Ответ на вопрос "ради чего стоит жить?" в наши дни становится своего рода лакмусовой бумажкой для каждого человека, а идея "разделить Россию" из болтологии маргиналов-неудачников может превратиться в реальную угрозу. Понимают ли те, кто кричит "#нетвойне", что до предательства в их случае всего один шаг?
Об этом и многом другом Никита Михалков беседует со своими зрителями в новом выпуске "Бесогона". Как и всегда, название интригует – "Или крестик снимите, или трусы наденьте". Почему именно так называется выпуск? Узнаем чуть позже...
За тобой, как мать за сыном, идёт вся Россия
Посмотришь на наши города в России – обычная мирная жизнь продолжается. Народ ходит на выставки, в театры, сидит в кафе. А чем заплачено за эту нашу обычную мирную жизнь? Об этом сказал недавно Владимир Путин:
Наши ребята там под пулями жизнью рискуют и товарищей своих теряют в бою ради Родины… Сейчас очень важна консолидация нашего общества, нужна общенациональная поддержка Вооружённых сил. Это очень важно для достижения конечного результата. Он в любом случае будет достигнут, здесь нет никаких сомнений. Но ребятам легче будет выполнять боевые задачи, если они будут чувствовать за своей спиной поддержку и дыхание Родины.
Да, тем, кто сейчас в Донбассе, действительно нужна наша энергия, наша помощь. Это даёт нашим воинам понимание того, что эта битва – она не за власть, не за деньги или за новые территории. Это борьба за выживание русской цивилизации.
В 1944 году отец Никиты Михалкова поэт Сергей Владимирович написал пронзительные строки:
Ты вступил на Украину,
Принимая грудью бой,
Шла, как мать идёт за сыном,
Вся Россия за тобой.
Эти строки дают ощущение того, что люди, которые находятся в тылу, за твоей спиной, понимают своё единение с теми, кто на фронте. Но все ли в нынешнем условном "тылу" это понимают?
Ведь для некоторых граждан спецоперация на Украине – это какие-то неудобства, это санкции, это невозможность поехать туда, куда так хочется. И поэтому слышится иногда глухое: "Да когда же всё это закончится". Понятно, что речь идёт вовсе не о кровопролитии, увы.
Мне кажется, очень точно по этому поводу сказал замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй, процитировав английского священника Джона Донна: "Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе", – напомнил Никита Сергеевич. – И огромная ошибка считать, что это идёт где-то битва за чужое. Не за чужое!
В 1921 году был издан плакат под названием "Донбасс – сердце России", на котором от сердца-Донбасса "кровеносные сосуды" протянулись и до Москвы, и до Твери, и до Казани, и до Уральска – Донбасс питал всю страну. И это действительно было так и так будет дальше.
ДОНБАСС ВСЕГДА БЫЛ СЕРДЦЕМ РОССИИ. СКРИНШОТ: ПРОГРАММА "БЕСОГОН" В YOUTUBE
Неудобные вопросы о спецоперации к "тухлому болоту с тиной"
Внутреннюю глухоту, нежелание углубляться в вопрос того, что же сейчас происходит, тех, от кого ничего не зависит, как-то можно понять. Но что делать, когда глухи чиновники, от кого что-то зависит и даже не что-то, а очень многое? Если эти люди в своей душевной глухоте превращаются в вязкое и тухлое болото с тиной? Как быть с этим, задаётся вопросом Никита Михалков.
А ведь с этой тиной сталкиваются те, кто бежит к нам, в Россию, от военных действий, от разрушений, от горя, от страха. Они нередко бегут к нам через минные поля, бросая всё там, где жили. И бегут к нам в Россию, куда мы их сами же звали. А попав в страну, они сталкиваются с самими страшными проявлениями бюрократии, чиновничьего безразличия и отсутствием желания решать проблему интеграции беженцев.
О таких проблемах рассказал журналист Юрий Подоляка. Наше государство пообещало всем беженцам определённую материальную помощь. Но многие так и не смогли её получить ни через месяц, ни через три. Без документов жить никак нельзя, но чтобы оформить статус беженца, на временное убежище, надо предоставить нотариально заверенный перевод украинского паспорта, а значит – оплатить услуги переводчика.
А многие люди, которые попали в зону боевых действий, уезжают буквально ни с чем. В Польше устроить украинского ребёнка в детский садик не проблема. В России нужна медсправка. Которую можно получить, если у тебя есть полис обязательного медицинского страхования. Который получить невозможно до определения твоего статуса. Круг, как говорится, замкнулся,
– рассказал Юрий Подоляка. Конечно, для беженцев немало делается, серьёзную работу проводит уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова, активно помогают приезжим волонтёры. Однако есть и такое, о чём рассказал Подоляка. И ведь тут можно найти способ, чтобы избавить людей от хождения по замкнутому кругу, чтобы им не приходилось биться с бюрократией.
