Жителям Хакасии рассказали о фонозаписях, собранных в 1913 году Степаном Майнагашевым
Фото: фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) была сделана Майнагашевым в 1914

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об обнаруженных неизвестных фонозаписях, собранных С. Д. Майнагашевым в 1913-1914-х годах.

«В январе 2026 года исполняется 140-лет со дня рождения первого хакасского этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева (1886-1920 гг.). Это важное и значимое событие в жизни Хакасии, будем надеяться пройдет на достойном уровне в научной и культурной среде. Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотелось бы в данной публикации рассказать о неизвестных фонозаписях, обнаруженных в архиве Санкт-Петербурга.

Всего в архиве Санкт-Петербурга хранится 70 фонозаписей, записанных С. Д. Майнагашевым в 1913-1914-годах, которые включают в себя шаманские песнопения, музыкальную культуру хакасов (сольное и хоровое исполнение, горловое пение) и образцы речи этнических групп хакасов (качинцев, кызыльцев, сагайцев и шорцев). Данные фонозаписи являются наиболее ранними аудио, записанные на фонограф в ХХ веке и остаются неизученными современными исследователями.

Как известно, летом 1913 года и летом 1914 года студент Московского городского университета им. Шанявского С. Д. Майнагашев был направлен по рекомендации председателя «Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии», академика В. В. Радлов в Минусинский и Ачинский уезды для изучения минусинских и ачинских инородцев, как называли в те годы хакасов

Организация «Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» была создана в 1902 году по постановлению XII международного конгресса ориенталистов в Риме и просуществовала до 1914 года. Комитет состоял из самостоятельных комитетов в разных странах, центральным из которых являлся Санкт-Петербургский комитет в Российской империи. Целью создания общества являлось осуществление практических мероприятий по охране памятников древности и изучению Азии в историческом, лингвистическом, археологическом и этнографическом отношениях.

В настоящее время документы организации «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» хранятся в Санкт-Петербурге в Архиве Российской Академии Наук и остаются малоизученными в отношении исследований в Хакасско-Минусинском крае.

«Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» в Минусинский и Ачинский уезды в разные годы были направлены исследователи: магистр Императорского Александровского университета в Гельсинфорсе Г. И. Гранэ (1906 г., 1909 г.), ревизор Томского акцизного общества А. В. Адрианов (1907 г.), студент Томского университета А. А. Адрианов (1909 г.), доктор философии Александровского университета в Гельсинфорсе Г. И. Рамстедт (1909 г.), юрист М. И. Райков (1909 г.) и студент С. Д. Майнагашев (1913 г., 1914 г.).

В сферу научных исследований С. Д. Майнагашева во время экспедиции 1913-1914-х годах в Минусинский и Ачинский уезды попали традиционная религия хакасов, фольклор, лингвистика и этнография. Исследователь получил от «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» новейшее оборудование тех лет, которое он использовал в научных экспедициях фотоаппарат «Бебе», фонограф для записей (?) и аппарат для измерения антропологических данных (?).

Что касаясь цели научной экспедиции 1913 года, то С. Д. Майнагашев написал об этом следующее:

«В течении лета 1913 года предполагалось объехать район, заселенный сагаями, бельтирами, койбалами, качинцами и др., т.е. начиная с реки Матур на юг, долину реки Абакан и левую сторону Енисея, на север, насколько позволит время. Задача командировки состояла в исследовании означенных племен в лингвистическом и этнографическом отношениях».

Исследователь поставил себе задачу выяснить «каковы религиозные понятия народа и в каких внешних обрядах эти понятия проявляются». Он отметил, что, хотя официально минусинские инородцы являются христианами, но они придерживаются «духом старой религии».

В экспедиции 1913 года С. Д. Майнагашев большое внимание уделил сбору информации о традиционных верованиях хакасов. Им было собранно 27 рассказов на различные темы религиозного характера, 30 рассказов о духах.

В середине августа 1913 года С. Д. Майнагашев из Петрограда получил фонограф для записи звука и им было сделано 19 фонозаписей, в которые вошли: 16 шаманских песнопений, 2 образца сагайской речи, записанных в улусе Кызласов и 1 образец шорского наречия, записанного в с. Таштыпском у И. Сыргашева.

Из мировой истории известно, что фонограф был впервые изобретен Томасом Эдисоном в США. Изобретенный фонограф использовался для записи и воспроизведения звука. Звуковая дорожка фонографа размещалась по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигалась по канавке, передавала колебания на упругую мембрану, которая излучала звук. Изобретение фонографа стало важным событием в Европе и дальнейшим этапом в развитии техники стали граммофон и патефон.

В начале ХХ века большинство моделей фонографа приводилось в движение ручкой, которая заводила пружину, делая прибор удобным и нетребовательным к внешним условиям. Первые фонографы позволяли осуществить лишь очень короткие записи - длительностью всего несколько минут, которые быстро изнашивались. Более долговечными стали фонографы с валиками, покрытыми слоем воска.

