Европа вводит всё новые санкции против России. Правда, даже беглый анализ показывает, что сильнее они ударят именно по ЕС, а не по нашей стране. Отказ от русской нефти способен обрушить западную экономику за считаные месяцы. Так, может быть, России следует пойти на опережение и нанести по ЕС превентивный удар, введя своё эмбарго?
В Брюсселе согласовали уже шестой пакет санкций против России. Ограничения оказались далеко не такими страшными, как изначально угрожал Евросоюз. К примеру, от поставок газа из России европейские государства решили не отказываться, да и нефтяное эмбарго ввели только частично. Но даже эти половинчатые санкции смогли внести раздор в "дружную европейскую семью".
Для Европы это решение куда болезненней, чем для нас, для нашей экономики. Неожиданно выяснилось, что отказаться от энергоносителей из России куда как сложнее, чем об этом заявлять. Тем не менее, скажем, президент Франции "полон решимости" отказаться от поставок, но не раньше, чем к концу текущего года, да и то не полностью.
Наше общее решение и индивидуальные обязательства Германии и Польши на этот счёт позволят к концу года сократить закупки нефти на 92 процента. Это решительная мера, которая ударит по российской экономике,
– заявил Эммануэль Макрон. Некоторые из политиков и вовсе были готовы пойти на любые жертвы:
Европейский союз на стороне Украины, и мы введём столько санкций против Кремля, сколько возможно,
– подчеркнул глава Европейского совета Шарль Мишель. В то же время от нефтяного эмбарго отбивался премьер-министр Венгрии Виктор Орбан:
Самая главная новость – нам удалось отстоять своё решение не отказываться от импорта русской нефти в Венгрию.
О том, что происходит с европейскими политиками, которые под лозунгом "ради Украины" готовы рискнуть собственными экономиками, в программе "Царьград. Главное" ведущий Никита Комаров беседовал с депутатом Госдумы экономистом Михаилом Делягиным.
Если появится глобальный конкурент, для Америки не останется места
Никита Комаров: Казалось бы, они исчерпали весь свой запас санкций, но не могут остановиться и вводят всё новые ограничения, которые бьют сильнее по ним самим. Сначала от угля решили отказаться, сейчас – от нефти. Потом, может быть, и от газа откажутся…
Михаил Делягин: Можно сразу от электричества отказаться, я думаю, это будет шаг в правильном направлении. И лучше это сделать сразу, чтобы не мучиться по дороге.
Европа давным-давно утратила субъектность. И главная идея для архитекторов этого хаоса вокруг Украины – американцев – заключается в уничтожении Европы, которая представляет для них угрозу стратегической конкуренции.
Ведь если объединить европейские технологии с нашими ресурсами, да ещё, не дай Бог, с людскими ресурсами и оргресурсами Китая, то это будет новый субъект глобальной конкуренции, который просто не оставит Америке места.
Поэтому была поставлена задача не допустить этого союза любыми методами. И фашистов на Украине к власти приводили, в первую очередь, именно для того, чтобы не допустить возникновения этого субъекта глобальной конкуренции.
А с другой стороны, что такое Германия? Населения в четыре с половиной раза меньше, чем в Америке. А объём товарного экспорта такой же или даже иногда бывает и больше, в зависимости от года. То есть это конкурент. С точки зрения Америки, в условиях сжатия рынка этот Карфаген должен быть разрушен.
Британия хочет создать свою зону влияния. Потому что, если они не создадут свою зону влияния, свой макрорегион, их через десять лет уже не будет. Будет Англия отдельно, Шотландия отдельно, Уэльс отдельно, про Северную Ирландию тактично умолчим.
Францией управляет лондонский инвестиционный банкир. Испания тоже под очень большим влиянием. Восточную Европу они надеются тоже забрать себе. Но для этого Германия должна перестать существовать как экономика, как серьёзный экономический субъект.
ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
– Приход к власти в Германии нынешних правителей вот эту задачу облегчил для Америки, для Англии?