Но если эта ситуация касается людей, которые не рискуют жизнью, то как быть с тем, что рассказывают ребята с передовой? Почему их обеспечивают рациями, которые или ловят метров на 25-30, или вовсе спокойно прослушиваются противником? Почему они покупают необходимое за свои деньги? И об этом говорят люди, которые с подобными вещами сталкиваются в боевой ситуации, когда связь – это жизнь.
У меня возникает вопрос, – продолжил режиссёр. – Страна, которая изобретает мощнейшее оружие, которая запустила первой человека в космос, которая сделала единственный в мире атомный ледокол, неужели у этой страны могут быть проблемы с такими элементарными вещами, как рации? Или существуют какие-то внутренние объяснения такому положению вещей?
НИКИТА МИХАЛКОВ СКАЗАЛ ПРАВДУ, КОТОРУЮ НЕ КАЖДЫЙ ХОЧЕТ СЛЫШАТЬ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS.
Ведь было же у нас уже такое, когда в МЧС при министре Владимире Пучкове вместо оборудования, жизненно необходимого для спасения людей, почему-то покупались автоцистерны, причём постоянно у одной и той же компании. И покупали их на сумму почти в три миллиарда рублей! Государству тогда пришлось снова выделять деньги, чтобы купить столь необходимые самолёты-амфибии.
Или другая история, когда МЧС закупило китайские, почти игрушечные беспилотники, которые сразу "умирают" при минусовой температуре, по 190 тысяч рублей за штуку. Всего таких "игрушек" в 2016–2017-м купили на общую сумму в 127 миллионов рублей. И это была закупка для экстренной службы.
Неужели в военном ведомстве тоже сидит какой-нибудь подобный "пучков" и делает странные закупки в ситуации, когда от этого может зависеть и успех проведения операции, и, что более важно, жизни наших военных?
В прежних выпусках "Бесогона" Никита Сергеевич рассказывал о желании Запада раздербанить Россию на мелкие государства, чтобы "избавить порабощённые народы от путинской тирании". Послушные воле вашингтонских хозяев исполнители собираются на разные форумы, где важно рассуждают о "независимости" и "освобождении". Они с радостью станут воплощать эти сепаратистские проекты, выпади им случай для этого.
Диалог, за который невыносимо стыдно
Да, мы считаем их всех представителями маргинального общества, но так ли они безобидны, если учесть, что у нас есть моменты, когда люди на себе чувствуют, что такое несправедливость. А это уже подрывает их доверие к власти, к государству, создавая предпосылки для социального сепаратизма.
А что все мы должны думать, когда узнаём о некоем закрытом корпоративе, который устроил для своих сотрудников владелец омского "Торгового дома Шкуренко"? Как сообщают источники, мероприятие обошлось владельцу холдинга Виктору Шкуренко в 20 миллионов рублей,
– рассказал режиссёр. К слову, ведущим на этом корпоративе был не кто иной как "немножко испугавшийся патриот" Иван Ургант. Но как соединить всё то, что мы сейчас переживаем, с тем, что происходило на сцене: четверо здоровенных мускулистых мужиков выносят из-за кулис бизнесмена Шкуренко, сидящего в кресле.
ВРОДЕ НИЧЕГО ОСОБЕННОГО – ХОЗЯИН ГОВОРИТ С НАНЯТЫМ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ АРТИСТОМ. НО ШКУРЕНКО КОММЕНТИРУЕТ В INSTAGRAM*: "ЭТО НЕ СДЕЛКА С АРТИСТОМ, ЭТО ПОДДЕРЖКА ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА! #НЕТВОЙНЕ". А ПОТОМ ЕЩЁ И ПОДЧИЩАЕТ ЗАПИСЬ. СКРИНШОТ: INSTAGRAM*/SHKURENKO
А дальше происходит примечательный и очень стыдный диалог хозяина торжества с Ургантом: Шкуренко заявил, что у него есть Lamborghini. И пообещал подарить машину Урганту, если он задержится на празднике ещё на три часа. Вроде бы ничего особенного: заказчик говорит с нанятым артистом.
