О Николае Дудко: Вся его биография наполнена невероятным количеством трудовых подвигов
Фотоколлаж ИА "Хакасия"

Почётный дорожник России, Заслуженный строитель Хакасии Василий Афанасьев в преддверии Дня строителя напомнил жителям республики об известном предприятии, фирме «Саянстрой» и ее руководителе Николае Дудко:

"Приближается День строителя, а осенью исполнится 50 лет одному из самых известных предприятий Хакасии, фирме «Саянстрой». Мне посчастливилось много лет общаться с его руководителем Николаем Дудко, хорошо узнать его деловые качества и делать общие дела на благо Бейского района. Так было принято в советское время, что сильные промышленные коллективы брали шефство над селом и всячески помогали.

Поэтому от всего Бейского района хочу выразить благодарность всему огромному отряду строителей и отдельно - его бессменному, поистине легендарному руководителю Николаю Михайловичу. И, конечно же, поздравить их с профессиональным праздником и пожелать всех благ. А самое главное – рассказать тем, кто не захватил это непростое время распада огромной советской страны, о сильном и решительном человеке. Сегодняшнему молодому поколению, живущему совершенно в других условиях, можно многому научиться, а всё ценное и лучшее применять в своей ежедневной работе на благо сегодняшних жителей страны.

Многие годы я руководил Бейским Дорожно-ремонтно-строительным управлением. Наш, тогда небольшой коллектив, и построил абсолютно все дороги. Кто-то ещё хорошо помнит, как вместо удобных, ровненьких асфальтированных дорог до многих населённых пунктов были просто направления, накатанные колеи, в непогоду совершенно непроходимые. Мы начинали с нуля и это не громкие слова, буквально жизнь посвятили развитию дорожной инфраструктуры. Николай Михайлович, только во много раз превышающих масштабах, в чистом поле, тоже с нуля строил промышленный гигант, алюминиевый завод, и одновременно целый город, со всем его разнообразием. Вся Родина внимательно следила за ходом строительства. Вся страна, энтузиасты и романтики их самых разных уголков, приехали в Сибирь работать, а многие так и остались в нашем суровом, но замечательном во всех отношениях регионе, в Хакасии.

Поэтому мы, два руководителя-производственника, хорошо понимали друг друга, и Николай Михайлович, всегда без лишних уговоров и объяснений, быстро входил в наши проблемы, находил для нас нужные материалы, производимые на своих производственных площадках, из них и строили завод и город. Это были очень качественные асфальт или бетон, и мы их без проблем приобретали столько, сколько было нужно, и строили современное, невиданное до той поры в районе дорожное полотно.

За высокое качество материалов просто отдельная благодарность! Благодаря этому на многих участках Бейских дорог по сей день совершенно не нужен никакой ремонт: асфальт, уложенный нами, совершенно целёхонький! Жители района и не только ездят по нему с комфортом при любой погоде. И каждый раз, когда проезжаю эти участки, вспоминаю нелёгкие трудовые будни, бейских дорожников, друзей и коллег, и, разумеется, наших добрых помощников из «Саянстроя».

При всех сложностях рабочих процессов это были замечательные годы. Судите сами: рядом с строящимися промышленным гигантом и городом Саяногорском, активно трудились на полях и фермах жители сёл и деревень нашего района. Выращивали скот, занимались полеводством, каждый трудоспособный человек любой профессии и квалификации был на работе, каждая пара рук была необходима при производстве разнообразной продукции. Ни о каких центрах занятости никто и подумать не мог, наоборот, почти всегда не хватало людей. А каждого новичка окружали вниманием и заботой опытные наставники, учили профессии прямо в процессе работы.

Одним словом, наше предприятие, родной Дорожно-ремонтно-строительное управление в тесном содружестве с «Саянстроем» совершило небольшую промышленную революцию. До этого в Бейском районе вообще не было дорог к населённым пунктам. Так, направления да накатанные колеи. Всё, что есть сегодня, создано нашими руками.

И это ведь только один, совсем маленький эпизод в масштабной и яркой многолетней биографии коллектива «Саянстроя». Было сделано и много другого, что до сих пор действует и приносит пользу. Всё построенное для района трудно даже перечислить: жильё для тружеников ферм, клубы, животноводческие помещения, садики и школы.

Отдельная страница – начало строительства Бейского храма. По рисункам и фото того, старого, в период борьбы с религией и самим Богом снесённого храма, специалистам «Саянстроя» удалось составить чертежи, затем заложить фундамент. Здесь вспомним нашего земляка Юрия Чернова, который пожертвовал железобетонные блоки. И многие жители района, даже давно уехавшие, внесли посильный вклад из личных денежных средств. Всем миром построили наш красивый храм. Жители Беи и всего района не устают благодарить всех, кто помог восстановить историческую справедливость, вернул наш храм на своё место.

Сейчас мы понимаем, что Бейскому району несказанно повезло иметь рядом и гигантскую, последнюю в Советском Союзе коммунистическую стройку, и вот такого умелого и понимающего нужды села организатора в лице Николая Михайловича. Может, потому что сам родом из большой трудовой семьи, где с детства понял главные в жизни правила и условия успеха – только честный труд и верно принимаемые решения каждой задачи.

Вся его биография наполнена просто невероятным количеством трудовых подвигов. Ещё до начала уникальных работ по строительству завода и города в хакасской степи, когда тысячи людей со всего Союза ССР приехали, захваченные комсомольской романтикой созидания, освоения суровой и неведомой Сибири. Их надо было организовать, отладить чётко весь многогранный механизм строительства. Но молодой строитель Николай Дудко к тому времени, 1984 году, был уже опытным дипломированным инженером-строителем.

