«Боинг» теряет небо России: «Суперджеты» и МС-21 отсекают «американца» от воздушных коридоров
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

К 2030 году ОАК должна произвести более 300 самолетов для крупнейшего отечественного авиаперевозчика — «Аэрофлота»

«Аэрофлот» и Объединенная авиастроительная корпорация" подписали соглашение о намерениях на приобретение 339 самолетов российского производства до 2030 года. Торжественная церемония, в которой приняли участие генеральный директор ОАК (входит в структуру «Ростеха) Юрий Слюсарь и гендиректор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский состоялась 7 сентября в рамках Восточного экономического форума. Согласно параметрам соглашения, с 2023 по 2030 год «Аэрофлот» на условиях лизинга получит 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ-NEW, и 40 Ту-214.

«На смену самолетам Boeing и Airbus, которые вряд ли когда-нибудь еще будут поставляться в Россию, придут пассажирские лайнеры отечественного производства. Из 339 самолетов почти 300 — это машины новых поколений МС-21 и „Суперджет“. Надежным подспорьем им станет Ту-214 — этот самолет ранее производился для спецзаказчиков и хорошо зарекомендовал себя», — заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

По словам Чемезова, флагманом в парке «Аэрофлота» станет МС-21 — «гордость нашего авиастроения», в котором использованы инновационные конструкторские решения, их оценят «и летчики, и пассажиры». Он отметил, что все самолеты будут поставлены в импортзамещенном виде — с бортовыми системами и агрегатами российского производства.

Стоимость сделки в «Аэрофлоте» не прокомментировали, но министр промышленности и торговли, вице-премьер Денис Мантуров сообщил, что сумма контракта составила более 1 трлн. руб., что является рекордом.

«Подписываемый в рамках ВЭФ контракт между ОАКом и Аэрофлотом станет основным для фондирования из ФНБ — государство будет субсидировать закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний, чтобы наши перевозчики не испытывали дополнительной финансовой нагрузки», — отметил Мантуров.

В следующем году во флот перевозчика поступят первые два Superjet-NEW, а начиная с 2024 года, планируется поставка первых шести самолетов МС-21 и первых семи самолетов Ту-214.

Головной разработчик узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21 — корпорация «Иркут», Sukhoi Superjet — «Гражданские самолеты Сухого» (с 2020 стал филиалом «Иркута»). Как отмечали в «Ростехе», семейство МС-21 относится к ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам — самому массовому сегменту пассажирских самолётов в мире, и это первая машина такого типа, полностью созданная в постсоветской России. Изначально предполагалось, что часть комплектующих на МС-21 будет закупаться у иностранных компаний, в том числе американские двигатели Pratt & Whitney (PW140).

В настоящий момент работа по импортозамещению Sukhoi Superjet и МС-21 полностью не завершена, хотя значительная ее часть проделана. Так, МС-21 уже получил российский аналог композитных материалов для крыла, оба самолета должны получить отечественные двигатели ПД-8 и ПД-14. Сейчас ведется работа над замещением электроники и других компонентов. Удастся ли запустить серийное производство в нужном объеме, чтобы выполнить соглашение в срок, пока вопрос открытый.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что это вполне посильная задача.

— 339 самолетов — это львиная доля того, что ОАК теоретически может произвести до 2030 года в сегменте современных магистральных самолетов. Сюда включены практически все МС-21 и немалое количество «Суперджетов». Superjet можно произвести и больше, но, надеюсь, что они достанутся и другим авиакомпаниям.

Эта сделка является взаимовыгодной и для производителя, и для авиакомпании. Для «Аэрофлота» это гарантия того, что уже в 2030 году основная часть авиапарка этой компании будет состоять из отечественных современных самолетов, и она не будет зависима от политического и экономического внешнего давления.

Кроме того, ей выгодно приобретать именно отечественные самолеты, так как сегодня за иностранные машины приходится платить в долларах и евро. Это значит, что экономика компании, стоимость перевозки, а, значит, и мы с вами, как пассажиры, зависим от биржевых спекуляций на валютном рынке. Отчисления за лизинг постоянно меняются в зависимости от курса рубля. А в случае с отечественными самолетами это будут стабильные фиксированные рублевые ставки, которые, к тому же, ниже ставок, по которым сейчас наши авиакомпании владеют иностранными самолетами.

Что касается ОАК, она получает понятные перспективы и гарантированное финансирование своего производства до 2030 года. Компания не будет работать «на склад» — уже есть заказчик, будет организовано поступление финансов, а, значит, можно спокойно совершать долгосрочные инвестиции в разработку, технологическое развитие и производство самолетов. Это то, чего долгие годы не хватало нашей авиационной промышленности — гарантии, что их продукция будет востребована, произведена и продана. Обе стороны, таким образом, получают новые перспективы взаимного развития.

«СП»: — Реально ли произвести требуемое количество машин до 2030 года?

— МС-21 находится в самом востребованном и массовом сегменте самолетов в мире — это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет. Его конкурентами являются американский Boeing 737 и европейский Airbus A320. Это самые распространенные самолеты в мире. Сегодня львиная доля парка и в российских компаниях — это именно самолеты этого класса. А, значит, у МС-21 огромные перспективы и значительный рынок. Нам дай Бог для начала освоить российский рынок, это уже был бы большой успех. Напомню, что в отечественных авиакомпаниях на сегодняшний день эксплуатируются порядка 700 единиц магистральных самолетов. Есть, куда еще расти и развиваться.

В этом отношении МС-21 будет флагманом и производства ОАК в гражданском сегменте, и в поставке нашим авиакомпаниям и вообще в гражданской авиации. Он станет таким же флагманом, каким был в свое время Ту-154, самолет, находившийся в этой же рыночной нише.

Что касается импортозамещения, действительно, изначально планировалось, что начало серийного производства МС-21 начнется еще в 2019 году. Но первый удар мы тогда получили со стороны ничем не мотивированных санкций Госдепа США против предприятия «Аэрокомпозит», которое делает композитное крыло для этого самолета по совершенно уникальной технологии. Пришлось программу задержать до завершения процесса импортозамещения в данном сегменте. И это удалось сделать, серийное производство было намечено уже на нынешний год.

Но мы получили очередную порцию санкцию. Сейчас разработана дорожная карта и идет очень активная деятельность по импортозамещению всех оставшихся иностранных комплектующих. Начало серийного производства в новом, уже полностью русифицированном облике, запланировано на 2024 год.

«СП»: — И это удастся сделать?

— Это абсолютно посильная задача. Если мы смогли решить очень непростую технологическую проблему с производством композитных материалов для этого самолета, если мы смогли создать для него отечественный авиационный двигатель ПД-14, а такими технологиями на сегодняшний день обладают лишь несколько стран в мире, то все остальные системы и агрегаты мы точно сможем заместить. Это куда более простые задачи, чем создание авиадвигателя. Поэтому я верю, что в 2024 году мы сможем получить полностью отечественный самолет и развернуть его серийное производство в необходимых масштабах.

svpressa.ru

Добавить комментарий