Тушите свет: украинские города привыкают жить в темноте
Украинская энергетическая инфраструктура почти полностью разрушена — в этом уже не сомневаются и западные эксперты. Российские ракетные удары наносились вплоть до 1 января. Причем если поначалу удары были локальными, то с каждым разом стали носить накопительный эффект.
То есть уничтожается инфраструктура, которую даже не начали ремонтировать после предыдущих ударов. А вместе с инфраструктурой наконец-то гибнет и украинская экономика.
Россия пока не наносила ударов по крупнейшим украинским ТЭС
Последние в ушедшем году атаки по энергетике Украины были нанесены 29 и 31 декабря. Удары приходились прежде всего по Киеву, Одесской, Харьковской, Львовской областям. Причем на этот раз российские ракеты подавляли не только энергетические объекты, но и объекты ПВО. Это, в том числе, зенитные комплексы С-300 и натовские NASAMS, большинство которых развернуто для защиты Киева и Киевской области.
По-прежнему приоритетными целями для атак остаются крупные подстанции 330 кВ, и в меньшей степени — объекты тепловой генерации. Даже украинские и независимые источники подтверждают, что объектами для атаки были лишь несколько раз крупные электростанции — Змиёвская и Славянская. При этом самые крупные ТЭС страны (Запорожская, Бурштынская, Криворожская) пока не подвергаются обстрелам. Вероятнее всего, по гуманитарным соображениям.
Каждая последующая атака становится все более точной и скоординированной, отмечают наблюдатели. То есть отработка таких атак в боевых условиях — это еще и отработка боевого слаживания российских частей.
Ведь в каждой атаке задействованы, как правило, корабли Каспийской флотилии, Черноморского флота, батареи Ракетных войск и стратегические ракетоносцы Ту-22. Точки запуска ракет и ударных дронов «Герань» не раскрываются.
ВСУ уже перестали даже сообщать о том, сколько российских ракет и беспилотников якобы перехватывают. Очевидно, их ничтожно мало. При этом украинские противоракеты уже дважды падали на территории соседних стран: 15 ноября в Люблинском воеводстве на юго-востоке Польши, а 29 декабря — в Ивановском районе Белоруссии.
«Укрэнерго» объявило, что восстанавливать поврежденную инфраструктуру невозможно
Аналитический центр издания Al-Jazeera отмечает, что атаковать украинскую инфраструктуру для России легко, поскольку она была построена советскими инженерами. И сейчас именно эти инженеры и консультируют военных на предмет того, где нанести самые болезненные удары. При этом Украина полностью лишена доступа к запчастям и другим комплектующим для ремонта энергосистемы.
Уже в начале спецоперации спрос «Укрэнерго» на электроэнергию рухнул на треть. Это было связано с остановкой украинских ядерных реакторов и промышленных предприятий, а также массовым отъездом беженцев в Европу и Россию.
Такое же резкое падение произошло в октябре — после начала российских ударов по инфраструктуре. А уже в конце ноября «Укрэнерго» ввело чрезвычайные отключения электроэнергии для украинцев и объявило, что приостанавливает восстановление поврежденной инфраструктуры. Нет ни сил, ни средств.
С тех пор «Укрэнерго» стало проводить два типа отключений — аварийные (для проведения экстренных ремонтных работ) и веерные (для сдерживания потребления).
The Washington Post: на экономическом поле боя Россия добилась даже большего успеха, чем на реальном
До начала спецоперации более половины (55,5%) электроэнергии в Украине было произведено на АЭС, за которой следовали угольные электростанции (23,6%), гидроэлектростанции (6,7%) и газовые станции (6,6%). Остановка АЭС и вызвала гиперпотребление на ТЭЦ и ТЭС, суммарная мощность которых, по данным консалтинговой компании GlobalData, превышает 21,4 тысячи мегаватт.
Среднестатистический украинский дом потреблял около 3000 киловатт-часов (кВтч) электроэнергии в год. Имея это в виду, Запорожская АЭС — крупнейший ядерный объект Украины и Европы — могла отапливать примерно 4 миллиона домохозяйств.
Теперь же сократилось не только общее потребление, но и сама структура электрической генерации. Больше нет возможности осуществлять перетоки избыточной мощности из одного региона в другой, не подвергшийся ударам.
Это произошло из-за того, что в результате ударов по подстанциям и высоковольтным ЛЭП единая энергосистема полностью разобщена. Так, 23 ноября после очередного массированного удара система защиты автоматически отключила несколько энергоблоков на двух АЭС. Они производили электроэнергию, но технической возможности передать эту электроэнергию в другие области не было.
Разрушение критической инфраструктуры делает невозможным функционирование ключевых отраслей экономики Украины — добычи угля, промышленности, информационных технологий. Бедность на Украине в 2023 году может вырасти в десять раз. А безработица, которая уже приблизилась к 30%, вероятно, будет расти и дальше.
Издание The Washington Post констатирует: экономика Украины превратилась в такой же театр военных действий, как земля, небо или киберпространство. И именно на этом театре решительностью своих действий Россия добивается порой даже большего успеха, чем на поле боя.
Комментарии