Помощь социальной сети Илона нашего Маска нужна незалежной не меньше, чем ракеты и снаряды
Политика Twitter*, социальной сети, пока еще заблокированной в РФ, изменилась в худшую сторону по отношению к незалежной. Об этом пожаловался советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в своем аккаунте. По его словам, тема конфликта на Украине больше не в тренде.
Но советник не хочет даже предположить, что незалежная попросту всем надоела, ему мнится интрига. Он утверждает, что жовто-блакитные пользователи не могут зарегистрироваться или войти в свой профиль, используя для авторизации украинский телефонный номер. В этом Подоляк упрекнул нового владельца соцсети, американского бизнесмена Илона Маска, передает РИА «Новости».
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что украинская тематика перестала интересовать как пользователей Twitter, так и всех остальных, она вызывает зевоту:
— Люди постепенно переключаются на другие, более актуальные и интересные темы. Это свойственно вообще-то не только для темы Украины, но и для любой другой темы, которая вначале взрывает информационное пространство, а потом постепенно сходит на нет.
«СП»: — В этой связи вспоминается исторический анекдот о сворачивании американцами космической программы по полетам на Луну. В какой-то момент телевизионные трансляции об этом перестали интересовать телезрителей и как-то раз одна пожилая американка позвонила на студию и сказала: «Сколько можно показывать этих астронавтов, покажите наконец мой любимый сериал». Что поделать люди таковы, каковы они есть.
— Такова логика развития любой информационной волны. Я конечно не помню высадку американцев на Луну, но что касается, например, войны в Сирии, могу подтвердить, что работало точно также.
Да и вообще взять любую нашумевшую катастрофу, катаклизм или громкое убийство, что угодно. Кто сейчас помнит, например, катастрофу самолета Ту-154 под Сочи над Черным морем, в которой погибла «Доктор Лиза», Елизавета Глинка, глава фонда «Справедливая помощь» и коллектив ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова? А ведь это было для нас очень знаковое трагическое событие. Увы, при плотной информационной повестке люди забывают такие события недели за две.
«СП»: — В принципе исследователи так и говорят, что общественный интерес к происходящему на Украине ослабевает по мере продолжения спецоперации. Об этом, например, еще полгода тому написало французское издание Le Figaro. Упоминаемость слова «Украина» в поиске Google рухнула по данным исследовательской компании NewsWhip с 18 миллионов в феврале до 345 тысяч к лету. А сейчас, наверное, и того меньше. Но Подоляк жалуется, что невозможно зарегистрироваться с украинских номеров, видимо намекая, что Илон Маск лично ему мешает это сделать, или «российские спецслужбы не дают».
— Возможно, Подоляк просто не умеет регистрироваться в Twitter. Возможно новая администрация установила некие ограничения из опасения что Twitter превратят в сплошной гадюшник? Хотя вряд ли, ведь любая посещаемость выгодна для любой социальной сети. Любой скандал, любое препирательство им должны быть только на пользу.
Так что я не знаю, в чем тут проблема. Возможно и проблемы то нет, а Подоляк ее выдумал. Но ни Илон Маск, ни администрация Twitter официально не заявляли, что они хотят ограничить число украинских пользователей.
«СП»: — Все это похоже на капризы избалованных детей, ведь Илон Маск очень помог незалежной высокоскоростным интернетом при помощи своих спутников Skylink, обеспечил устройствами и денег не берет за пользование.
— Заявление Подоляка — способ возбудить общественное мнение и поднять информационную волну для того, чтобы Украине предложили помощь в области соцсетей, спутниковых сетей, терминалов «Скай Линк» и чем-нибудь еще.
«СП»: — Если и дальше каких-то значимых событий на фронтах специальной операции не будет, то про незалежную, наверное, вообще забудут. Но ведь Twitter связывают с разными политическими событиями. Дональда Трампа, например, называли «твиттер-президентом». Как на Украине пойдут дела в такой обстановке позабытости-позаброшенности, кого украинцы изберут?
— Выборы в условиях военного положения, которое объявили на Украине, вроде бы не проводятся. Поэтому их скорее всего не будет. Но в целом, даже без выборов, информационное пространство все равно используется для противостояния между местными политиками. Скажем продолжается осторожное противостояние между Порошенко и Зеленским. Сейчас отмечают излишнюю медиа-активность главнокомандующего Вооружёнными силами Украины Валерия Залужного, утверждая, что он собирается превратиться в такого нового лидера Украины. Алексей Арестович заявлял о своих амбициях. Политическая борьба в выборах не выражается, но тем не менее присутствует в информационном поле.
«СП»: — Американцы без любимого ими Twitter забывают про незалежную, а сами-то украинцы помнят про себя и свои гражданские обязанности?
