Почему американским ударно-разведывательным беспилотным комплексам не светит прописка в украинских степях
«Свободная пресса» уже писала об отказе вашингтонской администрации в поставках киевскому режиму высокотехнологичных разведывательно-ударных беспилотников MQ-1C Gray Eagle.
В данном контексте не лишним будет напомнить о том, что требования «банды 95 квартала» о поставках именно этих беспилотных летательных аппаратов уже давно перешли в разряд назойливых, если не сказать, нахальных. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку речь идет о киевском режиме.
Еще в апреле, то есть спустя всего месяц с небольшим после старта специальной военной операции Киев впервые озвучил свое горячее желание обладать разведывательно-ударными БПЛА «Серый орел», да еще и вооруженными ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire с активным радиолокационным или полуактивным лазерным наведением, действующими по принципу «выстрелил-забыл».
Затем в середине июня новостное агентство Reuters информировало мировую общественность о приостановке вроде как обговоренной ранее сделки по продаже Украине четырех беспилотников MQ-1C Gray Eagle. Почему именно четырех? Потому что именно столько БПЛА входит в состав комплекса. Плюс спутниковая система связи и станция наземного управления. Правда, тогда причиной приостановки столь желанных Киевом поставок были объявлены «опасения Пентагона по поводу возможного попадания американских «Серых орлов» в руки российских военных и конструкторов.
Действительно, утрату даже одного беспилотника, на программу разработки которого было затрачено более миллиарда долларов, следует позиционировать в качестве серьезного репутационного, технологического и материального ущерба. Тем более, что стоимость этого самого «одного БПЛА» составляет 8.0 млн.
Однако заоблачная стоимость абсолютно не объясняет маниакальное желание Киева заполучить «Серых орлов». Напротив, учитывая эффективность противовоздушной обороны союзных войск долгую боевую жизнь американским птичкам может гарантировать лишь очень большой оптимист. Значит, дело в другом, и, скорее всего, в его высокой боевой эффективности и безграничном разведывательно-ударном потенциале.
Действительно, БПЛА MQ-1C Gray Eagle, производимый компанией General Atomics (г.Сан-Диего, штат Калифорния), кроме решения задач видовой разведки, используется для наблюдения, целеуказания и нанесения ударов по различным небронированным надводным и наземным целям. Первый полет этого беспилотника состоялся в далеком уже октябре 2004 года, а спустя четыре года он был принят на вооружение армии США. В плане боевого применения БПЛА отметился в процессах «распространения демократии», проходивших на территории Ирака и Афганистана. Беспилотник выполнен по схеме низкоплан, имеет крыло большого удлинения, оснащен убираемым трехстоечным шасси и обладает средними массогабаритными характеристиками, что позволяет проследить его родство с БПЛА MQ-1 Predator, эксплуатировавшимися в период с 1995 по 2018 годы. «Серый орел» получил автономную систему управления с трехкратным резервированием.
Что же касается тактико-технических, летных и эксплуатационных характеристик, то та часть из них, которая доступна в профильных источниках, выглядит так:
Габаритные размеры:
— длина, м — 8,0;
— высота, м — 2,1;
— размах крыла, м — 17,0.
Взлетная масса (максимальная), т — 1,45;
Продолжительность полета, ч — 30;
Скорость (максимальная), км/ч — 250;
Практический потолок, м — 8850;
Вооружение:
— 4 бомбы GBU-44/B Viper Strike;
— 8 ракет AIM-92 Stinger или 4 AGM-114 Hellfire.
Кроме того, ударно-разведывательный беспилотник MQ-1C Gray Eagle способен нести порядка 260 килограммов целевого оборудования, в состав которого включены гиростабилизированная подфюзеляжная оптико-электронная система AN/AAS-53 с инфракрасными и оптоэлектронными датчиками и радиолокационная станция Northrop Grumman AN/ZPY-1 STARlite.
Также производитель утверждает, что «Серый орел» может выполнять функции беспилотника-носителя для нескольких небольших дронов-разведчиков, но на практике такая способность американского БПЛА проверена не была. По крайней мере, официальными фактами это не подтверждено.
Режим клоуна-пианиста недоумевает, почему «большой белый господин», так охотно предоставляющий в его распоряжение не только старые советские танки из Чехии, но и современные M142 HIMARS, так упорно отказывает Киеву в беспилотниках MQ-1C Gray Eagle.
Однако, все объясняется предельно просто. Издание Politico напоминает, что поставки за границу американских ударных беспилотных летательных аппаратов подпадают по строгие нормы Международного режима контроля за ракетными технологиями, разработанного, между прочим, по инициативе Соединенных Штатов, озаботившихся в 1987 году опасностью экспорта средств доставки оружия массового поражения.
Именно поэтому любая заявка такого формата подвергается, мягко говоря, критическому подходу при ее рассмотрении. Проще говоря, любой БПЛА (или ракета), способные нести более чем пятисоткилограммовую полезную нагрузку на расстояние более чем в триста километров не должны быть предметами сделки о поставках вооружений. Любой экспортный контракт, такие поставки предусматривающий, отправляется на экспертизу не только Пентагона, но и Госдепа. А это, даже с учетом ангажированности последнего в украинском вопросе, достаточно серьезное препятствие. Тем более, что история этого вопроса знает случаи отказов и куда более важным, по крайней мере на тот период времени, партнерам США — Индонезии и Катару.
Ну и в качестве резюме. Беспилотные летательные аппараты MQ-1C Gray Eagle до сих пор успешно работали лишь в условиях полного отсутствия противовоздушной обороны. В случае с ПВО российских войск сценарий ожидается несколько иной. Поражение «Серого орла», в том числе даже не вышедшего на рубеж разведки или дистанцию пуска ракет, не представляется особо сложной задачей. Равно как и его принудительная посадка. Со всеми неприятными для США последствиями.