США готовы через российских туристов надавить на Эрдогана
Турецкая компания Havaş, которая предоставляет услуги наземного обслуживания самолетов в аэропортах, предупредила о рисках с обслуживанием импортных лайнеров, которые находятся в парках у авиакомпаний из России, Белоруссии, Ирана и бизнесмена Романа Абрамовича. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо руководства Havaş, отправленное 31 января контрагентам.
По информации издания, Havaş обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др.
В обслуживании могут отказать в основном самолетам американского производства Boeing, а также нескольким лайнерам европейской Airbus. В списке, прикрепленном к письму более 170 самолетов российских авиакомпаний («Аэрофлот», Azur Air, «Победа», «Россия», S7, Utair и др.), несколько белорусских и иранских. Кроме того, бизнес-джеты Boeing 787 Dreamliner и Gulfstream G650, которые, по версии компании, принадлежат Роману Абрамовичу. Представитель бизнесмена уверяет, что у Абрамовича нет самолетов в Турции.
Как сообщает РБК, в списке перечислены самолеты, попавшие под ограничения Минторга США, введенные весной 2022 года в ответ на начало военной спецоперации России на Украине. Сейчас компания изучает юридические аспекты ситуации и оценивает риски.
«Предоставление услуг по обслуживанию самолетов, направляющихся в Россию и Белоруссию и собранных более чем на 25% с применением технологий американского происхождения, является нарушением норм экспортного регулирования (Export Administration Regulations, EAR) США, если такой самолет эксплуатируется авиакомпанией, против которой выпущен [в США] приказ о временном отказе в обслуживании (Temporary Denial Orders, TDO)», — цитирует письмо РБК.
Havaş получила «информацию о предупредительных письмах, направленных представителям турецкой авиационной промышленности Министерством торговли США, в которых говорится о принятии по ряду авиакомпаний решений о временном отказе в обслуживании в связи с «продолжающимися нарушениями EAR». Компания предупреждает контрагентов, что может оказаться не в состоянии обслуживать их авиарейсы и просит сообщить перечень самолетов, в которых используется менее чем 25% технологий американского происхождения, так как обслуживание такой техники возможно.
По словам политолога, востоковеда Елены Супониной, американцы оказывают сейчас все более сильное давление на многие иностранные компании.
— Они пытаются отследить все контракты с российскими фирмами. Особенно внимательно отслеживают те страны, которые проявляют более лояльное отношение к сотрудничеству с Россией. Давят не только на турецкие, но и многие другие компании в регионе, в частности, в арабских странах.
У многих финансовые переводы проходят через американские банки, некоторые вынуждены прогибаться под этим (давлением — ред.).
«СП»: — Это давление может быть связано с приближающимися в Турции президентскими выборами, а Эрдоган, как известно, сейчас вызывает недовольство США по целому ряду вопросов?
— Эрдоган американцам не нравится давно, но в данном случае большую роль играют санкционные меры. Финансово-контрольные учреждения США живут по этой логике. Но то, что американские политики не желают добра Эрдогану, это точно. Если он хочет улучшения экономического положения в Турции, то некоторые в Вашингтоне мечтают об ослаблении позиции нынешнего турецкого президента. Другое дело, что турецкая оппозиция сейчас раздроблена и американцы понимают, что эти расхождения в рядах оппозиции могут повлиять на ее предвыборные возможности.
«СП»: — Как ситуация может отразиться на российско-турецких отношениях, если давление будет усиливаться и компании вынуждены будут прогибаться?
— Мы знаем, что были сложности с российской платежной картой «Мир»: сначала она работала хорошо, но под давлением Запада начались сложности и ряд турецких банков отказались ее обслуживать. Потом были найдены возможности ее применения на территории Турции, хотя по сравнению с тем, что было в начале, это уже не так легко.