Наиболее ценными материалами, собранными этнографом С. Д. Майнагашевым в 1913 году в Аскизской инородной управе стали записанные на фонограф тексты камланий шамана Пыска Амзоракова из улуса Кызласов. Шаман продемонстрировал исследователю процесс камлания и он записал на фонограф начало камлания шамана, призыв духов шамана «Кiиэн» и «Салыг», призыв духа предка шамана «Хам кiлэгэj», путешествие шамана к духу «Хара мол», путь шамана от реки Есь до реки Абакан, переезд шамана через реку Абакан.

Также в этом году С. Д. Майнагашев записал на фонограф образцы сагайской речи Каразiма Кызласова и Таны Кызласовой из улуса Кызласов. Еще один образец шорского наречия этнограф записал в с. Таштыпском у И. Сыргашева из улуса Хызыл суг.

В начале сентябре 1913 года экспедиция С. Д. Майнагашева, которая продолжалась около 3-х месяцев закончилась, после чего исследователь 10 сентября выехал в Петроград. 11 октября 1913 года в Императорском Русском географическом обществе состоялось заседание, где было заслушано сообщение С. Д. Майнагашева по теме «Из материалов по шаманству у сагайцев и соседних племен». Этнограф рассказал о быте сагайцев, современном положение шаманства у сагайцев, личности шамана, о шаманском костюме (одежде и бубне и связанных с ними специальных духов шамана), камлании и шаманском жертвоприношении, а также продемонстрировал шаманские песнопения на фонографе.

Научное заседание проходило оживленно и в прениях по поводу сообщения С. Д. Майнагашева приняли участие известные ученые: П. К. Штернберг, В. И. Иохельсон, В. М. Ионов, А. А. Макаренко, Н. П. Евстафьев, Д. К. Зеленин и Васильев. Исследователю были заданы вопросы В. М. Ионовым по поводу деления духов у сагайцев на добрых и злых, ученого Н. П. Евстифьева интересовало сколько шаманов знал лично С. Д. Майнагашев, а известного этнографа Д. К. Зеленина интересовало, каким способом хоронят шамана минусинские инородцы.

Что касаясь цели следующей научной экспедиции летом 1914 года то С. Д. Майнагашев написал об этом следующее:

«Из Иресова улуса, моего постоянного местопребывания, я совершил две поездки вниз по Абакану, по левой и правой стороне. Последняя, третья крупная поездка была совершена через Камышту и Уйбат к июсинским качинцам и кызыльцам. Кроме того, были предприняты мелкие поездки в ближайшие улусы, между прочим на р. Есь к шаману Пыска, запись камланий которого производилась мною в прошлом году».

В экспедиции 1914 года большое внимание С. Д. Майнагашев уделил традиционным верованиям качинцев и кызыльцев. В этом году им были сделаны 51 фонозаписей, в которые вошли шаманские песнопения, народные песни и образцы речи этнических групп хакасов качинцев и кызыльцев.

Шаманские песнопения включают в себя 27 фонозаписей, которые были сделаны у качинского шамана Manila (призыв духов, призыв духа огня), у сагайского шамана Пыска Амзаракова (путешествие шаман к духу горы, ловля шаманом души больного и камлание с бубном) и у качинского шамана Масла.

Большое внимание в 1914 году этнограф С. Д. Майнагашев уделил музыкальной культуре хакасов и в частности народному исполнению этнических групп хакасов качинцев и сагайцев. В семь записанных музыкальных фонозаписей вошли сольное исполнение качинок Поры Чаптыковой (улус Чаптыков) и Оlуna Чаптыковой (улус Чаптыков), сагайца Олона, гортанное пение качинца Костук (улус Кызыл Чул), хоровое пение сагайцев (улус Сибет Кичик на реке Аскиз) и хоровое пение качинцев (улус Чаптыков).

В третью группу фонозаписей С. Д. Майнагашева вошли образцы речи качинцев и кызыльцев в количестве 17 единиц, которые были записаны в улусе Шоевский Абаканской инородной управы, в улусе Тастор и в улусе Тогырча Ачинского уезда. Записи включили в себя рассказы качинки Порча Шоевой, Пораза Кокова и Мискиша Ачисова.

Таким образом, этнографические экспедиции, совершенные летом 1913 и 1914-х годах С. Д. Майнагашева по Минусинскому и Ачинскому уездам, были плодотворны для становления молодого исследователя. Во время путешествия исследователем был собран значительный материал фонозаписей по языку, традиционной религии и музыкальной культуре этнических групп хакасов сагайцев, качинцев и кызыльцев, которые в настоящее время остаются неизученными и бесспорно требуют более внимательного к себе отношения, являясь бесценным научным материалом, собранным и завещанным свои землякам известным ученым С. Д. Майнагашевым».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии 

Маина Чебодаева

Добавить комментарий