Это непозволительная роскошь, когда научная общественность проходит мимо юбилея Хакасского уезда. Так считает доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, мировых и региональных цивилизаций СФУ (Красноярск) Елена Мамышева. Она направила в редакцию 19rusinfo.ru материал о формировании уезда.
Вот его содержание:
«14 ноября исполнилось 100 лет с той исторической даты, когда Президиум ВЦИК принял постановление об образовании в составе Енисейской губернии Хакасского уезда. Данное событие явилось закономерным итогом национального движения хакасов, первым опытом деятельности партийных и советских органов в решении национального вопроса.
Объединение хакасов в одну административную единицу ликвидировало территориальную разобщенность и сыграло положительную роль в этнической консолидации хакасов, росте их национального самосознания. Важную роль в этом процессе сыграли и кризисное состояние самой имперской системы в России в начале ХХ в., и инородческая политика российского государства. Были созданы условия для роста их политического сознания, «благоприятное этническое состояние отдельных южносибирских народов повлекло за собою постепенное преобразование чисто этнических требований в политические» .
Политическая активность хакасов нашла выражение в форме создания Хакасского национального комитета, возглавившего движение народа за воплощение в жизнь права наций на самоопределение. Основными лозунгами национального движения хакасов, усилившегося в период после февральской революции, были ликвидация административно-территориальной разобщенности и создание особой единицы хакасов.
Руководители Национального комитета в сложных условиях политической нестабильности предпринимали попытки решить данные вопросы. Существенной особенностью развития взглядов и политических пристрастий лидеров движения хакасов являлось отсутствие статики и постоянная эволюция идейных основ. При этом следует отметить, что динамика их политических взглядов в 1917–1918 годы была объективно обусловлена. По инициативе лидеров движения обсуждение актуальных вопросов неоднократно выносилось на повестку дня съездов хакасского народа. На одном из них (июль 1917 г.) было принято название «хакасы», что явилось важным показателем консолидационных процессов хакасского этноса.
Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Сибири в период гражданской войны, отличалась крайней сложностью. В борьбе за власть враждующие силы стремились перетянуть на свою сторону коренное население, но народам Сибири были далеки цели борющихся сторон – как красных, так и белых, – поскольку они были им не вполне понятны. Смена власти, политических курсов и лозунгов негативно влияли на практическую работу по формированию национальных автономий.
После восстановления власти Советов в Минусинском (сентябрь 1919 г.) и Ачинском (январь 1920 г.) уездах Енисейской губернии партийные и государственные органы приступили к рассмотрению вопроса о предоставлении автономии хакасскому народу. Вопрос о форме национального самоопределения хакасского народа получил широкое обсуждение в обществе, неоднократно рассматривался и на инородческих съездах и конференциях. На съездах было высказано желание иметь собственную власть и выделить хакасов Минусинского и Ачинского уездов в «самостоятельную национальную единицу уездного масштаба на основе Конституции РСФСР».
В ситуации, которая осложнялась развитием бандитизма в инородческих районах, национальный вопрос, вопрос о реализации права наций на самоопределение приобретал еще большую актуальность и остроту. С целью принятия срочных мер губком РКП(б), губисполком и военное командование Енисейской губернии в июле 1921 г. для выяснения причин роста бандитизма направили две полномочные комиссии в Ачинский уезд во главе с А. Лепсисом и в Минусинский уезд во главе с Н. И. Непомнящим.
На основании данных этих комиссий, 9 августа 1921 года Президиум Енгубкома принял решение о необходимости создания из инородческих волостей Ачинского и Минусинского уездов особой административной единицы с подчинением Губисполкому для того, «чтобы вести среди инородцев советскую и партийную работу». В соответствии с данным решением заведующий губернским отделом управления направил в Сибревком докладную записку от 13 августа 1921 г., в которой обосновывалась необходимость выделения инородческого района в особое положение. В ней указывалось, что «губотдел управления присоединяется к решению губкома и просит Сибревком разрешить образование новой административной единицы».
Енисейский губком РКП(б), обсудив 28 июня 1922 г. итоги III беспартийной конференции хакасов, согласился с необходимостью и целесообразностью образования самостоятельной единицы из хакасских волостей. Административная комиссия, проведя анализ хозяйственного уклада и быта, составила обстоятельную записку и на очередном заседании 16 ноября 1922 г. приняла постановление «О выделении инородческого района Минусинского уезда в особую административную единицу уездного масштаба».
