В октябре общественность взбудоражила новость: Алла Пугачёва в короткие визиты в Россию из эмиграции времени зря не теряла. Все думали, что она договаривалась о снятии иноагентства с Галкина*, а "примадонна" готовила к вывозу из замка в Грязи сокровища на миллиарды рублей. Но стоит углубиться в тему — и получится настоящий детектив с элементами искусства.
Новостями об Алле Пугачёвой и Максиме Галкине* нашу публику не удивить.
Раздражить — это да. Рассердить — пожалуйста. Когда Алла Борисовна выдаёт что-то запредельное вроде угрозы Божьим судом — даже разгневать.
А лимит на удивление "примадонна" и комик-иноагент уже выбрали до дна.
Но иногда всё-таки возникают из тумана новостей, инсайдов и сплетен сюжеты, которым нельзя не удивиться и не заинтересоваться. Сюжеты, которые, подобно детективным повестям, впору оформлять по всем литературным правилам — с прологом, первой главой, второй главой, эпилогом.
Совсем вроде свежая (но есть нюанс…) история с "сокровищами Пугачёвой", которые пытались вывезти из "замка Галкина*", а затем и из России…
Пролог — филологический и фантастический
Словосочетание "замок в Грязи" обладает таким богатством насыщенных смыслов, что неудивительно — обозначение роскошного особняка Максима Галкина* в подмосковной деревне Грязь стало крылатым выражением. Задолго до того, как в 2011 году дом был достроен и превратился в "фамильное гнездо" звёздного семейства.
Вот он, замок в Грязи… Скриншот: сервис "Яндекс Карты", загружено пользователем "Ольга Лытаева"
Абсурдно смотрящийся в антураже русской деревни огромный дом, стилизованный под замок Позднего Средневековья, соединился в народном сознании с поговоркой "из грязи в князи" — и всё, как в пазле, встало на свои места. Всё сходится: молодой юморист-пародист женился на "примадонне", сам стал первостатейной "звездой" шоубиза, выбился из грязи в князи и построил себе нелепый "как бы" средневеково-европейский замок…
Хотя деревня Грязь Одинцовского района — отличный выбор для загородной резиденции. Насыщенная историей и культурой местность: до Москвы-реки пара километров. До Дома-музея выдающегося русского писателя Михаила Пришвина — 2,5 км по прямой. До Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря с выдающимся ансамблем монументальных построек XVII века (ох, не раз ещё мы это семнадцатое столетие сегодня вспомним… ) — 8 км. До Новорижского шоссе, где роскошные особняки "элиты", добираться менее 20 минут на авто.
Коллаж Царьграда
И вот представим такую будоражащую воображение сцену в этом замечательном ландшафте.
Ночь — но света от полной Луны и летних звёзд столько, что всё видно почти как днём. Видно, как Алла Борисовна Пугачёва собственноручно вытаскивает из центральных дверей замка наспех завёрнутые в упаковочную бумагу и старую ткань картины.
Медленно вытаскивает, с короткими, но частыми передышками — всё-таки 74 года это не шутки и не прибаутки Галкина* про Киркорова "в колготках на фронте"...
Но вот кузов грузовика, куда певица складывает картины, заполнен до отказа — и Пугачёва, бросив последний (прощальный?) взгляд на замок в Грязи, садится в кабину и кивком головы велит верному шофёру трогаться в путь, в аэропорт. Чтобы там, замаскировавшись с помощью огромных тёмных очков и накладной бороды, попытаться вывезти из страны свои сокровища…
Глава первая — уже реалистическая
Три представленных выше абзаца — это, разумеется, исключительно вымысел с претензией на художественность. А в реальности попытка Пугачёвой переместить семейную коллекцию антиквариата и предметов искусства представляется иначе. Но тоже весьма загадочно и с детективной интригой.
Началось всё 10 октября 2024 года в 08:22 по московскому времени: в телеграм-канале SHOT появилась публикация с громким началом: "Пугачёва вывозит свой замок из России по частям". Рассказывалось, что певица пробовала переправить за границу собранную в "фамильном замке" коллекцию антиквариата, картин, скульптур изрядной стоимости.
Максим Галкин*. ФОТО: Сандурская Софья/АГН "Москва"
А стоимость эта, как "в беседе с нами [телеграм-канал SHOT] потомственные антиквары и коллекционеры оценили", составила около 20 млн долларов (2 млрд рублей). И улетели бы эти ценности поближе к нынешнему пристанищу релокантов Пугачёвой и Галкина* — если бы не бдительность сотрудников таможни да не халатность сотрудников "примадонны", не оформивших должным образом документы на специфический груз. Который в итоге вернулся в родные стены — в замок, в Грязь.
Глава вторая, дополняющая сюжет
Спустя 5 часов после поста SHOT издание KP.RU опубликовало объёмный материал на ту же тему.
История заиграла новыми красками.