– Безусловно, облегчил. Потому что Ангела Меркель, при всех своих недостатках и при всей своей рабской зависимости от Америки, всё-таки была ещё немкой.
– Из ГДР причём.
– Так в ГДР немцы-то и остались. Потому что мы проводили денацификацию, но мы не уничтожали немецкую культуру. А в Западной Германии американцы, англичане и примкнувшие к ним французы уничтожали именно немецкую культуру.
Как Черчилль говорил: "Мы воюем не с Гитлером, мы должны искоренить дух Шиллера и Гёте". Вот, они эту задачу решили.
А Шольц – это не немец, это просто евробюрократ.
Почему мы медлим с ответным ударом?
– Получается, что нам невыгодно это увядание Европы, потому что тогда мы можем попасть в зависимость от Китая, или ещё что-то?
– Зависимость от Китая – это вопрос не Европы. Это вопрос, будем ли мы запускать свою модернизацию или, как у нас один замечательный чиновник сказал: "Вы знаете, импортозамещение – это не отказ от импортов и замена импорта собственным производством. Это устарелый взгляд…"
– Кто это сказал?
– Это сказал министр экономического развития на открытом мероприятии. По его мнению, теперь импортозамещение надо понимать иначе, это не только замена импорта своим производством, это ещё и замена импорта из Европы импортом из Китая. Вот это такой подход. С таким подходом, конечно, мы будем рабами. И нам ещё повезёт, если только у китайцев.
Но если мы запустим свою модернизацию, если у нас будет разумный протекционизм, если у нас будет ограничение финансовых спекуляций, дешёвые кредиты, ограничение произвола монополий, тогда нам опасаться нечего. И здесь европейцы ни при чём.
Однако почему мы медлим с ответным ударом? Почему мы не видим полного запрета экспорта сырья в недружественные страны, почему не видим конфискации их собственности на нашей территории? Конфисковать всё имущество к чёртовой матери. И не только их.
Почему мы до сих пор не отвечаем ударом на удар? Я допускаю, что разумная часть этого промедления объясняется тем, что пока американцы и англичане будут добивать европейцев без нас, а мы посмотрим, как европейцы дёргаются, и успеем у них побольше технологий взять.
– А что мы сейчас должны сделать, в ответ на вот это эмбарго, которое ещё не утверждено, но сегодня-завтра утвердят? Запретить сейчас нефть, поставки нефти, не дожидаясь этих 6–8 месяцев?
– Просто прекратить поставки газа, всех энергоносителей в Европу. Поставки всех энергоносителей в Европу прекращаются, никаких минеральных удобрений, никакого зерна не поставлять. И только когда они вернут украденные у нас деньги, прекратят полную поддержку фашизма на Украине, мы сядем с ними за стол переговоров, чтобы обсудить, что и как будет дальше.
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ЭКОНОМИСТ МИХАИЛ ДЕЛЯГИН. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Самая выгодная коммерческая операция со времён Рюрика
– Но за всё это они нам платят деньги. Тогда мы не будем зарабатывать?
– У нас в федеральном бюджете более 17 триллионов рублей валяется без движения. Из них Западом заморожено менее четырёх триллионов. Всё остальное можно сегодня направить на развитие.
Какие деньги вы хотите зарабатывать, когда вы морозите более 13 триллионов рублей? Да, часть из них в ценных бумагах. Но эти ценные бумаги прекрасный ликвидный ресурс. Блокировать собственное развитие для того, чтобы экспортировать – это глупая политика, простите.
– То есть нам нужно посчитать баланс и продавать им ровно столько, сколько нам нужно, при этом вкладываясь в импортозамещение? Или надо вообще отказаться, и не нужны нам ни доллары, ни евро?
– Нам нужно осуществить самую выгодную коммерческую операцию в истории России начиная со времён Рюрика. У нас сейчас Запад украл более 300 миллиардов долларов. Из них примерно половину, ну, может, чуть меньше половины украли европейцы.