Тоже, кстати, прибыл в наши края из дальних мест, из прекрасной Белорусской республики в 1970 году, сначала в Ачинск, где шло строительство глинозёмного, нефтеперерабатывающего комбинатов. Устроился простым рабочим. Не совсем, правда, обычным, потому что очень ответственный был, любознательный и сообразительный. Поэтому быстро и многому научился, уже вскоре стал мастером производственного обучения в учкомбинате треста. На следующий год поступил на вечернее отделение инженерно-строительного института, а с 1975 года уже работал в тресте «Ачинскалюминстрой». Успевал (эх, молодость!) заниматься увлекательным и полезным хобби, фотографией, публиковал снимки и заметки в многотиражной газете и возглавлял комсомольский штаб Всесоюзной стройки.

К моменту сдачи госэкзаменов и защиты диплома Николай Михайлович уже имел солидный профессиональный опыт. Думающий, основательный строитель, он ещё и на каждом шагу придумывал, как организовать любой рабочий процесс эффективней. Это называлось тогда рационализаторским движением и очень ценилось. Обширная стройка – это же такой сложный механизм, одновременно и быстро надо решать множество задач. Смотришь в разгар возведения объекта, особенно вот такого огромного Ачинского или Саяногорского заводов-гигантов – и кажется, что хаос же, всё мелькает и непрерывно движется на строительной площадке. А оно потому и движется, что всё до мелочей продумано, каждый на своём месте чётко выполняет поставленную задачу. Конечно, правильно поставленную и непрерывно контролируемую. Чтобы в итоге получились завод и красавец город – надежда и гордость всей огромной страны.

Вскоре профессиональная карьера успешного строителя Н.М. Дудко делает новый этап – от главного инженера СУ-№36 в 1980, до начальника управления. Потом – переход в трест «Саяналюминжилстрой», чьё название потом несколько раз менялось до известного всем «Саянстроя», но суть оставалась одна. Работал начальником СУ-37, с октября 1985 года заместителем управляющего, а через пару лет стал главным инженером треста. Передовая стройка требовала передовых знаний, поэтому ездил за ними в Москву и учился, повышал свою квалификацию. В 1989 году стал управляющим треста «Саянстрой».

А потом наступило самое непростое время. Перестройка страны завершилась лютым переходом к капитализму. Прямо скажу, выжили очень немногие предприятия, люди были просто выброшены без средств существования, выживай как хочешь вместе с семьёй и детьми. Недюжинных усилий таких редких преданных делу, как Николай Михайлович, стоило сохранение коллектива, людей с их многочисленными проблемами.

Это потом Николай Михайлович написал книгу «Я – строитель», в ней очень коротко про те невероятные годы выживания. А ведь по насыщенности девяностые были такими сложными, что можно написать серию книг. О безнравственности одних, героизме и отваге других. Поскромничал Николай Михайлович, а ведь он, по сути, спас от голода свои шесть тысяч работников. Пришлось для этого поломать голову, не спать долгими ночами, обращаться за помощью к министрам и большим политикам, искать решения там, где и найти было невозможно.

Большинство руководителей, кажется сегодня, просто опустили руки и сдались перед трудностями. И только единицы остались людьми и при этом выжили, спасли родные коллективы, как это сумел сделать Н.М. Дудко. Уверен, что реальной помощью и самим своим примером Николай Михайлович вдохновил очень многих, помог справиться с жизненными обстоятельствами. Он всю жизнь, кроме нелёгкой профессиональной работы, занимался общественной. Был депутатом городского Совета, избирался в Верховный Совет республики Хакасия.

Очень приятно, что трудовые подвиги находили нужную оценку. Николай Михайлович постоянно отмечался руководством родных коллективов, всей страны. Почётные грамоты, благодарности, другие поощрения. Несколько главных назову в этом длинном перечне наград: в 1994 году ему было присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации», в 1998 – «Почётный строитель России», в 1999 был награждён орденом Русской Православной Церкви «Святого князя Даниила Московского 3 степени» за строительство Свято-Троицкого собора в Саяногорске. Указом Президента страны в 2000 году был награждён орденом Дружбы. И, наконец-то, ставшая родной Хакасия в 2012 году оценила вклад Николая Михайловича в развитие республики и присвоила ему давным-давно заслуженное звание «Заслуженного строителя Республики Хакасия».

Свои Заслуги Николай Михайлович всегда делит с теми, кто трудился рядом, со своими учителями и наставниками, коллегами. Благодарен опытным и честным труженикам – простым рабочим, бригадирам, мастерам и прорабам, которые не подводили в работе. Благодарен своей семье, начиная с родителей, научившей правильному отношению к жизни, родной супруге Людмиле Петровне, взявшей на себя все заботы по воспитанию двоих сыновей. У папы ведь почти не было времени на семью и личный отдых, без надёжного тыла со стороны понимающих людей, наверное, не смог бы реализовать свои таланты организатора, профессионала и общественника.

Конечно, небольшой статьи не хватит, чтобы рассказать всё, что хочется об этом удивительном представителе славной профессии строителя. Уверен, что профессиональный и жизненный опыт Николая Михайловича надо изучать, распространять, использовать в учебниках и обязательно применять молодому поколению, потому что он просто бесценен". 

С уважением, Василий Афанасьев - директор Бейского ДРСУ с 1979 по 2010 год,

Почётный дорожник России, Заслуженный строитель Хакасии,

депутат Верховного Совета Хакасии третьего созыва

Добавить комментарий