Прибалтика, с потрохами купленная у Швеции ещё при Петре Великом, предъявляет России территориальные претензии. "Следы советского наследия" уничтожаются тотально и повсеместно. Не пора ли остановить этот поток претензий и лжи со стороны наших ближайших и не очень соседей и предъявить свои счета – за то, что Россия строила, за то, что Россия восстанавливала из руин и создавала для тех, кто сейчас соревнуется в скорости и дальности плевка в сторону нашей страны. Пора платить по счетам.
Очередное "выступление" одной из прибалтийских стран было для нас незначительным, но неприятным. На прошлой неделе оппозиционная консервативная Народная партия Эстонии предложила отозвать подпись республики под договорами о сухопутной и морской границах с Россией от 2014 года.
В пояснительной записке депутаты обвиняют Москву в "идеологических и политических атаках" на Таллин и в "оккупации" более чем пяти процентов эстонской территории. Кроме того, утверждают они, если в новом соглашении о границе не будет преемственности от Тартуского мирного договора 1920 года, то это не позволит Эстонии получить компенсацию за принадлежавшие ей в межвоенный период территории.
Отметим, что это предложение эстонский парламент не поддержал, тем не менее это очередной неприятный звоночек, и связан он с тем, что Эстония и Россия в настоящее время не имеют юридически оформленной границы.
В 2005 году, после длившихся более 10 лет переговоров, в Москве был подписан первый пограничный договор. Однако эстонская сторона при его ратификации включила в преамбулу упоминание о действенности Тартуского мирного договора, который наша страна рассматривает как исключительно исторический документ, не имеющий юридической силы.
Россия расценила это как попытку зарезервировать в будущем право на территориальные притязания и свою подпись отозвала. В 2014 году главами МИД двух стран был подписан новый, второй договор, который до сих пор не ратифицирован.
Эстонией руководит "вашингтонский обком"
Комментируя Царьграду этот инцидент в эстонском парламенте, политолог Дмитрий Линтер отметил, что Эстония сегодня не совсем самостоятельна в принятии своих решений. А Народная консервативная партия, которая выдвинула подобное требование, является оппозиционной и занимает крайне правый спектр эстонского политикума. Они активно выступают за некую эстонскую национальную идею, очень близкую к нацистской.
Если говорить не об этой партии, а о политической линии, которая проводится в Эстонии, то можно сказать одно: линия однозначно направлена на конфронтацию с Россией. Несколько дней тому назад Алексея Исакова, одного из организаторов "Бессмертного полка" в Таллине, выслали из Эстонии без решения суда. Да, он гражданин России, но он родился в Эстонии, всю жизнь прожил в Эстонии, у него мама и дети живут в Эстонии. Тем не менее его выслали.
– рассказал политолог. Задачу местным властям, по его мнению, ставит "вашингтонский обком". Да и сами они горазды нанести любой вред. Единственное, что их сдерживает пока, – большое количество русских, проживающих в стране. Но эстонские власти находят способы избавится от неугодных.
Из пятерых организаторов акции "Бессмертный полк" двое находятся в тюрьме, один из них дожидается суда, который будет проходить в закрытом режиме. Исакова выслали, я сам в изгнании, – отметил Дмитрий Линтер. – Тем или другим способом от людей избавляются. При этом в 250 километрах от Санкт-Петербурга, в Тапа, расположилась военная база НАТО. Здесь американские военнослужащие ходят в своей военной форме, хотя формально это запрещено.
Почему мы в России на всё это спокойно смотрим, продолжил политолог? Ведь они не понимают нормального отношения. Поэтому не стоит удивляться, когда они сносят памятники, когда занимаются декоммунизацией. При этом украинские беженцы, которых в Эстонии радостно приветствуют, активно пытаются создать конфликтную ситуацию.
Более того, на базе Тапа сейчас находится какой-то украинский спецназ, который готовят к провокациям на 9 мая либо в Таллине, либо в Риге. При этом сами эстонские политики не очень хотят быть разменной монетой, но кто их спрашивает?
Мы всё ещё в границах Российской Империи
Эту тему в программе "Не могу молчать" ведущая Елена Афонина обсудила с членом-корреспондентом РАЕН Константином Соколовым и политологом Асланом Рубаевым.
КОНСТАНТИН СОКОЛОВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Елена Афонина: Почему я хочу заострить внимание на Эстонии? Маленькая страна, границы которой по факту не определены. И она сейчас предъявляет претензии на Ленинградскую и Псковскую области, мол, они имеют на них "историческое право". Но, возможно, главная причина не в этом? Границ вроде как нет – так где же та грань, за которой НАТО уже должно вмешаться за своего члена?
