Кандидат наук высказался о туристическом бренде Хакасии
Кандидат наук высказался о туристическом бренде Хакасии
Фото: vk.com/officialabakan

В Хакасия активно развивается туристический бренд "Земля пяти стихий". Он должен привлечь внимание к региону, выделить его среди других предложений на туристическим рынке. 

В ответ на запросы жителей региона о необходимости оживить городскую среду Абакана и создать атмосферу, отражающую богатое культурное наследие республики, в столице Хакасии появятся 5 локаций. Каждая из них связана с конкретным объектом культурного наследия и одной из пяти стихий: водой, воздухом, землей, огнем, историей.

В Абакане постпред республики в Москве Юлия Исмагилова, министр экономического развития Роман Ковтун и глава Абакана Алексей Лемин посетили несколько точек, где установлены стелы, воплощающие туристский бренд Хакасии.

В Абакане уже установлены три арт-объекта: «Огонь» (возле кафе «Перцы» и гостиницы «Хакасия»); «Воздух» (рядом с бизнес-отелем «Азия»); «Земля» (в сквере Первомайской площади напротив ГЦК «Победа»).

Оставшиеся две стелы, посвященные «Воде» (фонтан у отеля «Абакан») и «Истории» (сквер национального центра народного творчества им. С.П. Кадышева), будут установлены в 2025 году.

«Земля пяти стихий» - Юлия Исмагилова и Алексей Лемин проехались по Абакану

Алексей Лемин: «Земля пяти стихий» - это локации с национальным колоритом

Это не осталось без внимания жителей республики. Кандидат исторических наук Андрей Серафимович Асочаков поделился с 19rusinfo.ru материалом, в которой размышляет о бренде «Хакасия - земля пяти стихий».

По просьбе автора публикуем текст без изменений:

"В последнее время в Хакасии началось активное культивирование так называемого туристического бренда «Хакасия-земля пяти стихий». В г. Абакане начали устанавливать муляжи каменных менгиров или изваяний (вообще-то между этими понятиями огромная разница). По сообщениям средств массовой информации стало известно, что несколько лет назад был проведен конкурс, где победил московский дизайнер Алексей Дружинин. Пока не могу найти какое научное учреждение или специалист по истории нашего региона дало положительное экспертное заключение по этому бренду.

Летом этого года, встречался с китайскими учеными, которые изучают историю и культуру народов Хакасско-Минусинской котловины. Они были сильно удивлены этим брендом. И было от чего!

Основу древнекитайской философии, их мировоззрения составляет «Пятикнижие», которая состоит из 5 частей: «Книга песен» («Ши цзин»), «Книга истории» («Шу цзин»), «Книга перемен» («И цзин»), «Книга обрядов» («Ли цзи»), а также летопись «Чунь цю».

В книге «Шу цзин» («Книга истории») говорится о 5 стихиях. У-син (пять элементов; пять стихий; пять действий; пять движений; пять столбцов; пять фаз; пять состояний кит. 五行wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии. «Первое – вода (火), второе – огонь (火), третье – дерево (木), четвертое – металл (金), пятое – земля (土). Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться (внешнему воздействию) и изменяться; (природа) земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление. Взаимопорождение состоит в следующем: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. Взаимопреодоление состоит в следующем: дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево.

Учение о 5 стихиях оказало влияние и на такие явления культуры Китая, как боевое искусство тайцзицюань и музыка.

Значение троичного учения о 5 стихиях ( 五行 у син) понятийных конструктов в боевом искусстве тайцзицюань наглядно демонстрирует базовая терминология, содержащаяся в таких текстах, как: «Трактат о тайцзицюань» (« 太极拳经 » «Тайцзицюань цзин»), «Проникновение в суть тринадцати позиционных основ» (« 十三势行功心解 » «Шисань ши сингун синьцзе»), «Песнь о тринадцати позиционных основах» (« 十三势歌 » «Шисань ши гэ»).

Музыкальная традиция Китая уходит своими корнями в глубокую древность. Основой китайской музыки является особый пятиступенный лад – пентатоника. Слово «пентатоника» с древнегреческого языка можно перевести как «пять тонов» (от др.-греч. πέντε – пять и τόνος – тон). На китайском языке это звучит как 五声 у шэн или 五音 у инь – «пять тонов», «пять звуков». Пентатоника или пять тонов у шэн, наряду с музыкальной системой 12-ти люй ( 十二律吕ши эр люй люй), неразрывно связана с китайской культурой у син (五行文化 у син вэньхуа), центральной частью которой можно считать учение о пяти стихиях 五行 у син. О пяти тонах и системе люй говорится, например, в главе «Законы императора Шуня» « 舜典 » «Шунь дянь» (из «Документов глубокой древности» «尚书 » «Шан шу»), в главе «Весенние чиновники» « 春官 » «Чунь гуань» (из «Чжоуских ритуалов» « 周礼 » «Чжоу ли»), в «Записках о музыке» « 乐记 » «Юэ цзи» (из «Записок о ритуалах» « 礼记 » «Ли цзи») и др.

В данном обосновании даны источники учения о 5 стихиях, которые неразрывно связаны с китайским мировоззрением, культурой с древнейших времен до современности.

Один из китайских историков даже бросил реплику «…вроде Хакасия не провинция Китая».

Этой заметкой я высказываю свое частное мнение. Одно ясно, вопрос требует широкого обсуждения в нашем обществе и прежде всего среди специалистов.

Асочаков Андрей Серафимович

Кандидат исторических наук.

12. 09. 2024 г".

Андрей Серафимович также предоставил список используемой литературы:

  • Глава «Великий закон» // Древнекитайская философия / Пер. с кит. Кучеры С.И. Собрание текстов в двух томах. Т. 1. Москва: Мысль, 1972. 363 c.
  • Крушинский А.А., Ломанов А.В., Переломов Л.С. «Китайская мечта» и категории традиционной китайской мысли // Проблемы Дальнего Востока. 2015. №5. С.135-148.
  • Пушкарская Н.В. К проблеме раннего категориального мышления в Древнем Китае// Философия и культура. 2016. № 10. С.1430-1441. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.10.10407.
  • Чанышев А. Н. Философия древнего мира: Учеб.для вузов. – М.: Высш. Шк., 1999. – 703 с.
  • Davis B. The Taijiquan Classics: An Annotated Translation. Berkeley, California: North Atlantic Books, 2004. 212 p.
  • URL: https://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3110.aspx (дата обращения: 30.08.2024).
  • Ли Лоу чжанцзюй шан 离娄章句上 // Мэн-цзы 孟子 . URL: https://so.gushiwen.cn/guwen/bookv_46653FD803893E4F26C8E53A08E4C3A7.aspx (дата обращения: 30.08.2024).

Добавить комментарий

Комментарии  

ахахахахахахахах ахахахаха ахахахах ха
Этот бренд чужеродный (китайский), не имеющий ничего общего с археологией Хакасско-Минусинской котловины, ни с историей хакасского народа. Продвигайте ткризм опираясь на историю Хакасии, а не Китая. Удивительно, что пропускают такие вещи на государственном уровне, еще и деньги выделяют.
Нам навязывают совершенно чуждое и чужое не связанное с Хакасией. Туристам и гостям навязывают не правильную трактовку. Где наш совет старейшин? Где хакиняли, музейные работники и учёные.
Чем тратить деньги на объект, не имеющий отношения к хакасской культуре, лучше бы привели в порядок Мемориал жертвами политических репрессии. Там на скорбящей женщине хакасское платье. Хоть что-то хакасское.