Саммит ОДКБ 28 октября показал, что Россия сохраняет влияние на взаимоотношения большей части стран, входивших в СССР. Армения и Азербайджан подпишут документ, который продиктовал Владимир Путин.
Чего ждали от саммита?
Накануне саммита глав государств Организации Договора о коллективной безопасности – ОДКБ эксперты много говорили о том, каким он может быть и что может показать. Важность встречи трудно было переоценить хотя бы потому, что ОДКБ – военный союз, созданный для совместного отражения угроз безопасности странам-участницам, несмотря на это, не принимал участие в двух важнейших вооружённых конфликтах последних лет – ни между Арменией и Азербайджаном, ни в украинском конфликте. Если во втором случае Россия помощи и не запрашивала, не называла происходящее войной, но только специальной военной операцией, то Армения помощи союзников просила – однако таковой не получила, так как Нагорный Карабах формально не является частью Армении.
Вместо этого после военного поражения Армении и потери части территории непризнанной Нагорно-Карабахской республики Армения согласилась с формулой перемирия, предложенной, опять-таки, не всеми союзниками, а одной Россией. Российские миротворцы заняли позиции, обеспечивая прекращение огня между сторонами конфликта.
По мнению источников Царьграда, 28 октября должно было решиться: точно ли ОДКБ – реальная сила или не более чем клуб по интересам части бывших республик СССР, на который России нельзя положиться при решении действительно серьёзных вопросов.
Что сделал Путин?
Владимир Путин не был бы самим собой, если бы не удивил всех предсказателей и наблюдателей. Мы наблюдали не дискуссию между лидерами государств, входящих в оборонительный союз, а то, как русский вождь диктовал им свою непреклонную волю.
Путин заявил, что отношения Армении и Азербайджана важны, так как речь идёт о республиках бывшего Советского Союза – то есть о провинциях империи. Вслед за тем он, не сомневаясь в том, что с его словами никто не посмеет спорить, заявил, что Россия настаивает на делимитации границ между Азербайджаном и Арменией и подписанием между ними соглашения, из которого в дальнейшем будет создан полноценный мирный договор.
Исходя из того, что говорил президент России 27 октября, отвечая на вопросы экспертов клуба "Валдай", в рамках этого соглашения Армения откажется от претензий на 5 районов, занятых азербайджанскими войсками в ходе последней войны, но получит два района для того, чтобы обеспечить надёжную связь Карабаха и Армении.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян уже накануне саммита ОДКБ успел заявить, что Армения согласна установить межгосударственные отношения с Азербайджаном по принципам, предложенным Россией, и готова подтвердить это на встрече лидеров трёх стран в Сочи. По сути, Пашинян открытым текстом подтвердил, что решает, что будет с Арменией Россия, и только она.
Если этого не сделают русские, это сделают солдаты НАТО
Однако почему вопрос армяно-азербайджанских отношений вообще важен для России? Почему даже сейчас, в условиях тяжёлой и сложной военной ситуации на западной границе, Россия, вынужденная защищать свои земли, не может себе позволить не обращать внимание на то, что происходит вокруг Нагорного Карабаха?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на карту. На самом деле речь идёт о гораздо более сложной и глобальной проблеме, чем взаимоотношения двух бывших республик СССР. На самом деле сейчас решается, как будут развиваться взаимоотношения трёх империй (и даже, если вспомнить вчерашнюю речь Владимира Путина в Валдайском клубе, трёх цивилизаций): российской, турецкой и персидской. Для каждой из великих держав армяно-азербайджанский конфликт является камнем преткновения, и контроль над поведением его участников – вопрос престижа. Тот, кто считает, что Россия из прагматических соображений может позволить себе "бросить" Армению на произвол судьбы, таким образом считает, что можно уступить своего союзника – пусть неумелого и слабого – другой империи. Каждый, кто даёт отрицательный ответ, должен посмотреть на карту и сказать: нравится ли ему Армения в качестве северной провинции большой Персии. Или северо-восточной провинции большой Турции, она же Великий Туран.
Если нет, наша империя должна сказать здесь своё слово – и это слово должно быть более весомым, чем заявления и намерения уважаемых партнёров.
Среди которых, кстати, помимо трёх соседствующих империй, и коллективный Запад. США и Франция дорого бы дали за то, чтобы считаться гарантами безопасности Армении. Не только потому, что в этих странах существуют большие армянские диаспоры с серьёзным лобби в правительствах и парламентах. Но и потому, что державы Запада совсем не прочь оторвать от России и привязать к себе ещё одну когда-то безусловно дружественную и многим нам обязанную страну.
Мнение эксперта
Директор Института политических исследований Сергей Марков в интервью газете "Каспий" сформулировал:
"Предстоящая встреча лидеров России, Азербайджана и Армении определит будущее региона и расстановку здесь сил. Если лидеры не договорятся, то с высокой долей вероятности Пашинян продолжит марш в объятия Франции и США. Последствия этого будут таковы, что рано или поздно в Армении появятся войска НАТО. Тогда России ничего не останется делать, как предпринимать усилия по замене Никола Пашиняна на более пророссийского лидера в Армении.
С проамериканской властью в Армении ничего хорошего в регионе ждать не придётся. Если Армения будет прозападной, она всё время станет провоцировать на Южном Кавказе негативные процессы.
США заинтересованы в том, чтобы Армения отказалась от российской военной базы в Гюмри. Подразумевается, что после этого американцы смогли на армянской территории разместить свою базу. Это им нужно не только для того, чтобы утвердиться на Южном Кавказе, вытолкнув оттуда Россию, но и для того, чтобы с севера окружить Иран, в котором США видят своего стратегического противника.
Второй сценарий предстоящих переговоров – лидеры договорятся. Тогда есть вариант быстрого выполнения зафиксированных в трёхсторонних заявлениях пунктов. Это и разблокирование транспортно-экономических связей, и делимитация, и последующая демаркация границы".
Что с того?
Собственно, одного этого последнего фактора – нельзя допускать в Закавказье западные армии – уже должно было бы хватить для того, чтобы Россия приняла на себя ответственность за решение армяно-азербайджанского конфликта.
Но и это не все. Возвращаясь к ОДКБ, необходимо отметить, что каждый из лидеров стран-участниц этого союза внимательно следит за тем, как Россия поможет – или откажется помогать – своему младшему союзнику. И примеряет ситуацию на себя, решая вопрос, можно ли в дальнейшем рассчитывать на русских? Или обязательства в рамках ОДКБ – не более чем фиговый листок, прикрывающий для каждого из участников его шкурные интересы? России нужны союзники – а союзникам понимание, что Россия никого из них не бросает.
Справка
В Организацию, которая была образована в 2002 году на базе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в настоящее время входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Высший орган ОДКБ – Совет коллективной безопасности в составе глав государств-членов.
"Система коллективной безопасности ОДКБ" − совокупность органов ОДКБ и национальных органов государственного управления государств – членов ОДКБ, а также сил и средств государств – членов ОДКБ, обеспечивающих в соответствии с международным правом и национальным законодательством коллективную защиту интересов, суверенитета и территориальной целостности государств – членов ОДКБ.