Выполнив поручение Путина в Пекине, Шойгу испытал древнюю китайскую мудрость на себе
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Шойгу посетил Пекин с деликатной миссией — напомнить китайцам, что мы находимся в одной лодке, — с которой, похоже, справился. "Сюрпризов" от Китая больше не ожидается. Си Цзиньпин дал добро, но нашёл ещё и способ кое-что объяснить "гонцу" Путина.

Рабочая поездка секретаря Совета безопасности России Сергея Шойгу в КНР для встреч с представителями высшего политического руководства главного союзника Москвы имела далеко не рутинный характер.

Официально объявленные "консультации по вопросам стратегической безопасности" не могли не касаться некоторых проблем, появившихся в российско-китайских отношениях, в нашем "больше, чем союзе".

Прямо их, конечно, никто не называет. Но от внимательных наблюдателей (о торговле сейчас речь не идёт, где созданные США проблемы с оплатой постепенно решаются, так как она растёт) не укрылись, по крайней мере, три серьёзных момента.

Куда делся Курск?

Во-первых, Китай не осудил вторжение ВСУ в Курскую область в момент, когда должны были начаться непрямые переговоры с Украиной в Катаре о частичном прекращении огня, давая перед этим понять России, что не желает расширения фронта войны. В ведении которой по факту Китай содействует обеим сторонам, чтобы не портить ни с кем отношения. Что, впрочем, мало помогает Пекину в случае с Киевом и Западом, где ставят вопрос ребром: или — или.

Трудно отделаться от впечатления, что не только ожидания мирных переговоров (из-за разницы в психологии в России считали, что в этой ситуации надо вести себя потише, тогда как Запад транслировал Киеву совсем другой сигнал: "мир через силу", поэтому —  вперёд), но и желание угодить Китаю стояли за игнорированием Москвой многочисленных сигналов о том, что Украина нацелилась на Курскую область.

Выполнив поручение Путина в Пекине, Шойгу испытал древнюю китайскую мудрость на себе

Реакция китайского МИД на вторжение ВСУ в Курскую область была очень сдержанной, если не сказать, безразличной. Фото: Kai Qiao/Xinhua/Global Look Press

Ну, действительно, почему Москва полностью поддерживает позицию КНР по Тайваню, а Пекин набрал в рот воды по поводу Курска? Не проявляются ли тут своего рода двойные стандарты? Трудно отделаться как раз от такого впечатления.

"Сюрприз" в ООН

Во-вторых, китайско-бразильская мирная инициатива по Украине тоже оказалась неприятной неожиданностью для Москвы. Где, похоже, ожидали большей лояльности от Китая. Хотя и признают: война на Украине может являться для Пекина источником раздражения из-за растущего давления Запада с целью лишить Россию поддержки и связанных с этим финансовых потерь и дополнительных санкционных ограничений.

Владимир Путин показал себя блестящим дипломатом, отвечая на вопросы журналистов из стран БРИКС в преддверии казанского саммита. Он заявил, что Китай и Бразилия "очень взвешенно подходят к вопросам урегулирования, объективно", и что мы "очень внимательно на это смотрим, с уважением и понимаем, что все наши друзья, в том числе члены БРИКС, настроены на то, чтобы этот конфликт завершить как можно быстрее и мирными средствами".

Но президент России под давлением объективной реальности не смог выдержать до конца эту линию, выразив откровенное, мягко говоря, изумление в связи с тем, что ни Бразилия, ни Китай, эти "очень близкие нам страны", не предупредили Москву заранее о своей совместной мирной инициативе и предложении создать соответствующую рабочую группу в ООН ("мы ничего об этом не знали"). Обе страны, признал Путин, с Россией "не консультировались, они действовали так, как считают нужным". 

Выполнив поручение Путина в Пекине, Шойгу испытал древнюю китайскую мудрость на себе

Владимир Путин выразил изумление тем, что "ни Бразилия, ни Китай, а это очень близкие нам страны, в поиске решений мирного урегулирования с нами не консультировались, они действовали так, как считают нужным". Фото: Kremlin.ru

Видно, что этот случай просто потряс друга Си Цзиньпина, так как Путин возвращался к нему несколько раз, размышляя:

Это хорошо, это плохо?

