Оценивать компетентность учителей собираются те, кто ни дня в школе не проработал
Неожиданный и явно малоприятный сюрприз подготовили чиновники от образования для российских учителей к началу нового учебного года. Педагогов с 1 сентября планируют массово проверять на профпригодность.
Это связано с утверждением новой методики оценки качества образования, которую совместно разработали Рособрнадзор и Министерство просвещения РФ. Она впервые включает в себя анализ не только результатов учебы детей, но и компетенций преподавательского состава, с точки зрения профессионализма, методологической подготовки, знания психологии детей и способности эффективно передавать знания.
Как пояснил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, такой подход позволит получить более объективные данные того, что в реальности происходит в системе образования в разных регионах страны. Прежний якобы «не давал полной картины».
Теперь же, по его словам, «мы сформировали пул вопросов», которые помогут определить степень подготовки учителей. Ведь можно, как он выразился, «быть вундеркиндом, знать информацию очень хорошо, но, если ты не можешь, не обладаешь методиками, не знаешь психологии детей, не можешь довести эту информацию до детей, конечно же, это педагогический дефицит».
Индекс качества образования, который начнут применять в школах с сентября, будет включать 69 показателей. Которые, в свою очередь, затрагивают три области: уровень подготовки детей, компетенции учителей и качество образовательной инфраструктуры. Последняя предполагает, в частности, оценку состояния школ, оснащенность оборудованием и ресурсами, необходимыми для учебного процесса.
Результаты таких проверок, считает Музаев, станут «докладной записочкой для любого губернатора или главы муниципалитета».
«Он поймет, во что ему нужно вкладываться. В учителей: целевые места обучения, в инфраструктуру, в компьютеры, в лаборатории, или на переобучение, переподготовку тех учителей, которые есть», — резюмировал глава Рособрнадзора.
Напомним, не так давно волну родительского гнева в соцсетях вызвало заявление Музаева о том, что по новым правилам удаленным с экзамена за шпаргалку участникам ЕГЭ запретят переиздавать экзамен в этом году, они смогут это сделать только через год. Многие задались вопросом, «для чего нам вообще такие варварские методы в вопросе контроля качества знаний, если даже министр свои доклады читают с листа, по сути, пользуясь той же шпаргалкой».
По мнению пап и мам, лучше бы Рособрнадзор направил внимание и силы на качество методического содержания текстовой части тестов ЕГЭ, где, как они считают, «безобразие полнейшее».
Однако у руководства ведомства претензии теперь возникли к учителям. Что, понятно, вызвало негативную ответную реакцию.
«Анзор Ахмедович ставит под сомнение компетенции учителей, получивших дипломы об образовании. А как же аттестация, многочисленные курсы и МЦКО для учителей Москвы? Этого мало? Нужно учителей методично и целенаправленно выкуривать из школ? Ну если ещё зарплата стоящая, то можно потерпеть, стерпеть, а если 25−30 тысяч или и того меньше?», — пишет в своем блоге учитель английского языка на пенсии из Брянской области Валентина.
Она рада, что уже не работает в школе, и «пул вопросов» ее не будет напрягать, потому что «подвергаться оценкам и проверкам чиновников, помимо аттестации, открытых уроков, всяческих контрольных и экзаменов школьников, за которые всегда переживаешь, как-то совсем не хочется».
Однако Рособрнадзор, по мнению Валентины, «видимо, не смущает то, что учителей в стране и так дефицит. Судить по московским школам — неправильно судить. Хотя и в Москве уже ощущается нехватка — студентов приглашают в школы вести математику, физику, информатику».
В этой связи автор задается вполне резонным вопросом, а в своей компетентности Анзор Музаев, не работавший в школе ни дня, не сомневается?
Оценить новую инициативу чиновников «СП» попросила члена Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподавателя истории из Нижегородской области Дмитрия Казакова:
— То, что озвучил на днях г-н Музаев, это, конечно, беда полная. В условиях кадрового голода, когда учителя работают на полторы-две ставки, ведут по 40 уроков в неделю и имеют еще кучу дополнительной нагрузки, действительно, самое время устраивать им проверки на профпригодность. Понятно, это горькая ирония…
Но очень может быть, что скоро кому-то придется работать уже на три ставки, потому что люди просто начнут массово увольняться из школы. А мы и так каждый год теряем квалифицированных специалистов.
Учителя уходят — кто в частную школу (там хотя бы зарплаты соответствуют нагрузке), кто — в репетиторы, кто вообще меняет сферу деятельности. А наши бюрократы как будто живут на другой планете.
Вместо того, чтобы серьезно заняться решением по настоящему назревших вопросов школьного образования и оплаты труда педагогов, они решили подвергнуть учителей проверке на компетентность. При том, что они и так постоянно на контроле у руководства школ, для них еще подготовили, оказывается, целый «пул вопросов».
Кому это нужно?
С нами — преподавательским сообществом, например, никто не советовался. Поэтому мы — профсоюзы подготовили обращение к министру просвещения Кравцову (копию направили главе правительства Мишустину), в котором просим разобраться в ситуации.
Поскольку подобные инициативы никак не способствуют повышению статуса и престижа российского учителя. А как раз наоборот — большинство выпускников педагогических вузов начинают просто обходить школу стороной.
Знаете, мы опубликовали эту новость в своей группе в ВКонтакте, и за один день она набрала более 150 гневных комментариев. Люди возмущены и спрашивают, а кто-нибудь из этих «проверяльщиков» хоть день в школе работал? И не желают ли они сами для начала сдать экзамен на профпригодность.
«СП»: Насколько известно, глава Рособрнадзора, который все это озвучил, в школе как раз не работал, хотя два года преподавал Нефтяном университете в Грозном.
— Тогда вопрос к премьер-министру: «Вы кого назначаете на эти должности?».
Ведь получается, что люди, которые ни дня не работали в школе, не знают ее специфики, диктуют правила, которые все учителя должны соблюдать. И они же теперь будут проверять, как мы работаем.
Извините, но это полное недоверие к учителю.
Только-только в прошлом году пошли какие-то позитивные подвижки в плане бессрочности результатов аттестацию. Не нужно больше каждый год подтверждать квалификацию. Теперь же нагрузка возрастет, а доплачивать, как я понимаю, никто учителям не будет.
Как можно к этому относиться? Ну, конечно, будем призывать не участвовать в подобных проверках. Будем, в конце концов, просто бастовать. Потому что только сообща можно этому как-то противостоять.
Комментарии