Олигархи оказались "западниками" не в философском, а в самом прямом смысле слова. Отказались от Родины, чтобы служить англосаксам. Наверное, потому, что им и служили с самого начала.
Две не то чтобы поражающие воображение, но заставляющие задуматься истории из мира сверхбогатых "капитанов российского бизнеса". Обе разворачиваются прямо сейчас.
Он подумал и выбрал, а потом подумал ещё
Вот первая. Один из самых известных банкиров, Олег Тиньков, намедни написал пост в Instagram*. "Я официально отказался от российского гражданства", – заявил Тиньков. С каким гражданством Тиньков остаётся, переставая быть русским, – понятно. По сообщениям информационных агентств, он с 1996 года является гражданином США. Правда, с новым отечеством отношения у него складывались непросто: в 2020 году против него там возбудили дело о неуплате налогов, ему грозило тюремное заключение, однако в 2021 году требования были урегулированы. Сам Тиньков при всём том живёт вроде бы в основном в Лондоне. По крайней мере там он весьма публично лечился от рака.
С отказом от гражданства у Тинькова "всё сложно" – прямо как с раком и с налогами в США. Пост его, провисев немного в социальной сети, был оттуда удалён. Наблюдатели решили, что Тиньков одумался. Однако на следующее утро Тиньков вернулся к теме и сообщил городу и миру:
Мой вчерашний пост загадочно исчез. Должно быть, кремлёвские тролли.
Трудно сказать, в чём провинились тролли. Вероятнее всего, ни в чём. Тут, скорее, приходит на память история, пересказанная в своё время Сергеем Довлатовым: о том, как в 70-е годы от туристической группы в Лондоне потихоньку отделился какой-то Рабинович, вбежал в полицейский участок, заявил явившимся за ним сотрудникам советского посольства, что "выбрал свободу" – а к вечеру как ни в чём не бывало вернулся в гостиницу, в скромные номера делегации. Там поразились и обрадовались – но на следующий день ситуация повторилась, а взбешённым товарищам по тургрупп Рабинович заявил:
Я подумал и выбрал свободу.
Как Рабинович?
Трудно сказать, что заставляло метаться анекдотического Рабиновича, но вот Тиньков, по-видимому, ведёт себя как бизнесмен, который привычно и умело монетизирует и превращает в шоу каждое своё действие. Особенно такое значительное действие, как отказ от Родины. Судите сами. В апреле 2022 года Тиньков публикует заявление "с критикой военной операции на Украине". Немедленно после этого он продаёт свою долю в TCS GROUP – то есть, говоря по-простому, продаёт знаменитый банк "Тинькофф" Владимиру Потанину. Вслед за этим сообщает, что ему "выкрутили руки" – якобы "представители Кремля" угрожали ему национализацией банка, если он не пойдёт на сделку.
После этого Тиньков на какое-то время уходит с первых полос – чтобы теперь отказаться от гражданства России. Но не просто так. Немедленно вслед за тем как он привлёк к себе внимание, Тиньков делает следующее заявление: о том, что он начинает "процесс отзыва своего бренда "Тинькофф" из банка".
В банке, разумеется, уже сделали заявление о том, что отозвать бренд невозможно – бренд принадлежит не бывшему владельцу, а именно банку. Вероятно, теперь предстоят суды, вполне вероятно, что в России они встанут на сторону банка – а вот по месту текущего пребывания бывшего банкира – как раз наоборот.
В чём смысл всего этого, простите за неродной язык, перформанса? Не в том ли, чтобы, уходя, нанести России наибольший возможный для данного персонажа ущерб – и продемонстрировать англосаксам, что занят именно этим?
Если так, то Тиньков отнюдь не один такой – хотя, вероятно, один из самых удачливых.
Мыши плакали, кололись, но продолжали
Особенно если сравнить его с другими банкирами, "осудившими военную операцию" и убежавшими из России. Например, с Петром Авеном, в прошлом известным как один из олигархов и совладельцев Альфа-банка. Господин Авен почти сразу после начала СВО подпал под западные санкции. Однако это отнюдь не сподвигло его на то, чтобы вернуться в Россию и помогать русскому государству и русской армии. Вместо этого он стал бороться за снятие санкций – для того, чтобы продолжать вести привычный образ жизни в Лондоне.
Делал он это двумя способами. Во-первых, жаловался на то, как трудно жить миллионеру, который не может пользоваться своим состоянием. И называл введённые против него санкции несправедливыми. Надо думать, не без оснований: потому что, во-вторых, по некоторым данным, он спонсировал Украину. В мае 2022 года во многих информационных агентствах появилась информация со ссылкой на главного раввина Украины о том, что Авен и Фридман перечислили на помощь Украине 150 миллионов долларов США. Тогда же канадский министр финансов обратился ко всем российским олигархам, попавшим под санкции, – откупиться, спонсируя Украину.
Авена от санкций пока не избавили. По последней информации, в Великобритании для него разморозили 1 миллион долларов и разрешили снимать в месяц 70 тысяч на текущие расходы, а кроме того, решили единовременно выплатить ему 460 тысяч долларов на погашение неотложных долгов. В масштабах состояния Авена сумма совсем небольшая и уж точно не тождественная снятию санкций.
Однако "мыши плакали, кололись, но продолжали" – под санкциями и без денег банкир не собирается возвращаться в Россию, где мог бы, сказавшись патриотом, чувствовать себя вполне вольготно.
Что с того?
Тиньков и Авен – лишь пара примеров. Примеров того, кому на самом деле сохраняли верность и на кого работали те, кого в России считали капитанами бизнеса и с кем, были времена, связывали надежды на экономический рост и развитие страны. Когда страна вступила в войну, тут же и выяснилось, строго по великой книге, что где сокровище ваше, там и сердце ваше – в случае этих людей более чем буквально. Иметь возможность сохранить на Родине состояние, почёт и уважение, но убежать из России, чтобы никто не мог даже заподозрить них патриотов – вот путь олигархов, которых ещё вчера здесь считали примером успеха. Приходится признать – вся модель развития страны, которая выносила наверх таких людей, была негодной. Россия может развиваться, только если её купечество, как и прочие сословия, будут проникнуты идеологией служения государству. Если нет – индивидуально успешные убегают при первых признаках опасности и переходят на сторону врага. Жаль, что кредиты этим банкам платить по-прежнему надо.
* Instagram – социальная сеть, признана экстримистской и запрещена в России
Комментарии