Турция делает все, что может, потому что заинтересована в сотрудничестве с Россией. Экономическое положение в стране оставляет желать лучшего. Российские туристы, контракты с российскими госпредприятиями и частными для Турции очень важны, президент Эрдоган это понимает и будет лавировать и дальше. В Москве никто иллюзий не строит насчет того, что это сотрудничество будет идеальным.
Особое беспокойство появившаяся информация о возможных проблемах с авиарейсами может вызвать у туристов, так как отпускной сезон приближается.
Как пояснила «Свободной прессе» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, если ограничения случатся, то в наибольшей степени коснутся рейсов компании «Аэрофлот». Кроме того, пока о возможных проблемах заявила только одна из турецких хендлинговых компаний, но российские авиаперевозчики могут пользоваться услугами и других.
Эксперт также обратила внимание, что посчитать все иностранные детали в самолете, как просит турецкий хендлер, достаточно сложно, «можно и ошибиться». Оптимизм туристам должен внушать и тот факт, что большой объем перевозок в Турцию приходится на компании, которые не попадают под санкции и самолеты которых использовались туроператорами для «совместных чартеров».
Вместе с тем, если Турция все-таки перестанет обслуживать некоторые российские самолеты, то авиавласти России не будут рассматривать увеличение квот для турецких авиакомпаний, которое обсуждается в преддверии туристического сезона. От этого не выиграют ни авиаперевозчки, ни туристический бизнес, ни туристы, считает Майя Ломидзе.
Аналогичного мнения придерживаются и другие представители туриндустрии. Кроме того, один из собеседников «Свободной прессы», попросивший не называть его имени заметил, что к туризму и авиации произошедшее не имеет никакого отношения. По его мнению, это имеет отношение к НАТО, США, Минпромторгу США, Евросоюзу и пакету санкций.
— Если турки не побоятся, что попадут под санкции за помощь в обходе санкций, Эрдоган не побоится предстоящих выборов, — считает эксперт.
Он также сообщил, что по итогам 2022 года в Турцию отправились путешествовать на 13% больше человек (5,2 млн), чем в 2021 (4,7 млн). При этом Турция является крупнейшим транзитным хабом — минимум 2 млн человек путешествуют через Турцию в страны Европы, Америки и другие регионы, что не входит в турецкую статистику, так как эти транзитные путешественники не пересекают границу страны.
— Количество регулярных рейсов традиционно небольшое — 118 в неделю, но из-за повышенного спроса (даже в нарушение паритетности) в прошлом году авиационные власти России и Турции согласовали большее количество рейсов. В июле и августе было до 750 рейсов в неделю по популярным туристическим направления — Бодрум, Анталия, Измир, Анкара, Стамбул, — сказал собеседник.
По его словам, сейчас межсезонье и Турция занимает лишь четвертую позицию по количеству туристов. Активный сезон стартует в апреле, когда квот на полеты надо больше.
— Со стороны Турции в Россию летают 4 авиакомпании, со стороны России в Турцию — 10. Из 800 самолетов иностранного производства, которые есть у российских компаний, за границу могут летать 180 и еще 156 бортов «Сухой-Суперджет». Большинство рейсов, которыми российские авиакомпании выполняют рейсы в Турцию — это самолеты американского производства (в основном три типа «Боингов»). Есть также европейские самолеты с американскими двигателями. Если более 25% комплектующих иностранного производства, то самолеты опадают под ограничения. Без проблем могут летать турецкие авиакомпании, у них есть флот. Пойдут ли авиавласти России на нарушение паритетности — это вопрос, — сказал эксперт.
Россия, подчеркнул он, для Турции — значимый рынок, на котором она делит первые места с Германией и Великобританией.
— Решение за Турцией. … У хендлинговой компании большие риски — потерять рынок Великобритании и Германии, получить штраф или даже уголовную ответственность (а обход санкций карается очень жестко и финансово, и уголовно) … Не факт, что они захотят это делать, — констатировал он.
Комментарии