Обосновывая необходимость выделения инородческого района в особую административную единицу, данная комиссия брала во внимание большие возможности разработки природных богатств района, перспективы экономического развития. Комиссия рекомендовала объединить семь инородческих волостей Минусинского и Ачинского уездов в самостоятельный уезд и присвоить ему название Хакасия – по древнему названию народности. В докладе председатель комиссии подчеркнул, что политическая обстановка в районах, населенных хакасами, была очень сложной.
Она усугублялась тем, что обостренными были взаимоотношения коренного и пришлого русского населения, которое ущемляло земельные права хакасов, захватывала их лучшие земельные участки. Должности членов и секретарей волисполкомов также в основном принадлежали представителям русского крестьянства, которые зачастую принимали решения не в интересах хакасского этноса. 29 ноября 1922 года Президиум Енгубисполкома, изучив материалы комиссии, постановил согласиться с положением, выдвинутым административно-территориальной комиссией и возбудить перед ВЦИК соответствующее ходатайство.
30 декабря 1922 года, в день принятия Декларации и Договора о создании СССР, коллегия Наркомнаца после обсуждения вопроса об образовании уезда вышла с ходатайством на административную комиссию ВЦИК о предоставлении хакасскому народу уездной самостоятельности. Необходимость выделения хакасских волостей в отдельный уезд диктовалась жизненными потребностями данной народности, стремившейся к национальному самоопределению и усматривавшей в выделении больших гарантий правового, административно-хозяйственного и культурного развития. Создание уезда было вызвано также интересами упрочения и совершенствования в этом районе советского аппарата и приближения уездных органов власти и управления к населению.
Хакасский уезд объединял в одну административно-территориальную единицу волости уездов: 1) Минусинского – Аскызскую, Синявинскую, Усть-Абаканскую, Усть-Есинскую, Усть-Фыркальскую; 2) Ачинского – Кизыльскую и Кузнецкого Томской губернии – Сейскую волость с Абаканским лесничеством. В состав образуемого Хакасского уезда для устранения чересполосицы, включались Июсско-Урюпский заказник, примыкающий к выделяемой территории с запада, и Ачинске – Горная волость, представляющая из себя золотопромышленный район, расположенный между заказником и Кизыльской волостью, а также Июсо-Тунгужульская, Кузырганская, Туимско-Ульгушатская и Сонская казенные дачи, пересекающие инородческий район; русские поселки, расположенные по линии Ачинско-Минусинской железной дороги и внутри инородческой территории, заводские поселения рудников «Улень», «Юлия», курорт «Озеро Шира» .
Хакасский уездный революционный комитет возглавил практическую работу по организации уезда. Формирование уездного аппарата состоялось спустя год после выхода постановления о создании уезда – в ноябре 1924 г. Уездный аппарат формировался и укомплектовывался в основном из людей коренной национальности, давшей название уезду (из 11 членов уисполкома – 8 были хакасами, в том числе – председатель уисполкома Итыгин).
Георгий Итыгин стоял у истоков формирования Хакасии сначала как административно-территориальной единицы, затем как национально-территориального и впоследствии как национально-государственного образования в составе Российской Федерации. Уже на первых заседаниях уревкома Итыгин поднимал самые актуальные проблемы из жизни уезда: о подготовке национальных кадров, о начале электрификации уезда, о работе Абаканского железоделательного завода. Будучи председателем уисполкома, он придавал большое значение дальнейшему совершенствованию советской государственности хакасов.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание Хакасского уезда явилось важнейшей предпосылкой для становления дальнейшей советской государственности хакасов через округ – к Хакасской автономной области (1930 г.). Создание и последующее сохранение автономной области хакасов способствовали укреплению их этнической консолидации, замедлили остроту и скорость ассимиляционных процессов в ХХ в.
Образование и развитие советской государственности хакасского этноса открыло перспективы подготовки кадров в ходе коренизации, ускорило процесс национально-языкового строительства, способствовала созданию книгоиздательства, национальной литературы и театра, радиовещания и телевидения. Достигнутый уровень социально-экономического развития, рост национального самосознания людей создали возможности для изменения формы советской государственности и повышения в конце XX в. политико-правового статуса Хакасии до уровня субъекта Российской Федерации».
доктор исторических наук, доцент,
профессор кафедры истории, мировых и региональных цивилизаций СФУ (г.Красноярск)
Елена Мамышева
Комментарии