Европа расслабилась, заполнив хранилища газом, но отопительный сезон еще не начался, а перспектива на следующие зимы все более тревожная
Ситуация с газом в Евросоюзе стабилизировалась: цены после августовского рекорда снизились почти на 65%, газовые хранилища на континенте заполнены до отказа и готовы обеспечить домохозяйств и предприятия в зимнее время. Даже танкеров со сжиженным природным газом, за который приходилось бороться с Азией, сейчас так много, что возле европейских терминалов образовались пробки из газовозов, ждущих разгрузку, пишет FT. Однако, как считает автор статьи, считать энергетический кризис разрешенным опасно, учитывая масштаб остающейся проблемы.
Теплая погода последних недель позволила отложить начало отопительного сезона, сохранить большой запас газа на зимние месяцы, при этом европейские компании резко сократили потребление. Однако тревожное ожидание сохраняется.
Цены остаются невероятно высокими, особенно на начало следующего года, и когда наступят холода, сохраняются опасения, что Европа может быстро израсходовать накопленные запасы газа, что потенциально все еще может привести к напряженной ситуации с поставками после Рождества. Газ по цене около 115 евро за мегаватт-час по-прежнему эквивалентен почти 180 долларам за баррель в пересчете на нефть, а в декабрьских и январских контрактах стоят выше 230 долларов за баррель в эквиваленте.
«Картина в Европе такова, что люди немного расслабились — цены на этой неделе упали, хранилища полны, но еще слишком рано говорить, что все будет прекрасно. Мы не знаем, насколько холодной будет зима, у нас еще не начался отопительный сезон», — цитирует издание главу экономического отдела консалтинговой компании CRU Group Алекса Такетта (Alex Tuckett).
По его мнению, многое будет зависеть от погоды.
Более оптимистичен Хеннинг Глойштайн (Henning Gloystein) из Eurasia Group, утверждающий, что Европа может позволить себе быть немного более уверенной, потому что заполненные летом хранилища газа обеспечат потребность в нем примерно в течение двух месяцев, «хотя и по болезненно высокой цене». Отключения зимой он считает маловероятными, но вот предотвратить рецессию вряд ли удастся, хотя это несколько ослабит ее. Однако и он отмечает влияние погоды. Если зима будет мягкой, то Германия, крупнейшая экономика Европы, может завершить сезон с опустошенными наполовину хранилищами. Если же будет холоднее обычного, то Глойштейн не исключает, что «запасы газа в Германии будут практически исчерпаны к концу марта, что, возможно, потребует введения в конце зимы нормирования или сокращения поставок».
Одно из самых больших опасений в сфере промышленности заключается в том, что даже если Европа сможет пережить эту зиму, следующая может оказаться намного хуже. После окончания отопительного сезона возобновится гонка по заполнению газовых хранилищ. Однако в отличие от первого полугодия 2022 года, когда Россия поставляла газ в Европу, несмотря на военную операцию на Украине, предполагается, что в этот раз поставки будут близки к нулю. Таким образом, Европе предстоит побороться за то, чтобы начать зиму 2023/2024 годов с таких же сильных позиций, как сегодня.
Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев отметил, что энергетический кризис имеет два проявления: физический дефицит какого-то энергоресурса и неадекватно высокие цены на ресурс.
— Если говорить о ближайшей зиме, то риски возникновения физического дефицита газа, по крайней мере в рамках Евросоюза в целом, за последние месяцы сильно снизились. В этом смысле Европе удалось купировать риски, связанные со снижением поставок из России. В основном это удалось сделать за счет неожиданно большого притока СПГ на европейский рынок.
Это объяснялось двумя причинами: 1. благодаря высоким ценам европейцам удалось привлечь на свой рынок дополнительные объемы, прежде всего, СПГ; 2. непредсказуемо неожиданный низкий спрос в Азии в силу многих причин — от погоды до локдаунов в Китае. Благодаря этому к началу отопительного сезона удалось накопить хорошие объемы в ПХГ, до 105% в среднем по Европе.
Соответственно, Европа подходит с хорошими запасами и достаточно устойчивым и большим предложением импортного газа. Помогает и благоприятная погода и ее прогнозы до января.
Надо также добавить большие усилия по сокращению спроса, особенно в промышленности. Они были связаны с издержками бизнеса на покупку газа, особенно в газоёмких отраслях, что-то делали государственные органы. Эффект от этого искусственного сокращения спроса увеличивается, хотя мы не знаем, как это будет сказываться на потреблении со стороны теплоснабжения, особенно домохозяйствами. Здесь есть неопределенность.