Аслан Рубаев: Вполне возможно, что это так. Потому что надо сказать, что окончательного демонтажа Советского Союза ещё ведь не произошло. И Беловежские соглашения – они тоже юридической силы, к сожалению или к счастью, не имеют.
Поэтому в каком мы сегодня находимся пространстве – это большой вопрос: в границах Российской Империи, или Советского Союза, или Российской Федерации? А ведь это очень важно.
С другой стороны, в подобном выпаде для Эстонии ничего необычного – это очередная русофобская истерика. Конечно, они хотят решить вопрос с границами, чтобы иметь возможность получить защиту от НАТО. А вдруг завтра граждане Эстонии, русские по национальности, обратятся к Владимиру Путину и скажут: "У нас тут похожая история, как и на Украине, давайте Эстонию денацифицировать". Вот этого они и боятся.
– Но если прочитать пояснительную записку к документу, который подавала в парламент эстонская партия, то становится понятным: всё дело в деньгах, в компенсации за некие "сданные территории". То же самое мы уже слышали и от Латвии, и от Литвы. Но как понять, кто должен нам, а кому должна Россия?
Константин Соколов: Мы помним, что на территории Советского Союза границы, которые потом стали государственными, были чисто административно-территориальным делением. Люди свободно перемещались, никаких пограничных столбов не было. Да и население смешивалось на этих территориях.
В той же Эстонии вдоль границы с Россией, что севернее Нарвы, 80% населения русские. И они подавали соответствующие обращения, вот только президент Борис Ельцин их рассматривать не стал.
Ещё в XVII веке, когда после 30-летней войны заключали Вестфальское соглашение, там было записано, что нельзя историческими претензиями обосновывать территориальные претензии к соседям. Тогда понимали, что это может стать причиной бесконечных войн, где ни правого, ни виноватого не найти. То есть если что-то исторически сложилось, то это надо принимать как данность.
Кто был "архитектором" современной Украины
– Получается, что с Эстонией 30 лет официальных границ нет. А с Украиной? Это очень важный момент. Напомню, когда в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, стала накаляться ситуация, генсек ООН Пан Ги Мун сделал поразительное заявление: с 25 декабря 1991 года Украина не зарегистрировала свои границы, оформление границ Украины как суверенного государства в ООН не проходило.
Если следовать этой логике, можно предположить, что Россия не совершает каких-либо нарушений в отношении Украины – ни в 2014 году, ни сейчас. По договору СНГ территория Украины является административной единицей СССР. Это некий исторический казус? Почему об этом мало кто вспоминает?
А.Р.: Это реальное положение дел, о котором прекрасно знают на Западе. Потому что сам Запад признал Советский Союз в тех границах, в которых он есть.
Кроме того, президент Владимир Путин уже объяснил, что такое Украина и кто является её архитектором: значительные части, особенно южные территории, – эти большой подарок, оторванный от России, от Российской Империи, от РСФСР и втиснутый, возможно даже поневоле, на Украину. Как и Крым, с его русскоязычным населением, был тоже втиснут туда же.
В один момент людям сказали: всё, вы теперь украинцы, будете говорить на мове. Это была насильная украинизация. Вот как это можно было сказать русским, что они теперь украинцы?
Почему мы сегодня говорим, что проводим именно специальную военную операцию, что это – не война. Война – это когда бои с другой страной, а мы не можем объявить войну субъекту РСФСР. Так что это контртеррористическая операция, скорее всего.
– Ох, как же это неприятно сейчас слышать бывшим советским республикам, которые отстаивают своё право быть абсолютно самостоятельными субъектами международного права.
А.Р.: Они и Западом де-факто не признаны. И если такая риторика, как в Эстонии, продолжится, скажем, в Казахстане, то в этой стране должны помнить, что в северных районах живёт три миллиона русских. Причём живут они не в самых комфортных условиях.
А то вдруг казахи заговорили: мы у вас Оренбург заберём, ещё что-нибудь. То есть такой националистический угар начинается. Им бы посмотреть на Украину и понять: если мы к ним войдём, Запад им не поможет, и Китай тоже не поможет.
– Я думаю, что ваша реплика и в Казахстане, и на Украине, и в других бывших республиках вызовет истерику: "Нас хотят захватить". Но мы не хотим никого захватывать, нет у России такой цели.
А.Р.: Это юридический вопрос.
– Но претензии-то к нам предъявляют финансовые. Кто-то пытался подсчитать, сколько кто кому должен, в границах тогда ещё Советского Союза?
К.С.: По-моему, это подсчитать невозможно даже теоретически. Но я могу сказать вот что: в мире происходит серьёзный экономический кризис. И чем сильнее он будет разворачиваться, тем больше придётся отвлекать народ от насущных проблем вот такими искусственно созданными историями.
