Таежный тупик: жить или выживать удаленному селу в Хакасии
Фото:vk.com/tashtyp3

 В селе Матур состоялся сход граждан. Открытый диалог с главой Таштыпского района Хакасии Николаем Чебодаевым и представителями муниципальных ведомств позволил обсудить волнующие вопросы.

Первой темой собрания стала заготовка древесины для отопления.

– Живя среди лесов, мы сталкиваемся с трудностями, когда дело доходит до дров. Вынуждены заказывать с других сельсоветов, – с этой насущной проблемой матурцы обратились к главе района.

Николай Васильевич, выслушав обеспокоенных жителей, ответил, что такая ситуация недопустима. Он заверил, что на этой неделе совместно с местным лесничеством будут определены участки, доступные для населения, где каждый сможет заготовить дрова.

Вторая тема касалась транспортного сообщения. Вопрос о том, как добраться до райцентра и вернуться назад, по-прежнему актуален. Кто-то едет на работу, кто-то в больницу. Дополнительный общественный транспорт остро необходим, стоимость такси в один конец доходит до 1500-1800 рублей за поездку. Муниципальный автобус приходит лишь в понедельник и пятницу, а коммерческий – понедельник, пятницу, субботу и воскресенье.
Николай Васильевич сообщил, что администрация района готова задействовать дополнительный рейс, но для этого от местных жителей требуется обеспечить достаточный пассажиропоток.

Автобусы сбились с маршрута до удаленного села в Хакасии

От вопросов транспортного обеспечения плавно перешли к наболевшему – дороге Таштып - Матур. Плохое качество полотна становится причиной частых поломок личных автомобилей и тех же автобусов, что вызывает недовольство людей. Местные уже собрали подписные листы с призывом к асфальтированию участка Шепчул – Матур, но, увы, воз и ныне там. Поскольку эта «трасса» находится под управлением «Хакасавтодора», то есть республики, письмом в сельсовет ответил Минтранс, отчитавшись лишь о грейдировании.

– Дороги Таштып – Большая Сея – Матур в ближайшие два года в планах на асфальтирование нет, – сообщает руководитель Таштыпского ДРСУ Николай Владимирович Тюгаев.

– А почему грейдер проходит здесь не чаще чем раз в квартал? – спрашивает глава района.

– Все упирается в деньги, – парирует Николай Владимирович. – Этот год очень тяжелый. У меня уволились 25 человек (в ДРСУ – прим. ред.), зарплату мы не получали уже два месяца, республика нам должна 70 миллионов рублей. При всём этом работы мы не остановили, обязательства по контрактам с нас никто не снимает. Технику порой заправляем на свои деньги. Чтобы отсыпать и выровнять вашу дорогу, нужно направить грейдер на четыре дня, отправить машины с отсыпкой…

В прошлом году дорога была хорошая, потому что было финансирование и работники. А сейчас у меня один грейдерист на 200 километров дорог. Политика Минтранса такова, что проводятся капитальные ремонты только опорной сети трассы Абакан – Ак-Довурак, связывающей крупные населенные пункты.

Споры о дороге в Матур затянулись на значительное время, однако общий знаменатель так и не был достигнут. Остался лишь один неоспоримый вывод: нет денег – нет дорог. Тем не менее Николай Васильевич не теряет надежды, подчеркивая, что за последние два года удалось заасфальтировать дорогу и мост в Таштыпе, положить асфальт возле районной больницы, а вскоре намечен ремонт одного километра в Нижнем Имеке. Возможно , и Матур дождётся своей очереди…

Жители села подмечают, что отсутствие дороги - одна из причин, по которой педагоги не стремятся приезжать в Матур. Несмотря на наличие ставок, открытых вакансий и даже предложений о жилье, специалисты, увы, не проявляют желания.

– А может, стоит обучать детей по целевому направлению, чтобы они возвращались в село? – предлагают жители.

– Такой механизм существует, но ребята зачастую предпочитают рассчитаться и уехать трудиться в город или другой регион. Так что здесь нужно работать с самими детьми, – отметил глава района. – Чтобы они возвращались в родное село, в район.

Пока собравшиеся размышляли о способах привлечения молодежи, одна из жительниц выразила тревогу, что матурцы должны серьезно задуматься о воспитании подрастающего поколения. В школе прилагаются усилия к формированию нравственности, однако дома царит совершенно иная атмосфера: многие родители совсем не обращают внимания на детей.
– Сегодня дети бросают фантики, используют мат в разговоре, громят пустые дома, а завтра что они будут делать? Страшно подумать. Они чувствуют свою безнаказанность, поэтому нужно взяться за их воспитание.
Присутствующие единогласно согласились.

– А что делать со зданием старой участковой больницы? Ведь её могут разгромить, те же дети. Там и электричество подведено, свет есть. И куда делась часть шифера с крыши? – задаются вопросом люди.

– Шифер сняли и установили на фельдшерском пункте в Нижнем Матуре, – успокаивает глава сельсовета Наталья Сергеевна Иванова. Теперь сельсовету предстоит оперативно принять решение о судьбе здания: найти применение или же разобрать.

Плавно подошли к вопросу вывоза мусора, контейнерный парк в селе только один. Вариантов рассмотрели несколько: первый – приобретение одного контейнера на несколько домов, второй – организация регулярного сбора мусора с помощью трактора от сельсовета, который в определённое время будет объезжать улицы. Конечно же сельсовету необходимо участвовать в программах для создания новых контейнерных парков, только так можно решить проблему.

vk.com/tashtyp3

Добавить комментарий

Комментарии  

А где Сокол ? Почему не на сходе ? или ем у нечего людям сказать ? Он только ленточки разрезать способен и обижаться , что не ему первому слово дали ? Так вот вам слово , товарищ Сокол...Скажите как людям жить ?
А чем занимался 30 лет главный шорец из Матура? не мог решить проблему с дорогой.