Но что пишет после этого корпоратива Виктор Шкуренко? "Это не сделка с артистом, это поддержка позиции человека! #нетвойне". Другими словами, этот бизнесмен поддерживает тех, кто выступает против специальной операции на Донбассе, – отмечает Михалков. – А вообще, понимают эти люди, что если мы проиграем эту битву НАТО и украинским нацистам, у них будет всего два выхода: или бежать, или предать?
И ладно, это частное лицо, бизнесмен. А когда депутат из Новосибирска Хельга Пирогова говорит про наших ребят, погибших на Украине: "Это просто невыразимо, хочется их всех оживить, сильно надавать по щщам и обратно пусть в могилы идут. А то зря что ли такие роскошные похороны устроили"?
То есть некоторые люди у нас вроде бы и живут в России, но находятся по ту сторону баррикад, то есть живут в разделённой стране. Где, в какой России живёт исполняющий обязанности президента Российской футбольной премьер-лиги Александр Алаев, который как нечто очевидное говорит, что нельзя принять крымские команды в Российский футбольный союз, так как он является членом ФИФА и УЕФА?
Как это может быть, – изумляется Никита Сергеевич, – Крым – это часть нашей России, это одно государство, это всё равно что отказаться представителям Татарстана или Чувашии принимать участие в чемпионате страны. А почему мы не даём играть в этом чемпионате командам из Крыма? Только потому, что кто-то считает, что Крым – это "аннексированная территория", что "Крым не Россия"?
А сейчас-то мы чего боимся, у нас санкций выше крыши. Тут уж точно можно сказать: "вы или крестик снимите, или трусы наденьте", если у вас такая "принципиальная позиция", считает режиссёр.
Знать, ради чего живёшь
Если говорить о принципах, то можно вспомнить Валерия Меладзе, который сначала публично заявляет о том, что выступать больше не будет, вернётся к своей профессии, по которой получал образование. Но потом появляются афиши, и мы узнаём, что 8 марта 2023 года у музыканта выступление в Барвихе. Стоимость билетов – от 20 до 70 тысяч рублей.
Не буду осуждать тех, кто уехал, – продолжил Михалков, – у каждого своя жизнь. Но мне хочется вспомнить слова гениального философа Ивана Ильина "Жить надо ради того, за что можно умереть". И вот тут я хочу рассказать историю про мальчика по имени Костя. Учился в школе, играл в футбол, получал награды, увлекался рисованием, даже крючком вязал. Потом пошёл учиться на токаря. А в 26 лет, хотя в армии не служил, Константин оказался на фронте в Донбассе.
Правда, путь его в Донбасс был очень непростой. В 16 лет он в первый раз нарушил закон – угнал машину, получил условный срок. А дальше пошло-поехало: был и грабёж, и наркотики. За последнее преступление парня осудили на 5 лет. Выйти из колонии он должен был в феврале 2023 года.
Но весной 2022 года Константин подал прошение, чтобы его отправили на фронт. Так парень оказался на передовой. А потом совершил подвиг. Его однополчанин рассказал, что вместе с разведгруппой Константин отправился в лесополосу, где обнаружили огневые точки противника. В результате артудара получил ранение один из бойцов – ему перебило ноги.
Заметив, что группу разведчиков противник обходит с фланга, старший попросил у командира по рации разрешения отойти на безопасное расстояние, чтобы не попасть в окружение. Константин решил остаться, чтобы прикрыть огнём отступление товарищей,
– вспоминает однополчанин. Когда Костя перезаряжал автомат, к нему приблизились три неонациста. В этот момент и раздался взрыв: парень принял последнее решение, забрав с собой врага.
Остальная группа, вытаскивая раненого, благодаря этому смогла отойти на безопасное расстояние – Константин отвлёк внимание противника на себя.
Конечно, таких подвигов совершено немало, ребята спасали товарищей ценой своих жизней, – отметил Михалков. – Но почему я рассказываю именно об этом человеке? Он ведь мог дождаться освобождения из заключения, поехать куда угодно, но он почему-то попросился на фронт, чтобы там, жертвуя своей жизнью, спасти товарищей. Я думаю, он сделал это потому, что "знал, за что можно умереть".
Парень чувствовал свою необходимость там. Он хотел искупить этим ошибки своей прошлой жизни. Не стоит никого ни с кем сравнивать, продолжил Михалков, но задать один вопрос стоит всем этим пацифистам и "борцам за мир": они знают, за что можно умереть? Но они, все эти граждане "#нетвойне", ответят на этот вопрос, скорее всего, снисходительным взглядом и больше ничем. Да и что они могут ответить?
* Meta, Facebook, Instagram – признаны в России экстремистскими организациями и запрещены
Комментарии