Выяснилось, что дело-то не свежее, не с пылу и не с жару. На дворе 10 октября 2024-го — а инцидент с "коллекцией Пугачёвой — Галкина*" датируется летом 2023-го. И тогда, исходя из хронологии посещений Родины певицей, оказывается, что отобрать экспонаты "на вывоз" Алла Борисовна могла только в начале мая прошлого года.
Алла Пугачёва. ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
В тот самый раз, когда артистка приехала в покинутую "рабскую и холопскую" Россию по печальному поводу — похороны модельера и её близкого друга Валентина Юдашкина. Общественность тогда выдвигала версию, что истинной причиной прибытия певицы стали попытки договориться через "нужных людей в высоких кабинетах" о снятии статуса иноагента с Максима Галкина*. Теперь же выясняется, что, вероятно, Пугачёва была занята другим — картины выбирала.
А ещё статья в "Комсомольской правде" предложила перечень составляющих звёздную коллекцию предметов. Совсем в духе гражданина Шпака из гайдаевской классики "Иван Васильевич меняет профессию": "Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три".
Коллаж Царьграда
Якобы интерьер замка в Грязи составляют семь скульптур (четыре из них — позапрошлого века), два позолоченных стола, антикварные французские вазы (XIX столетие), огромное зеркало в золочёной раме, резные деревянные консоли двухсот- и трёхсотлетней давности (Италия), 20 полотен зарубежной живописи и всякое другое. И снова звучит магическая сумма "20 млн долларов" — правда, в отношении всех "древностей", а не только отобранных для вывоза.
На картинах — точнее, на одной из них — стоит остановиться внимательно и присмотреться в деталях.
Глава третья — детективная
Начиная с первого поста телеграм-канала SHOT и во всех последующих публикациях в качестве примера одного из самых ценных предметов "коллекции Пугачёвой — Галкина*" неизменно фигурирует картина "Вид на город у реки с ветряной мельницей" нидерландского живописца XVII века Яна ван Гойена, видного представителя художественного направления "Малые голландцы".
Картина Яна ван Гойена, с которой началась эта история… Скриншот: интернет-сайт kp.ru
И вдруг 24 октября тот же SHOT выдаёт сенсационное известие — в коллекции звёздной четы хранятся не подлинные картины баснословной стоимости, а всего лишь копии, а то и подделки.
Основанием для такого разоблачения стало мнение известного адвоката и коллекционера предметов искусства Александра Добровинского (близкого знакомого предыдущего мужа Пугачёвой Филиппа Киркорова, чьи юридические интересы неоднократно представлял). Такой вывод Добровинский сделал при взгляде на упомянутую картину Ван Гойена.
Слова Добровинского на видео, опубликованном в его телеграм-канале:
Картина, на которую мы смотрим, принадлежит перу Яна ван Гойена, "Вид на город и ветряную мельницу", середина XVII века. Эта картина была продана в своё время на знаменитом аукционе Sothebys и находится на сегодняшний день в личной коллекции человека из Соединённых Штатов…
Но что интересно — если присмотреться к ролику, то станет понятно, что показывает и рассказывает известный адвокат не совсем о той картине, которую вот уже две недели до этого публиковали во всех статьях.
Ещё одно полотно Яна ван Гойена, способное претендовать на участие в детективном сюжете о "сокровищах Пугачёвой". Скриншот: интернет-сайт gallerix.ru
Глава четвёртая, в которой раскрывается новый персонаж
Прежде чем продолжить, определим уровень компетенции Александра Добровинского в сфере коллекционирования предметом искусства в целом и живописи в частности.
Царьград обратился за комментариями к специалистам в данной области — и по их отзывам, известный адвокат имеет весьма солидную репутацию среди коллекционеров.
Вот что говорит арт-консультант и искусствовед Жанна Полански:
Александр Андреевич очень сильный, серьёзный коллекционер. Я видела его коллекции, они стоят колоссальных денег, достойны серьёзных музеев. Плюс он, возможно, видел вживую эти произведения из коллекции Пугачёвой, имел возможность сложить о них своё собственное мнение.
Адвокат Александр Добровинский. Скриншот: телеграм-канал "Ваш Александр Добровинский"
А вот мнение галериста-аукциониста Алексея Зайцева:
Заявление господина Добровинского мне трудно комментировать, потому что он харизматичный, даже одиозный адвокат, хорошо знающий своё дело. Но, насколько понимаю, он тоже не владеет точной информацией о составе коллекции Пугачёвой и Галкина*.
То есть профессионалы признают: к словам Добровинского стоит как минимум прислушаться. А слова адвоката звучат приговором — вместо шедевра у Пугачёвой и Галкина* подделка:
Они должны прийти в министерство культуры и принести "шедевр" за 10 тысяч рублей и сказать: дайте нам разрешение [на вывоз картины за рубеж], потому что мы, Галкины*, сидим дома и молимся на копию за 10-15 тысяч рублей, бьём челом и возносим хвалу "Малым голландцам", сделанным в Китае. Людям нравится фламандский пейзаж XVII века, но оригинал купить не могут, денег нет.
