Крымский мост готовят к отражению атаки американскими «Гарпунами» со стороны Турции
Фото: Минобороны РФ/ТАСС

Несмотря на успокаивающие разговоры что, мол, под Керчью и муха не пролетит, РФ принимает срочные дополнительные меры безопасности

Возможно, что-то крайне серьезное зреет вокруг нашего Крымского моста. Во всяком случае совершенно очевидно, на мой взгляд, что наши военные в последние дни принимают срочные дополнительные меры по его защите. Вероятнее всего — от ракетного удара. С чьей стороны — понятно. Киев беспрерывно шлет угрозы в этом направлении.

Самая свежая из них прозвучала 4 июня 2022 года от одного из руководителей украинского так называемого Института Черноморских стратегических исследований Андрея Клименко. Вот его слова: «Крымский мост сыграл ключевую роль в быстром взятии под контроль юга Украины российскими войсками. То, что его нужно уничтожить — это не вызывает никаких сомнений. Почему? Я вам покажу на примере, что такое Керченский мост.

До мая 2018 года, пока не было моста, были (у России в Керченском проливе — «СП») паромы. Железнодорожный паром берет 10 вагонов. Военный эшелон — 50 вагонов. Танковый полк — 4−5 эшелонов.

Возьмем минимум — 200 вагонов. Чтобы перевести танковый полк, вот эти четыре эшелона, нужны 20 оборотных рейсов парома. Каждый из них, с разгрузкой, — это три-четыре часа. Еще и погода вмешивается. То есть чтобы перевезти танковый полк, нужны были несколько дней. Сейчас они проходят, эти четыре эшелона, по Керченскому мосту за считанные минуты".

Подобных заявлений на всех властных уровнях в Киеве ежемесячно звучит множество. Естественно, их Генштаб думает над вариантами. Без сомнения, в том же направлении бьется мстительная военно-политическая мысль и за Атлантическим океаном.

Стало быть, атака готовится. Но с какого рубежа и каким оружием?

Прежде, чем заняться поисками ответа, примем во внимание два важных обстоятельства. Сначала 1 июля местные жители и туристы, пробирающиеся в Крым через Керчь, вздрогнули, увидав длинные полосы густого белесого дыма районе здешнего берега. Кроме того, дым зафиксировали и на стороне Тамани — в районе песчаного острова Тузла. Тут же встревоженным гражданам власти полуострова объявили: «Ничего страшного. Просто, мол, МЧС, Росгвардия и Минобороны РФ проводят некие учения.

Прошло еще несколько дней и возле той же Тузлы, приблизительно в сотне метров от мостовых опор этого гигантского сооружения, на якоря был поставлен большой корабельный щит проекта 436 бис, явно доставленный в Керченский пролив из Севастополя (именно там, в Стрелецкой бухте, такие и дожидаются своего часа).

Если попросту — судно-мишень, конструктивно представляющее из себя катамаран со стальным корпусом с многочисленными водонепроницаемыми отсеками. На палубе — две вертикальные мачты с натянутой между ними стальной сетью. На вершинах мачт одиннадцать уголковых отражателей, которые на экранах радиолокационных станций стреляющих боевых кораблей или в «мозгах» головок самонаведения крылатых ракет создают для них отметку от огромной цели. Вроде крейсера или авианосца.

Когда такая штуковина появляется на морском полигоне, где выполняются ракетные или артиллерийские стрельбы, это понятно. Но что большой корабельный щит делает в двух шагах от Крымского моста? Единственное разумное, как представляется, объяснение: таким образом нами в превентивных целях создана ложная цель, мощная «приманка» для вражеских крылатых ракет, которые могут быть запущены по этой стратегической для России сегодня транспортной магистрали.

Естественно — только тех, которые наводятся с помощью радиолокации. Потому что отметка отраженного сигнала от такого корабельного щита-мишени будет куда насыщеннее, чем от сравнительно редких, хотя и массивных мостовых опор. Поэтому атакующая ракета с большой долей вероятности будет сбита с боевого курса и наведется именно на щит.

