ВВП Германии, сильнейшей страны Евросоюза, снизился на 0,2%, а экономика показывает принципы рецессии. Наблюдается бегство капитала и перенос производства, в первую очередь, опять же, в Соединённые Штаты, где энергия в разы дешевле.
Что с того?
Американские нефтяные мейджоры стали лидерами по капитализации – потому что вовремя отказались от игр с "зелёной повесткой". В отличие, например, от BP, продолжающей экспериментировать в этой области и, как следствие, демонстрирующей печальные финансовые показатели.
Конечно, в Европе всё понимают: не почувствовать некоторые процессы просто невозможно. Лучшим выбором старушки Европы было бы порвать с "абьюзером" Дядюшкой Сэмом – но, как это обычно и бывает в токсичных отношениях, даже самые смелые европейские лидеры опасаются неадекватной реакции насильника на попытку разрыва.
Чтобы у Европы было хоть какое-то будущее, Россия обязана показать свою способность защитить её от США. Легко не будет.