Киев постарается вывести из строя Крымский канал
Генерал армии Сергей Суровикин сообщил о напряженной обстановке на херсонском направлении и не исключил «непростых решений».
Напоминаем, что Херсон расположен на правом берегу Днепра. Здесь же, чуть севернее находится знаменитый поселок Чернобаевка, о котором много говорили и писали, особенно в «незалежной», в контексте непрекращающейся «перемоги», переходящей в «зраду». И вот командующий российской Объединенной группировкой войск в районе специальной военной операции подтвердил, что противник целенаправленно наносит удары по объектам инфраструктуры и жилым домам.
Реактивные снаряды HIMARS повредили Антоновский мост на восточной окраине Херсона и дамбу Каховской ГЭС, что в двух часах от города, если ехать на автобусе. Нормальной переправы больше нет, а потому затруднен подвоз продуктов питания, есть проблемы с водо- и электроснабжением. Все это не только значительно осложняет быт горожан, но и создает прямую угрозу их жизням, цитируют генерала Суровикина РИА «Новости».
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, считает, что, возможно, придется на какое-то время уступить ту часть города, которая сейчас граничит с позициями ВСУ:
— Или просто обойдемся эвакуацией оттуда мирных жителей, потому что бандеровцы могут взорвать плотину Каховской ГЭС и тогда существует риск затопления.
«СП»: — Но для того, чтобы взорвать всю плотину нужен очень мощный заряд тротила в тысячи тонн, если ли у террористов такая возможность, ведь даже на Крымском мосту взорвали всего лишь участок дорожного полотна?
— Может быть, украинские диверсанты планируют взорвать не всю плотину целиком, а только ее часть. Судя по заявлению генерала армии Сергея Суровикина это тоже представляет определенную опасность…
Новый командующий специальной военной операцией напоминает, что натовское руководство Вооруженными силами Украины уже давно требует от киевского режима наступательных операций на херсонском направлении, не считаясь ни с какими жертвами в самих ВСУ, и среди мирного населения.
«СП»: — Есть данные о возможности массированного ракетного удара по плотине Каховской ГЭС, а также ракетно-артиллерийских ударов по городу без разбора целей. Все это может привести к уничтожению инфраструктуры и большим жертвам среди гражданского населения, считает генерал Суровикин.
— Цели и задачи спецоперации ничуть не изменились с вступлением его на командный пост, первоочередной задачей по-прежнему является сохранение жизни и здоровья мирных граждан. Прежде всего российская армия обеспечит безопасный выезд населения по готовящейся правительством России программе переселения. Он уже объявлен.
СП: — Но что будет если прорвет дамбу? Такой вопрос возникает потому, что был прецедент, в Донецкой области, во время отхода, наши «взорвали дамбу», как об этом писали СМИ «незалежной» и, конечно, бандеровские блогеры. Это дескать «повлекло подтопление поселка Райгородок Краматорского района». На самом деле этот поселок расположен выше по течению речки Казенный торец и подтоплен быть не мог.
— Да, взорвали шлюз с мостом для того, чтобы ВСУ не смогли наступать на юго-восток. Только шлюз. Но одно дело небольшая, прежде мало кому известная речка и сельский пруд, а Каховская ГЭС — это совсем другое.
Чисто теоретически если дамбу отчего-то прорвет, и земляная насыпь высотой чуть ли не с девятиэтажку и длиной в три с половиной километра одномоментно исчезнет, то хлынувшая из водохранилища вода, как цунами затопит тысячи гектаров речной поймы. Под водой окажутся пригородные села, часть Херсона, до улицы Почтовая, а железнодорожный мост может вообще смыть.
«СП»: — Но для этого на дамбу должен упасть метеорит, наподобие Тунгусского или ее нужно заминировать тысячами тонн тротила. Никто с нашей стороны ее взрывать таким образом не собирается. Для сдерживания наступающих достаточно разобрать верхнюю часть проложенной по дамбе дороги, а она и так уже достаточно повреждена украинскими обстрелами.