Однако ведь головки самонаведения бывают не только радиолокационными. Существуют оптико-электронные, инфракрасные и прочие. Комбинированные, наконец.

С учетом этого знания предлагаю вернуться к тому, что на Крымском мосту происходило 1 июля, когда одновременно в трех местах в учебных целях его учились прикрывать дымовой завесой. Вот как раз на боеприпасы, оснащенные оптическими и инфракрасными каналами наведения, те учения, скорее всего, и были рассчитаны.

Похоже, что в тот раз оборонять мост учились наши войска радиационной, биологической и химической защиты. С 2017 года они стали получать на вооружение новые машины для постановки аэрозольных завес типа ТДА-3. Каждый такой агрегат способен на срок от трех до девяти часов устанавливить над защищаемым объектом непросматриваемую аэрозольную завесу длиной до полукилометра. Что важно в данном случае: непросматриваемую не только в видимом диапазоне спектра электромагнитного излучения, но и в инфракрасном.

Между прочим, в отличие от прежних подобных машин ТДА-3 может ставить аэрозольную завесу не только белого цвета, но и черного. Имитируя таким образом горение абсолютно невредимого объекта.

Таким образом, мы вправе предположить, что те, кто отвечает за безопасность Крымского моста, прогнозируют следующее:

  1. Ракетный удар вовсе не исключен, причем в ближайшее время.
  2. Для атаки, не исключено, будет задействовано самое современное высокоточное ракетное оружие большой дальности с комбинированными головками самонаведения, работающими одновременно и в радиолокационном режиме, и в оптико-электронном, и в инфракрасном спектрах.

О чем может идти речь хотя бы чисто теоретически? Об американских РСЗО M142 HIMARS, недавно поставленных Украине и уже замеченных на побережье под Одессой? Если вообразить даже, что случилось пока невозможное: Пентагон все же переправил Киеву давно выпрашиваемые им и разработанные специально для таких комплексов тактические ракеты ATACMS Block IA Unitary с фугасной боевой частью весом в 226,7 килограмма и дальностью стрельбы до 270 километров.

Скажем сразу: в заданных параметрах HIMARS не может быть угрозой Крымскому мосту ни при каких обстоятельствах. Во-первых, потому, что никакого самонаведения на этих действительно отличных ракетах нет и в помине. Их полет корректируют инерциальные системы управления, сопряженные с приемниками GPS. От таких боеприпасов не отбиться ни дымовыми завесами, ни уголковыми отражателями.

Однако куда важнее «во-вторых». От Одессы до Керчи по прямой 461 километр. От Очакова туда же 405 километров. Никакой самый злой волшебник не способен помочь HIMARS одолеть такие расстояния. А ближе к Крымскому мосту у Украины ничего и не осталось.

Были бы под их властью азовские порты Бердянск или Скадовск — тогда другое дело. Но Азовское море теперь российское до последнего метра его побережья. Так что при подобных раскладах у Киева стали руки чрезмерно коротки.

Что остается для организации удара? С учетом уже состоявшейся полной ликвидации Военно-Морских сил Украины единственное — противокорабельные крылатые ракеты, приспособленные стартовать с авиационной платформы. Сначала: что это могут быть за ракеты?

С учетом уже известных данных, с известными допущениями кандидатов может быть лишь два. Первый — авиационная модификация норвежской противокорабельной ракеты Joint Strike Missile (JSM) (авиационный вариант NSM того же происхождения, о поставках которых на Украину ранее уже объявлялось). Но, если разобраться, — это вряд ли. Основная причина: не слишком могучая боеголовка массой в 120 килограммов. Такая даже в случае прямого попадания в Крымский мост не учинит на нем критических разрушений. А если угодит не в пролет, а в огромную бетонную опору, так только ее поцарапает. Ведь еще в 2019 году было заявлено, что этот суперпутепровод построен по технологии купола над реактором атомной станции. Это значит, что пролеты моста способны, например, выдержать прямое попадание врезавшегося в один из них самолета.

