Более 1100 км автодорог соседней с Хакасией Тувы вошли в опорную транспортную сеть северного завоза.
Каркас системы северного завоза в Туве составят 16 автодорог регионального, межмуниципального и местного значения общей протяженностью 1100,1 км. Они включены в утверждённый правительством России перечень объектов, которые образуют опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Соответствующее распоряжение 9 февраля подписал российский премьер Михаил Мишустин.
На территории Тувы опорную сеть северного завоза формируют, в частности, региональная автомагистраль Абакан - Ак-Довурак на участке от г. Абазы до г. Ак-Довурака, дороги межмуниципального и местного значения Шагонар - Эйлиг-Хем, Хандагайты - Ак-Чыраа, Хандагайты - Мугур-Аксы, Мугур-Аксы - Кызыл-Хая, Бояровка - Тоора-Хем, Чыргакы - Элдиг-Хем, Суг-Аксы – Ишкин, Чаа-Холь – Шанчы, Ак-Тал - Холчук. К числу «северных» отнесены автозимники Усть-Бурен – Кунгуртуг и Цаган-Толгой – Качык, а также подъезды к селам Кок-Хаак, Тоолайлыг, Кара-Холь и Кара-Хаак.
Формирование опорной сети дорог является продолжением начатой правительством России в 2023 году работы по созданию централизованной системы бесперебойного снабжения жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. До сих пор вопросы обеспечения труднодоступных поселений регионы решали сами, как могли.
В 2022 году по инициативе президента Владимира Путина снабжение и развитие труднодоступных северных территорий было объявлено общегосударственной задачей. В её рамках первым делом будет выстроена транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза. Напомним, что в конце 2023 года правительство РФ определило населенные пункты, которые попадают под понятие северных. Из 144 поселений Тувы в этот список вошли 44 села.
Следующим шагом стало утверждение перечня дорог, по которым в северные территории будут доставляться товары первой необходимости. Дороги, попавшие в этот перечень, независимо от того, в чьей они собственности – республики или муниципалитета, с 2026 года будут полностью содержаться за счет финансовой помощи из государственного бюджета.
Помимо дорог новая система северного завоза предполагает выстраивание других логистических объектов - центров приемки, сортировки, хранения и распределения грузов. Это могут быть, к примеру, теплые и холодные склады, овощехранилища, пункты реализации и т.п.
Инфраструктуру северного завоза планируется использовать и в обратном трафике – из северных территорий на материк. Предполагается, что северяне смогут с меньшими затратами вывозить на «большую землю» свою продукцию и за счёт этого развивать собственные производства.
В перспективе федеральные власти готовы предоставлять регионам, участвующим в программе северного завоза, льготные бюджетные кредиты под 0,1% годовых на закупку товаров для северян. Ожидаемые эффекты — это сокращение сроков доставки товаров на север и снижение не менее чем на 15% их стоимости, которая сейчас как минимум вдвое выше средней по стране.
Комментарии