— На Украине люди выживают. Вся информационная повестка сводится там к мощной зомбирующей пропаганде. Все телеканалы там сплошной телемарафон. Относительно свободны только какие-то площадки в сети, но большинство людей не могут себе позволить сидеть в интернете, ввиду отсутствия электричества и свободного времени…
Про Подоляка ничего не известно, то ли отреагировал Илон Маск на его причитания, то ли нет. Но вот когда его шеф Владимир Зеленский в том же Twitter заикнулся об очередном пакете военной помощи со стороны США, это вызвало резкую критику пользователей. Они потребовали от Зеленского отчитаться о расходовании ранее выделенных западных денег и прекратить отмывать их.
Простые люди потребовали от украинского президента отчета. Политикам видимо неудобно, а с простых пользователей что взять? Некоторые признались, что Украина была бы в числе последних, кому они сами решили передать свои налоги в качестве финансовой помощи, так как высока вероятность того, что средства попадут в руки «очень коррумпированной банды».
Этим высказываниям можно верить, ведь после покупки Маском социальная сеть начала бороться с ботами и фейковыми аккаунтами. А без них тема Украины, как оказалось, не очень волнует простых западных пользователей, которые устали от незалежной.
Напоминаем, что за «Твиттер» Илон Маск заплатил $44 млрд. Он обещал, что эта сеть станет площадкой с широким функционалом, с ее помощью можно будет заключать сделки, оплачивать доставку продуктов и вызывать такси. Надо же как-то отбивать вложенное.
А еще он обещал уволить весь топ-менеджмент и готов сократить до 70% штата. Уволил директорису по юридическим вопросам и политике, даму, которая была ответственна за блокировку экс-президента США Дональда Трампа. Уволили и главного исполнительного директора, индуса, заявлявшего, что «все белые расисты». Потом, правда, новый владелец пообщался с сотрудниками и пообещал, что не станет массово увольнять работников. Написал только в своем аккаунте «Птичка свободна».
Просто он «очень любит человечество». И считает себя абсолютным сторонником свободы слова. Обещал ограничить модерацию контента, отмену «пожизненного бана». Он хочет предотвратить превращение платформы в рупор ненависти и раскола, а хочет наоборот — сделать ее «теплой и гостеприимной для всех». В общем если не «счастье для всех даром, и никто не уйдет обиженным», как писали братья Стругацкие, то что-то вроде.
Политолог Андрей Марчуков напоминает, что киевский режим ведет активную информационную войну, в том числе в социальных сетях:
— Ее ведут как при помощи живых людей, так и роботами. Если Маск задался целью вычистить «мертвые души», то это не может не коснутся украинских ботов. Ведь нынешний режим использует социальные сети не только для пропаганды среди своего населения, не только для атак на Россию, но и для создания выгодного для них общественного мнения в странах Запада, в том числе США. Поэтому в данном случае если Twitter немного почистят от ненужного балласта, то это ударит по политике режима Зеленского, по идеям, которые он старается навязать американскому обществу.
Маску по большому счету наплевать и на Украину, и на Россию. Для него главное его капиталы и ситуация в США. Он не мог не поучаствовать в политической борьбе в Америке. Все что происходит в Twitter — результат политической борьбы в самих США. А если Подоляк прав, то это очко в нашу пользу.
«СП»: — Обычно говорят «люди во всем мире» думают так или эдак. Но под «всем миром» чаще понимают США и Европу. А где-нибудь в Африке или Южной Америке кому какое дело и до Украины, и до «Твиттера»?
— Им не то что безразлично, они плохо знают, что происходит в другой части света. Мы же тоже не знаем, что происходить в Африке или Южной Америке. А ведь там тоже кипит жизнь, свои страсти и противоречия.
Понятное дело «что «весь мир» — это такая западоцентричная точка зрения. Если мы возьмем Китай и Индию, с их огромными соцсетями, там и влияние украинской тематики, и украинских «боевых роботов» минимально.
«СП»: — Но ведь помимо всяких соцсетей люди по жизни устают от какой-то тематики, особенно если им ее навязывают?
— Не стоит тешить себя иллюзиями, что западные страны, политики, элита, а вслед за ними общество «устанут от Украины». В социальных сетях действует биологический закон, который вовсю представлен у наших отчасти неприятных родственников, приматов. Отдельные животные и стая в целом реагируют на какой-то негативный сигнал, на сигнал тревоги. Допустим «змея ползет» или «орел летит». Этот сигнал заставляет их с испугом и настороженностью взирать на окружающий мир.
И в человеческом обществе если расскажешь что-то негативное, это вызывает больший интерес, чем рассказ о том, как идет уборочная страда и сколько тонн чугуна выплавил завод. Это, к сожалению, никого волновать не будет. А если расскажешь, как кто-то где-то кому-то морду набил, или что-то украл или обстрелял, то начнется истерия.
Ситуация с Украиной — яркий тому пример. Даже люди, которые не знают, что это за Украина, услышав сигнал про «безжалостную Россию, бомбящую маленькую, но гордую Украину», воспримут эту информацию как сигнал тревоги. Даже если они очень и очень далеки. Именно на такую психологическую особенность людей делают ставку украинские, заокеанские и европейские боевики интернет-фронта.
* - Социальная сеть Twitter заблокирована на территории РФ решением Роскомнадзора