«Ангидрид твою валентность через медный купорос» - вытеснит ли изящная версия мата нецензурную лексику
Фото: ru.freepik.com

Мат — это часть народного языка и культуры, рассказала «Известиям» доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени Пушкина и Российского государственного гуманитарного университета Наталья Брагина. Считается, что матерная брань имеет языческое происхождение и первоначально могла использоваться в проклятьях, а также в свадебных обрядах как символ плодородия.  

«Несмотря на то что уже со времен раннего христианства церковь боролась с «лаей матерной», брань достаточно широко использовалась на Руси. Это нашло отражение и в топонимике — названиях небольших сел, деревень, речек, оврагов, пустошей», — рассказывает Брагина. 

Всплеск популярности матерных слов пришелся на период становления молодого советского государства. В революцию пришло много людей, хорошо владеющих непечатной лексикой, — матросы, рабочие. Многие из них заняли в государстве руководящие должности. Обсценная лексика смешалась и с блатной речью. Поэтому важной задачей после революции стала «борьба за чистоту русского языка». В советское время действовал строгий запрет на употребление матерных слов как в печати, так и в любых других видах публичной деятельности.

Интересную группу, соотносительную с матерными словами, составляют эвфемизмы — нейтральные слова или выражения, которыми заменяют грубую, неуместную или непристойную лексику. Самый простой и распространенный вариант — употребление слова «блин». Слово «фиг» также является четким эвфемизмом — соотносится с известным трехбуквенным ругательством.

Некоторые обороты даже фиксируются в словарях. Например, когда речь заходит о разных формах безделья, используется выражение «груши околачивать». Трехбуквенное обсценное слово, отвечающее на вопрос «чем», здесь подразумевается, но умалчивается. Не все знают, что и выражение «накрыться медным тазом» тоже не такое уж невинное, как кажется, поскольку в грубом варианте этой конструкции фигурирует вовсе не медный таз. Но существуют и более изящные варианты. 

«Когда-то пользовалось популярностью ругательство «апатит твою Хибины мать». Названия минерала и горного массива на Кольском полуострове далеки от запретной лексики, но звуковое совпадение здесь достаточно очевидно. Есть выражения, в которых используются химические термины. Например, «Ангидрит твою мать», «Ангидрит твою перекись марганца», «Ангидрид твою валентность через медный купорос», «Хлор тебе в этиловый спирт», «Йод вашу медь!» — рассказывает филолог. 

Если на запретном языке просто разговаривать, то он со временем обезличивается. По словам эксперта, характерным свойством обсценной лексики является ее высокая экспрессивность. Благодаря этому табуированные слова уместны в определенных ситуациях, например, в момент опасности. Но при повсеместном употреблении такая лексика активно теряет исключительность.

Филологи не могут сказать наверняка, что будет дальше с нецензурной лексикой — станет ли она частью обычной речи, окончательно утратив свою экспрессивность, или же сохранится как табуированная, неприличная, употребляемая в особых ситуациях.

Добавить комментарий

Комментарии  

Мат не исчезнет. Одним словом можно выразить то, что не выразишь предложением.
Не в экспрессивности тут дело. Мат - это не лексика. Матерные слова - это словозаменители. Какому-нибудь дяде Васе, который все мозги растратил на водку, трудно в нужной ситуации подбирать слова, вот он и пользуется заменителями: "На фига ты эту фигню прифигачил, отфигачивай, на фиг!". И все его понимают. Приличные люди чужими грязными заменителями не пользуются. У интеллигентных людей, как правило, есть свои авторские ругательства и заменители, и в кино используют авторские ругательства ("Вонючий случай!").