Ежу понятно, что плохо, ибо речь идёт о союзниках России — в условиях, когда наши многочисленные враги великолепно координируют свои агрессивные действия и стоят горой друг за друга.

А тут, согласно президенту России, происходит следующее:

Наш министр иностранных дел мне докладывал прямо из Нью-Йорка о том, что происходит, и без всяких предварительных консультаций с Бразилией и с Китаем.

Ну и ну.

Подтверждение от Рябкова

Получается, что перед Путиным от такой неожиданности, образно говоря, со стула упал Сергей Лавров. В недавнем интервью "Интерфаксу" его заместитель Сергей Рябков честно признал: Москва критикует китайско-бразильскую инициативу за её "очевидные недостатки"…

Сказано достаточно мягко, но всё понятно. Действительно, а чем это не попытка склонить Россию к "похабному миру", чтобы самим избавиться от навязчивых приставаний с требованием вмешаться со стороны западных стран и получить какие-то финансовые выгоды за наш счёт?

Выполнив поручение Путина в Пекине, Шойгу испытал древнюю китайскую мудрость на себе

Замглавы МИД Сергей Рябков признал: Москва критикует китайско-бразильскую инициативу за её "очевидные недостатки". Фото: Pavel Kashaev/Global Look Press

За Ким Чен Ына тоже?

В-третьих, хотя в Пекине официально заявляют, что это не так, можно с большой долей уверенности предположить, что КНР не слишком довольна возобновлением реальных союзнических отношений России с Северной Кореей и её войскам в зоне украинского конфликта.

Не столько из ревности (Китай исторически рассматривает Корею, которая ещё в древние времена восприняла, творчески переработав, его культуру и цивилизацию при сохранении политической дистанции, как государство, находящееся в китайской сфере влияния), сколько из-за давления со стороны США и Южной Кореи, крупнейших торговых партнёров, требующих нажать на Москву и Пхеньян под угрозой введения санкций.

Подводим промежуточные итоги: кажется, получилось!

Согласитесь, что у Москвы было что обсудить с Пекином. В толкучке саммита БРИКС в Казани, где побывал и встретился с Путиным китайский кормчий Си Цзиньпин, сделать это было проблематично. Поэтому президент России и послал в качестве "гонца" главу Совбеза в Китай.

Так жить, конечно, можно, но лучше не надо. Поэтому рискну предположить: Шойгу отправился сделать нашим китайским друзьям мягкое внушение насчёт необходимости командной игры в сфере безопасности и чтобы ознакомить их с дальнейшими планами Москвы по Украине, избавив находящихся с нами в одной лодке китайцев от сюрпризов, которые, возможно, не за горами.

Военную тайну, о чём конкретно говорили на пекинских переговорах, удалось ли уладить возникшие проблемы, которые всегда есть, никто не раскроет. Но кое-что можно понять по публичным заявлениям Шойгу и его китайских визави: миссия завершилась успехом.

Второй человек в Китае — глава МИД и одновременно его куратор по партийной линии Ван И заявил (здесь и далее цитаты по ТАСС):

Мы готовы взаимодействовать с российской стороной, с учётом изменений в международной обстановке тесно общаться и координировать действия.

Ван И добавил, что Китай намерен с Россией "сообща обеспечивать глобальную стратегическую стабильность". Он напомнил, что Си Цзиньпин и Путин "встречались трижды в этом году и достигли целого ряда стратегических договорённостей", дав понять, что ничего не меняется и всё остаётся в силе.

Россия и Китай твёрдо поддерживают друг друга по вопросам, затрагивающим коренные интересы каждой из сторон, постоянно углубляют политическое взаимное доверие, решительно продвигают деловое сотрудничество в различных областях и создали новую модель отношений между соседними крупными странами,

— подчеркнул глава МИД КНР.