Ситуация спроса противоречивая, но много удалось достичь. Если предположить, что предложение останется на таком же уровне как сейчас, а спрос будет хотя бы такой же, как сейчас, т.е. на 5−6% ниже средних многолетних значений, то ЕС сможет пережить зиму без серьезных кризисов в физическом снабжении. Могут быть локальные кризисы, потому что Европа очень неравномерна с точки зрения и терминалов СПГ, и ПХГ, и соотношения спроса-предложения, могут быть суточные проблемы особенно в пик спроса и ближе к концу отопительного периода.
Но все это делается на высоких ценах.
«СП»: — Сейчас цены на газ в Европе заметно упали. Как долго они смогут продержаться на нынешнем уровне и что дальше?
— Цены в октябре очень сильно снизились, прежде всего, потому что ушли панические настроения. С мая по сентябрь на рынке была паника, и это разогревало неадекватный рост цен. Сейчас с рынка ушли паникёры плюс откровенно спекулятивный капитал, который был на рынке летом. Еврокомиссия всех спекулянтов отпугивает угрозами введения динамического лимита на хабе TTF — автоматическом отключении роста цен при достижении какого-то уровня.
Отраслевые игроки, которые связаны с реальной поставкой газа, видят затоваривание рынка СПГ, хорошее предложение и достаточно умеренный спрос. При этом благоприятная погода. Все вместе дает охлаждающий эффект, который мы наблюдали в октябре, понятно, что в ноябре будет рост, видимо, во второй половине месяца. Пока по фьючерсам на декабрь-март ситуация даже лучше, чем на прошлой неделе.
Важный момент в том, что энергетический кризис не заканчивается этой зимой, он носит долгосрочный характер и имеет накопленный эффект. Резкое сокращение поставок газа из России, которое удалось купировать в этом году сильным приростом СПГ и отчасти норвежского газа, будет иметь отложенный эффект.
В следующем году, скорее всего, будет хуже и с поставками СПГ, при этом в первом полугодии не будет большого предложения российского газа. Запасы в хранилищах в ближайшие две зимы будут сокращаться все больше и больше. С этим мало что можно поделать, потому что нет источников для сильного увеличения предложения: на рынке СПГ не ожидается масштабных вводов мощностей, а спрос в Азии будет расти, поэтому Европе останется меньше СПГ. При этом российского газа поставляется сейчас мало — в годовом исчислении 25−30 млрд кубометров в год.
Следующие две зимы будут более сложные и рисковые с точки зрения возникновения физического дефицита газа, чем ближайшая зима. Соответственно, цены будут на высоком уровне. Цены выше 1000 долларов говорят о том, что баланс на рынке в очень напряженном состоянии. Фьючерсы на лето 2023 года торгуются и никакого традиционного сезонного снижения там нет. Это очень плохой признак для газового рынка. Все понимают, что дальше ситуация легче не будет.
Какое-то серьезное облегчение возможно только весной 2025 года за счет того, что на рубеже 2024−2025 году будет масштабный ввод новых мощностей СПГ в разных странах, в том числе в США. Это должно облегчить ситуацию в Европе.
«СП»: — В Европе сейчас обсуждаются возможности разработки собственных, в т. ч. сланцевых, месторождений, наращивания добычи Норвегией, поставок из США, с Ближнего Востока. Насколько эти планы реализуемы?
— Я не вижу в ближайшие два года возможности увеличения поставок газа в Европу ни из одного из этих источников. По СПГ, скорее всего, поставки даже будут ниже, потому что предложение будет стагнировать, а спрос в других регионах, прежде всего, в Азии будет расти существенно быстрее, чем в этом году.
Норвегия в этом году превзошла саму себя и дает максимальный объем в части добычи и экспорта, Алжир и Азербайджан также прикладывают сверхусилия, я не вижу потенциала. Азербайджан может еще на 1 млрд. кубометров увеличить, но это уже предел.
Внутренняя добыча в ЕС в лучшем случае будет стабилизирована, в этом году она довольно активно продолжает снижаться. Частично замещается производством биометана, но это не крупный источник.
Выбор европейцев — снижать более активно, чем в этом году спрос: не на 6%, а хотя бы на 10−12%, либо высокие цены на газ.
Комментарии