— Помимо земляной дамбы общей длиной по разным данным от 3273 до 3850 метров, в число инженерных сооружений ГЭС входит водосливная плотина длиной 447 метров, состоящая из 28 огромных водосливных затворов размером 12 на 9 метров. Демонтаж только одного из них станет если не непреодолимой, то очень серьезной преградой для наступающих.
Политолог Алексей Анпилогов считает, что впереди нас ждут многочисленные фейки, как это было с обстрелами Запорожской АЭС, когда ВСУ, обстреливая атомную электростанцию, сваливали все на Вооруженные силы России:
— Да, это будет преподнесено таким образом, что «все равно Россия виновата».
Каховская плотина не такая высокая, как, например, плотина «Днепрогэса», раза в два ниже. Она «гравитационная», то есть стоит на прочном основании. Эта плотина не имеет выгнутой формы, и как следствие ее разрушить сложнее, чем «Днепрогэс», меньше давление воды, поскольку каждые десять метров добавляют одну атмосферу давления. На тридцатиметровой глубине давление на плотину составляет три атмосферы, а на Каховской ГЭС оно в три раза меньше.
С одной стороны, если ударить в самую нижнюю часть плотину, то разрушить ее было бы легче, но с другой стороны, там же она самая широкая, а значит, самая прочная.
«Классика» разрушения плотин — это минирование их изнутри. Так дважды разрушали «Днепрогэс»: при отступлении советских войск в 1941 году и при отступлении немцев в 1943-м. В противном случае нужно разрушать достаточно серьезным количеством тротила, которое содержится, например, в авиационных бомбах. Так союзники разрушали дамбы в Нидерландах, когда открывали Второй фронт в 1944 году.
Учитывая, что украинская сторона сейчас не располагает господством в воздухе, то ей этот вариант разрушения достаточно сложно осуществить — много железобетона, который никаким артиллерийским снарядом сразу не пробить.
То же самое по «Хаймерсам» — ими уже много раз стреляли по Каховской ГЭС, но при этом целились исключительно в шлюзовые сооружения и в автомобильный мост, проходящий над ними. Его неоднократно выводили из строя.
Да, шлюз — это слабая часть плотины. Там есть две пары открывающихся ворот — верхняя с нижней, и еще аварийные ворота, которые тоже можно закрывать — все продумано. Если «вынести» артиллерией два створа и разрушить аварийные ворота, то можно добиться, что через шлюзы хлынет вода.
Хотя этот процесс непростой, но могут сработать диверсанты, принеся взрывчатку и разрушив эти механизмы с мощной гидравликой. Но нужно вывести последовательно обе створки, не дав опуститься аварийному затвору — это многокомпонентная операция, сложная для осуществления.
ВСУ могут действовать теми же самыми «Хаймерсами», пытаясь разрушить шлюзы. В этом случае нужно понимать, что будут какие-то попытки: прицелится, попасть в одну другую и третью аварийную створки. Но нельзя забывать о том, что будет противодействие с нашей стороны.
«СП»: — От Каховской ГЭС берет свое начало еще и Крымский канал. Может быть по нему будут стрелять артиллерией и запускаться ракеты?
— Да, будут пытаться вывести из строя Крымский канал. Там расположена повышающая станция, поднимающая воду из Каховского водохранилища, перебрасывая ее на первый каскад. Так обеспечивается поступление днепровской воды в канал. Насколько я помню, там небольшая высота подъема, но насосы работают.
Если водохранилище будет каким-то образом спущено, то вода может выходить несколько дней и Крымский канал на всем своем протяжении обмелеет. Ведь он наполняется за счет приподнятого уровня днепровской воды в водохранилище.
«СП»: — Значит, скорее всего, все будет примерно, как в Донецке: ВСУ начнут интенсивные обстрелы Херсона, как бы в отместку за Мариуполь. Это основная опасность, а вовсе не взрыв плотины?
— Он маловероятен…