Выполнив поручение Путина в Пекине, Шойгу испытал древнюю китайскую мудрость на себе

Если судить по публичным заявлениям Сергея Шойгу и Ван И по итогам прошедших переговоров, миссия главы Совбеза России в Пекин завершилась успехом. Фото: Yue Yuewei/XinHua

Шойгу полностью согласился с этой оценкой, заявив, что видит на этом пути две "важнейшие задачи". Во-первых, "противодействие проводимой США и их сателлитами политики "двойного сдерживания" России и Китая". Во-вторых, "дальнейшее наращивание внешнеполитической координации".

Аналогичная проблематика в том же ключе, но с упором на конкретные вопросы и задачи в области обеспечения безопасности поднималась и на переговорах Шойгу с руководителем политическо-юридической комиссии ЦК КПК Чэнь Вэньцином. Это куратор китайского силового блока.

Наши двусторонние связи стали одним из стержневых элементов в мировой политике и безопасности, главным стабилизирующим фактором в международных делах,

— заявил, в частности, глава Совбеза России. По мнению полностью согласившегося с этими словами Чэнь Вэньцина, политическое и стратегическое взаимное доверие между двумя странами достигли "самого высокого уровня в истории".

Делаем выводы

Из этих заявлений несложно сделать вывод, что Пекин "услышал" Москву. Тем более что деваться сейчас КНР некуда. Формирующаяся администрация избранного президента США Дональда Трампа — агрессивно антикитайская. "Поладить" с ней без унижений и потери лица невозможно, так как цель Вашингтона очевидна: подчинение и самоликвидация Китая, ибо в мире может быть лишь один гегемон. Устоять в этом противоборстве без России, которую американцы будут соблазнять разменять КНР на всевозможные поблажки, будет вряд ли возможно.

Уже вполне доказано, что в стратегическом треугольнике Россия — Китай — США всегда побеждают двое против одного. Мао Цзэдун однажды с Генри Киссинджером умело сыграли на этом, но тогда Китай был беден и никоим образом не мешал Америке. Теперь такой же союз с Пекином против Москвы для США немыслим, а вот с Москвой против Пекина — очень заманчив. Трамп уже говорит об этом.

Значит, вес России в тандеме с Китаем растёт, и Китаю, повторю, из одной лодки с нами не выпрыгнуть. Радует, что в тандеме с Пекином Москва готова отстаивать свои интересы и не идёт на поводу (вызванных естественным желанием двигаться по пути наименьшего сопротивления) китайских "хотелок".

Что с того?

Остаётся ответить на последний вопрос. Си Цзиньпин не встречался (публично во всяком случае об этом не объявлялось) с находившимся в Пекине Шойгу, укатив 13 ноября вместе с Ван И с госвизитами в Перу и Бразилию для участия в саммитах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и "Двадцатки" (G20). Хотя, наверное, мог бы.

Это, конечно, неспроста. Но дело тут, кажется, совсем не в послании, которое Шойгу привёз из Москвы, раз кураторы внешней политики и силового блока КНР, судя по их заявлениям, с ним полностью согласились, а сам Си Цзиньпин не счёл нужным вмешаться. Принципиально он с Путиным обо всём договорился, всё остаётся в силе, и пусть подчинённые решают неизбежно возникающие проблемы.

Дело тут, наверное, всё-таки в личности "гонца", который, будучи долгое время министром обороны великой военной державы, оказался не в состоянии подготовить армию для быстрой победы на Украине, из-за чего теперь приходится страдать всем.

Есть такая старинная китайская поговорка: "Когда государь оскорблён, чиновники умирают". Она остаётся в силе. В Китае не оправдавшие доверия лидера страны правительственные чиновники — даже министры обороны и иностранных дел — бесследно исчезают. Именно поэтому, видимо, встречи и не было. Интересная, кстати, традиция. И весьма поучительная.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Не надо быть большим геополитикой, чтобы понимать, что Китай может навязывать России любые условия. Просто потому что может. И будет делать это исходя из собственных интересов, а не мифических союзных соглашений.