Все прекрасно понимают, что сейчас невозможно передвинуть эти границы – признаны ли они или нет. Иначе придётся резать по живому народу. Это же не просто территории, там люди живут. И это серьёзная проблема. Поэтому надо принять то, что сейчас есть, как данность. И думать о том, как проживать на этой территории совместно.
Я убеждён в том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве будут усиливаться. И понятно, что некогда разрезанные связи всем нанесли только вред, люди всё это помнят.
АСЛАН РУБАЕВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Русские несли им цивилизацию, как они смогут расплатиться с Россией?
– Да не помнят они ничего. Именно поэтому наша спецоперация сейчас и проводится. На Украине есть люди, которые и не помнят, и знать не хотят о том, что у нас было общее прошлое и будет общее будущее.
Аслан, у вас, как у историка, никогда не возникало интереса понять, какой смысл есть под всеми их финансовыми претензиями?
А.Р.: Им нужно напомнить, что в Прибалтике остался прекрасный завод, который производил автомобили. Эта инфраструктура была полностью построена русскими людьми, Советским Союзом.
Те же казахи, которые взбесились на Никонова за его слова. А в чём он был не прав? У них Байконур, казахи его строили? Вы меня простите, но русские люди принесли туда цивилизацию, они построили им школы, города.
Они были племенами, которых никто в мире не знал. То же самое с Киргизией, с Узбекистаном, с Таджикистаном. Туда пришли сначала русские, потом советские люди, построили им всю инфраструктуру, обучили, научили писать.
Если всё это учесть, то они никогда не расплатятся с Россией. В составе Советского Союза только одна республика не была дотационной – Азербайджан, не считая РСФСР. И то за счёт больших запасов нефти.
– Сейчас этот финансовый вопрос встаёт в первую очередь, когда мы говорим об отношениях России и Европы. А если вспомнить страны Варшавского договора? Ведь там всё было буквально из пепла возрождено русскими специалистами, которые приезжали восстанавливать города.
А.Р.: Приезжали, и некоторые даже оставались. А их внуков оттуда выкидывают. Что касается ОВД – мы же всё везли в Румынию, в Венгрию, в Польшу ценой нашего кошелька, нашего благополучия. И всё это очень быстро забывают.
Как предают бывшие друзья?
– Мы сейчас плавно перешли от наших соседей к странам Варшавского договора. Пример Болгарии тут очень показателен. Эта страна сейчас демонстрирует какую-то удивительно короткую историческую память. Мы понимаем, какие тесные связи были у Российской Империи, у России и Болгарии.
Но всё это вдруг неожиданно забывается – и что мы сейчас видим? Болгария, не единожды спасённая Россией, становится политическим и экономическим предателем.
Парламент Болгарии проголосовал за предоставление помощи Украине, включая ремонт украинской военной техники. Болгария вместе с Польшей отказалась платить за газ в рублях. В курортном Бургасе строит бронетанковый завод. Дальше – шпионский скандал с высылкой дипломатов. Причём это было до начала нашей спецоперации.
Можно напомнить и срыв проекта "Южный поток", который случился по вине болгарской стороны. А приостановка сотрудничества АЭС Белене в самый разгар строительства, что привело к разбирательствам в международном арбитраже. Вот какую Болгарию мы видим. Так ли самостоятельна ли Болгария в принятии своих решений? Я не знаю. Пожалуйста, Аслан.
А.Р.: Елена Александровна, для меня нет ничего удивительного в том, что Болгария и ремонтирует украинское вооружение, и даёт добро на транзит оружия через свою границу.
У нас столетиями не было с болгарами нормальных отношений. Мы им помогаем, наши ребята там гибнут – а они нож в спину. Тут удивляться нечему, Болгария никогда не будет союзником России. Это не Сербия. В Болгарии слишком сильное турецкое влияние.
– В конце концов, у России и Болгарии общее прошлое, это нельзя перечеркнуть. Но если задавать вопросы, то они нам ответят – а вы нас не поддерживаете, не помогаете. Мы, кстати, такое уже слышали в Казахстане. Там нам тоже говорят: вы нас бросили.
К.С.: Здесь и не может быть абсолютно равного отношения друг к другу по одной простой причине. Болгария относительно небольшая страна, которая сейчас находится полностью под внешним контролем.
Ведь, когда мы говорим про режим на Украине, то мы понимаем, что это практически подконтрольный Западу режим, а чем отличается Болгария? Она тоже вся в долгах как в шелках и под политическим давлением Запада.
Те, кто стоит там у власти, не могут шага в сторону отступить от указаний Запада. И, конечно же, у населения, у народа одно мнение, у власти другое.