Глава пятая, в которой всё окончательно запутывается
Кажется, что на этом и всё.
Адвокат-коллекционер недвусмысленно заявил, что картина из "сокровищницы" релокантов является подделкой и стоит едва ли 15 тысяч рублей. Эксперты по рынку предметов искусства подтвердили, что автор этого высказывания — не случайный прохожий с улицы или комментатор под новостью в интернете, а компетентный знаток.
Да и вероятность наличия "не совсем оригиналов" в собрании Галкина* и Пугачёвой велика. Как заметила Жанна Полански: "Покупали они не с точки зрения какой-то коллекционной ценности, а для украшения интерьера. И не всегда люди покупают действительно то, за что они платят, ведь чаще всего они оформляют эти сделки самостоятельно, не консультируясь с экспертами".
Всё понятно, расходимся?
Можем и разойтись — но напоследок приглядимся внимательнее к картине, о которой рассуждает Александр Добровинский…
Обратите внимание на картину, о которой рассуждает Александр Добровинский (выделена красным прямоугольником). И она не совсем похожа на произведение с ветряной мельницей... Скриншот: телеграм-канал "Ваш Александр Добровинский"
Качество изображения на скриншоте видео из телеграм-канала адвоката оставляет желать лучшего, однако очевидно, что рассматриваемая там картина не очень похожа на уже знакомое полотно. По краям картины (если предположить зеркальное отображение рисунка) нет характерной высокой ветряной мельницы. А в центре не видно двух высоких башен.
Получается, что начиная с первой публикации SHOT везде как картина из собрания Пугачёвой фигурирует одно полотно — а Александр Добровинский анализирует другое произведение. И на основании данных о продаже этой картины на аукционе Sothebys делает вывод о подделке в замке в Грязи. Не может же одна и та же картина быть одновременно в Америке, и в России…
С высокой долей вероятности можно предположить, что Добровинский рассказывает о другом полотне Яна ван Гойена — "Речной пейзаж с замком и круглой башней".
Ян ван Гойен, "Речной пейзаж с замком и круглой башней". Скриншот: интернет-сайт sothebys.com
В пользу этого предположения говорит не только визуальное сходство с размытым изображением на ноутбуке в кабинете адвоката, но и история "Речного пейзажа с замком и круглой башней".
История эта совпадает с рассказом Александра Добровинского: полотно было продано 6 июля 2017 года за 242 тысячи фунтов стерлингов (по курсу валют на июль 2017-го — 18,9 млн рублей; по нынешнему курсу — 30,7 млн рублей) на торгах аукциона Sothebys в Лондоне. Покупателем стал анонимный ценитель искусства из США, в чьей частной коллекции произведение и находится.
По какой-то причине возникла путаница — и рассказал Добровинский о "Речном пейзаже с замком и круглой башней". И этой подлинной картины в коллекции "примадонны" и комика-иноагента действительно быть не может. А вот шансы на то, что рисунок Яна ван Гойена "Вид на город у реки с ветряной мельницей" у Пугачёвой имеется и она пыталась вывезти его из России, сохраняются.
Хотя бы потому, что сам Добровинский "вживую" собрание живописи "четы Галкиных"*, как он их величает, не видел: "Ко мне как коллекционеру со стажем обратились <…> для разъяснения ситуации. Прислали фото некоторых картин…".
Эпилог
А эпилога не будет — по той простой причине, что никакой ясности в этой истории нет. Да и никогда не было.
Непонятно: если Пугачёва пробовала вывезти ценности летом 2023-го, то почему информация просочилась лишь в октябре 2024-го?
Непонятно: откуда у СМИ появился подробный список антикварита звёздного семейства? Какие такие "потомственные антиквары и коллекционеры" стали источниками инсайда?
Непонятно: как возникла заветная сумма оценки в 20 млн долларов, которая изрядно взбудоражила общественность?
Непонятно: каким образом запутались сведения, какая картина Яна ван Гойена находится в замке в Грязи и почему как фальшивую разоблачили, судя по всему, другое произведение того же автора? Похожее — но всё-таки другое…
Галкин*, Пугачёва, замок в Грязи. Скриншот: телеграм-канал SHOT
А понятно в этой связи только одно: на русском народе десятилетиями паразитировали люди, не связанные с нашей ни общими ценностями, ни планами на будущее.
Причём паразитировали они так лихо и цинично, что трудно перестать диву даваться.
Во-первых — посредством удивительно пошлого и бездарного "контента": Пугачёва как выдающаяся артистка закончилась в XX веке, Галкин* в таком качестве и не начинался.
Во-вторых — в колоссальных финансовых масштабах, потому что интрига, "настоящий Ян ван Гойен" у "примадонны" в коллекции или нет, имеет лишь литературно-детективное, развлекательное значение. По большому счёту не так уж это и важны в случае с получившими с русских миллиарды рублей релокантами пара сотен миллионов в "плюс", пара сотен миллионов в "минус"…
И вот это действительно — сюжет так сюжет.
* Максим Галкин — включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента
Комментарии