Украина в 2024 году потеряла большие территории, фактически разменяв Донбасс на временную оккупацию части Курской области. Освобождение Донбасса ставит на очередь вопрос дальнейшего продвижения армии России в Запорожье, Днепропетровскую и Харьковскую области.
В целом можно сказать, что в обозримой перспективе Украина потеряет левый берег Днепра в его среднем течении. Это означает, что враг волей-неволей будет выстраивать оборону по правому, высокому берегу, направляя имеющиеся ресурсы на север, для удержания Харьковской, Сумской и Черниговской областей.
Выиграть войну на поле боя ВСУ не способны, поэтому единственная доступная Киеву стратегия — закрепиться по удобным рубежам обороны, крупнейший из которых — Днепр, и наносить по нашим тылам удары дальнобойными ракетами и дронами, надеясь убедить Россию, что продолжение конфликта будет слишком дорого стоить и пора сдаваться.
Очевидно, в рамках подготовки к реализации этого сценария в конце 2024 года враг представил целый арсенал новых крылатых ракет и беспилотников, которыми намерен бить по тылам наших войск и городам в глубине русской территории.
Соответственно, возникают вопросы: насколько серьёзны эти средства поражения, ухудшится ли ситуация по сравнению с нынешней и что нужно делать, чтобы она, наоборот, начала улучшаться?
Пакетный подход
В ноябре прошлого года Зеленский представил свой "План устойчивости", каковой среди прочего предполагает производство 30 тысяч дальнобойных БПЛА и трёх тысяч крылатых ракет.
После этого украинцы продемонстрировали две ракеты — "Пекло" и "Руту", а также сообщили о возобновлении серийного производства реактивного дрона (по сути, тоже ракеты) "Паляница". Кроме того, на нашей территории был обнаружен тактический ударный дрон "Рубака", в корпус которого встроен терминал спутниковой связи "Старлинк".
Использование терминала спутниковой связи делает дрон невосприимчивым к нашей РЭБ. Источник: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
Фактически можно говорить о подготовке Киевом целого пакета ударных средств, которыми он собирается поражать разные типы целей на разных дистанциях.
Например, упомянутый выше "Рубака" со "Старлинком" может "шакалить" в прикрытых РЭБ районах, атакуя склады топлива и боеприпасов, штабные машины и узлы связи. "Паляница", скорее всего, будет использоваться для быстрых ударов по целям на дистанции 200 километров. Заявления Зеленского о дальности 1500 км являются наглым враньём, просто потому, что изделие не имеет достаточного объёма топливных баков.
Первая партия ракет "Пекло": обнюхивать её прибежал сам Зеленский. Скриншот с ТГ-канала "Два майора"
Крылатые ракеты "Пекло" и "Рута" тоже различаются между собой. Первая, по заявлениям украинцев, должна лететь на 700 км, вторая — примерно на 300. Соответственно, одна может быть использована для ударов по стратегическим оборонным предприятиям, нефтеперерабатывающим заводам, крупным складам боеприпасов; другая же — для атак на железнодорожные станции, через которые идёт снабжение наших армейских группировок, а также на штабы и прифронтовые склады.
Но это всё в теории. На практике у врага может получиться совсем не так складно.
Ракета "Рута" создана компанией бежавшего из России бизнесмена- релоканта. Скриншот: ТГ-канал Юрия Баранчика
Колхозное качество
На первых же фото специалисты обратили внимание на колхозное качество ракет "Пекло". Торчащие головки заклёпок и щели в стыках листов обшивки красноречиво рассказали о том, в какой спешке противник клепал эту партию ракет.
Последующая публикация материалов позволила сделать более подробные выводы. В частности, специалисты заметили непропорционально большую площадь крыла по сравнению с крылатыми ракетами других стран.
Огромная площадь крыла свидетельствует либо о низкой скорости изделия, либо о чрезвычайно высокой его загрузке. В обоих случаях основной принцип действия — планирование после запуска с большой высоты. Отсутствие возможности складывания крыльев существенно затрудняет вывод изделия на траекторию. Высокая средняя скорость и тепловая сигнатура делают его хорошей целью для ПВО,
— отмечает канал "АэроКот беспилотники".
По оценке наших инженеров, реальные показатели ракеты, скорее всего, существенно уступают заявленным. В частности, размер и форма крыла вместе с предполагаемой тягой двигателя позволяют говорить, что ракета вряд ли разгонится быстрее 450 км/ч, тогда как украинцы хвастливо заявляли о 700 км/ч. То же самое и по дальности: грубый расчёт показывает, что при сбросе с высоты 2000 метров ракета вряд ли улетит дальше 150 км, что даже близко не соотносится с обещанными Зеленскому семьюстами.
Достаточно грубое качество изготовления указывает на отсутствие серьёзных технических процессов. Изделие создано методом установки компонентов на деревянную или алюминиевую опорную раму; местами видны крепления к основе с использованием АБС-пластика и алюминиевых листов, соединённых заклепками. Таким образом мы увидели данное изделие. По мере получения дополнительной информации вернёмся к нему, но пока это очередное устройство в формате "бобёр" или "паляница", направление на сбор донатов,
— полагают авторы канала.
В декабре нашей РЭБ был заглушен украинский беспилотник, имевший планер ракеты "Пекло", но оснащённый двигателем внутреннего сгорания с пропеллером вместо турбины. Скриншот с ТГ-канала "Русское оружие"
Сбивать есть чем, но получится ли?
Оценочно, эффективная площадь рассеивания "Пекла" должна составлять около 0,2 кв. м. Это значит, что бортовые радары " Ирбис" истребителей Су-35 и последнего поколения Су-30 будут видеть украинское порождение с расстояния около 130 км.