Если мы прекращаем им поставлять то, без чего они существовать не могут, тот же самый газ, им придётся вернуть украденное. Коллеги, вы хотите заработать деньги? Заработайте почти 150 миллиардов долларов в течение одного месяца. Вперед, с песней. Они лежат. Эти деньги вы можете вернуть.
Но для этого извольте проявить суверенитет. Продемонстрируйте, что вы независимое государство, а не совокупность людей с активами на Западе, не рабы метрополий.
– Сомнительно, что они на это пойдут.
– А я бы так плохо не думал про нашу бюрократию. Она часто демонстрирует удивительную способность к разумным поступкам. К примеру, мы могли бы ждать, пока начнут бомбить Ростов-на-Дону и другие приграничные города, такая угроза существовала много лет. Однако наша бюрократия умудрилась сделать так, что этого не случилось. Так что разум иногда просыпается.
К власти в развитых странах приходят неразвитые люди
– Недавно вышли данные по инфляции в Еврозоне – 8,1%, существенный рост по сравнению с апрелем. И это ещё мы не видим продовольственную волну, которая начнётся с июля месяца. Это структурный кризис, из которого они больше не выберутся?
– Это системный кризис рыночной экономики в целом. Потому что что происходит сейчас, откуда возник призрак голода, который приходит? Почему у нас энергетический дефицит впереди? Потому что Болонская система образования обеспечила приход к власти в развитых странах, скажем так, неразвитых людей, не способных к мышлению.
Они-то и попали в ловушку "зелёного" мошенничества. В результате получили энергетический кризис в Соединённых Штатах и в Европе. А теперь – газ дорогой, минеральные удобрения дорогие, соответственно, урожай маленький. Вот вам голод. А причина какая? Причина – одичание руководства.
– То есть низкий интеллектуальный уровень, этим всё объясняется?
– Не только этим, но это тоже симптом. Болонская система – это тоже симптом более глубоких процессов. Мы имеем ситуацию, когда Запад перестаёт быть жизнеспособным. И продолжаем спасать его своими ресурсами, спасать его своим терпением, спасать его своим газом…
Коллеги, Америка и Британия приговорили Германию. Про скромную позицию Китая вообще умолчим. Хотя Китаю тоже не особо нужны конкуренты. Зачем нам из-за Германии противоречить интересам англосаксов? Пусть вернут украденное, тогда будем обсуждать.
Европа деградировала постепенно. Виновато образование
– Когда это произошло? Когда Европа так деградировала интеллектуально и управленчески? Такое ощущение, что по щелчку пальцев.
– Нет, это происходило постепенно. Мы это увидели. Что, Николя Саркози был французским политиком? Ливию уничтожили для того, чтобы мелкое жульничество Саркози не привело его в тюрьму.
Кто был канцлером Германии, Герхард Шрёдер? Сейчас он выглядит титаном. Давайте вспомним, как он выглядел в то время, на фоне Гельмута Коля.
– Но он и затащил в Германию все эти леволиберальные ценности, с него началось.
– А кто правил Англией после Маргарет Тэтчер? Кто-то правил, некоторые были даже весьма эффективными людьми. Но они очень быстро деградировали.
А кто в Италии после Сильвио Берлускони? Дайте мне лупу. Романо Проди? Марио Драги? Дайте мне лупу, чтобы всё это увидеть.
А в Америке? А почему в Америке бьются за власть 78-летние старцы? Почему там геронтократия? Потому что все, кто моложе 60 лет, учились по либеральным учебникам. Мыслить они неспособны, они могут только воспроизводить штампы.
А в условиях кризиса нужны люди, которые способны хотя бы осознавать интересы. Поэтому мы слышим здравые мысли от Генри Киссинджера, которому уже 99 лет, и надеюсь ещё простудиться на 100-летнем его юбилее.
Молодёжи нет, она выморена либеральными реформами в образовании. Когда у нас говорят, что мы от Болонской системы отказываемся, чтобы создать систему ещё хуже, чем Болонская, и вообще, не дай Бог нам вернуться к советскому разуму, то благодаря этим критикам у нас тоже будет такое же будущее.