Второй вариант мне представляется чуть более вероятным. Я имею ввиду различные модификации американских дозвуковых крылатых противокорабельных ракет «Гарпун», наличие которых у ВСУ с недавних пор тоже не тайна.

Видимо, особенно внимательно следует приглядеться к ракете AGM-84H SLAM-ER (Expanded Response). Она стала результатом глубокой переработки авиационной версии «Гарпуна» (AGM-84E SLAM). Причем, настолько глубокой переработки, что теперь это фактически новая противокорабельная ракета.

Принята на вооружение американской армии в 1999 году, получила начальную боевую готовность в июне 2000 года. Боевая часть весит втрое больше, чем у «норвежки» — 360 килограммов.

Для организации гипотетического удара по Крымскому мосту (с учетом многослойной и самой современной нашей ПВО в этом районе, включая системы С-400) особенно соблазнительной может выглядеть возможность производить боевые пуски, не входя в зону поражения оружия противника (за до 280 километров до цели, то есть — едва ли не от Босфора). А также стрельба по методу «выстрелил — забыл».

Что примечательно с учетом тактического фона проведенных нами на днях под Керчью учений: наведение ракет AGM-84H SLAM-ER производится как раз по инфракрасному каналу. А установленный на ракете блок автоматического распознавания целей использует уже оптику, сравнивая высокоскоростное видео с картинкой объекта атаки, введенными перед запуском в ее ГСН.

Однако каким образом и на чем такое оружие можно доставить на дистанцию пуска к побережью Крыма? Допустим, известный военный эксперт, в прошлом заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает «Украина может нанести по Крымскому мосту авиаудары. Например, с тактических бомбардировщиков Су-24. То, что эти самолеты с боезапасом долетят до Крыма, сомнительно. Но теоретически это возможно. Других вариантов я не вижу».

Чтобы все ровно так и вышло, придется решить всего пару непростых задач: если это еще не сделано — Киеву уговорить США поставить ему хоть сколько-то AGM-84H SLAM-ER. Что сегодня уже не выглядит чем-то нереальным, если учесть, что такие системы американцы уже передали Южной Корее, а с 2020 года Вашингтон рассматривает возможность подобным же образом осчастливить и Тайвань.

Затем, в случае успеха уговоров, останется с помощью и при активном участии тех же Штатов приспособить хотя бы один из уцелевших украинских фронтовых бомбардировщиков Су-24 (не исключено, что мы их еще не все перебили) в носители AGM-84H SLAM-ER. Что тоже сугубо технически не выглядит абсолютной фантастикой, исходя из того, что в носителях таких крылатых ракет уже числятся даже береговые патрульные самолеты Lockheed P-3 Orion и противолодочные Boeing P-8 Poseidon.

А что дальше? Дальше украинскому пилоту останется только пройти по кромке турецких воздушных границ куда-нибудь на траверз их Синопа и или Самсуна. Оттуда произвести ракетный залп по Крымскому мосту через все Черное море. И мчатся восвояси во все лопатки, пока русская ПВО будет отражать нападение.

Если эта версия верна, то разве непонятно, зачем в первый день нынешнего месяца под Керчью ставили аэрозольную завесу сразу как минимум три российские машины ТДА-3? А несколькими днями позднее под Крымским мостом поставили еще и корабельный щит с уголковыми отражателями?

Да, у нас тот мост как зеницу ока стерегут сразу два полка С-400 «Триумф», комплексы ПВО «Тор-М2», «Панцирь-С1», средства радиоэлектронной борьбы и прочее. Но с учетом непрерывно возрастающих в последние месяцы угроз дополнительные меры предосторожности будут явно нелишними.

svpressa.ru

Добавить комментарий