Зенитные комплексы "Бук-М3" при оснащении их радарами подсвета 9С36М на локтеобразных вышках высотой 22 м способны заземлять аналогичные "Пеклу" цели на дистанции 35 километров, даже если те крадутся на высоте 35-50 метров над землёй.
Вообще, по украинской ракете будет эффективно работать всё, что сбивает Storm Shadow и "Нептуны", то есть комплексы С-300/400, "Панцири" и даже войсковые ЗРК "Стрела-10МН". Проблема в другом: в огромной протяжённости границы и отсутствии сплошного радиолокационного поля над территорией России. Наша ПВО сегментирована, между отдельными рубежами и зонами ПВО есть обширные слепые пятна.
Западная спутниковая разведка постоянно мониторит ситуацию, обнаруживает незащищённые зоны и передаёт данные о них украинцам, которые уже прокладывают маршруты своих ракет и дронов с учётом актуального расположения наших комплексов ПВО. Именно благодаря этому врагу удавалось атаковать Астраханский 929-й лётно-испытательный центр имени В.П. Чкалова, родной аэродром Су-57; РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении в Оренбургской области; базы стратегической авиации в Мурманском и Саратовском регионах; здания в Казани и завод беспилотников в "Алабуге".
Иными словами, наличие технической возможности сбить отдельный дрон или ракету ещё не означает обнуления угрозы, которую они представляют как класс оружия.
Что делать? Возрождать войска ПВО!
Заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук военный эксперт Константин Сивков в разговоре с Царьградом пояснил, что единственный способ защитить страну от ударов украинскими и западными ракетами, летающими на сверхмалых высотах, — это создать сплошное низковысотное радиолокационное поле.
То, что было в Советском Союзе, то, что у нас было уничтожено господами реформаторами, и то, без чего мы сегодня страдаем. Это опять-таки наращивание количества самолётов радиолокационного дозора А-50 или А-50М, неважно каких, главное, чтобы они были,
— отметил эксперт.
Сивков уточнил, что если ракета обнаружена, пусть даже она летит со скоростью в 700 км/ч, сбить её уже не представляет труда: любой зенитно-ракетный, ракетно-пушечный комплекс, ПЗРК и даже зенитная пушка с этой задачей справляются.
На такой скорости — это учебная цель, и стрелять по ней можно хоть из рогатки, что называется. Сбивать зенитной пушкой, чем угодно,
— считает Сивков.
В свою очередь, военный эксперт Владислав Шурыгин указал на то, что вопрос нужно ставить более принципиально и масштабно: Россия должна возродить войска ПВО.
Эта война уже с полной очевидностью показала преступную ошибочность решений по ликвидации войск ПВО страны и влитие их в ВКС. Последствия этих решений — сегодняшние удары по нашим городам и промышленным объектам украинскими БПЛА и ракетами западного производства. Упорное нежелание руководства ВКС и Генштаба выводить войска ПВО из состава ВКС и преобразовывать их в отдельный вид Вооружённых сил иначе, чем ведомственной узколобостью, и не назовёшь,
— убеждён господин Шурыгин.
Советские войска ПВО изначально были "заточены" на защиту основных промышленных, научных и административных центров страны, поэтому, не пытаясь взять под зонтик всю территорию СССР, они создавали кольцевые рубежи обороны, в некоторых случаях в несколько эшелонов. Система была развалена в 1997 году Борисом Ельциным, а окончательно эффект закрепили включением сил ПВО в состав Воздушно-космических сил, в которых они находятся на положении бедного родственника.
Шурыгин отмечает, что нам в определённом плане повезло, потому что сейчас неэффективность нашей ПВО обнаружилась при столкновении с Украиной, а не непосредственно с НАТО:
Можно только благодарить судьбу, что свою ПВО мы проверили весьма ограниченными средствами воздушного нападения Украины, а не воздушными ударами НАТО и США, где в одном "залпе" могли быть запущены сотни ракет и БПЛА. Войска ПВО страны — это не прихоть досужих "журналюг", это требование времени! Это один из главных уроков СВО! Впереди угроза куда более серьёзная, чем куцые украинские ВВС: вся воздушная армада НАТО. И провал этого экзамена нам обойдётся в страшную цену!
— предупреждает военный эксперт.
В сухом остатке
В наступившем году России придётся пересдать ещё один невыученный урок и несделанную "домашку" предвоенных десятилетий. В 2022-м наше военное руководство обнаружило, что авиация не может воевать без массовой планирующей бомбы. В результате были созданы универсальные модули планирования и коррекции — УМПК, благодаря которым русская армия теперь крушит украинскую оборону и вычищает вражеские тылы.
2023-й и 2024-й ушли на осмысление важности беспилотников, РЭБ и радиотехнической разведки. Результатом двухлетнего кровавого опыта стало выделение беспилотных систем в отдельный род войск.
Очевидно, что возрождение войск ПВО, запуск в производство относительно недорогих, пусть и ограниченных в своих возможностях самолётов ДРЛО вроде американского "Праулера", массовое внедрение привязных аэростатов с установленными на них антеннами РЛС, оптико-электронными станциями и детекторами ультрафиолетового излучения (характерный и безошибочный признак работы реактивного двигателя), налаживание круглосуточного патрулирования наших воздушных границ средневысотными беспилотниками большой дальности полёта — это то, что стране придётся сделать, так же как пришлось начать строительство железобетонных ангаров для самолётов и закупку дальнобойных гаубиц.
Вопрос лишь в том, какой ущерб будет причинён стране и сколько крови будет пролито, прежде чем необходимость этих решений станет очевидна не только гражданским писакам, но и профессионалам, окончившим военные академии.