В последние годы проблемы экологического характера, а в некоторых случаях и их отсутствие, все чаще становятся средством, с помощью которого одни зарабатывают политические очки, другие - дивиденды. И если в первом случае все более-менее ясно, поскольку все понимают, что речь идет о типичном пиаре. Во втором, поясним, речь по большей части - об экоактивистах, которые ставят своей целью не решить проблему, а, скорее, заработать на ней. Причем проблема может быть как реальной, так и вымышленной. И, как правило, возникает у каких-то крупных предприятий - угольных, золотодобывающих и т.д. Малоприбыльный бизнес, даже если он и наносит ущерб экологии, редко интересует таких экозащитников.
Сопредседатель Экопалаты Хакасии Денис Дворников ранее в комментарии 19rusinfo.ru назвал данное явление гринвошингом. По данным термином подразумевается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.).
Кузбасс
Возьмем для примера соседний с Хакасией Кузбасс. Хакасию при этом тоже не сбрасываем со счетов (о ней - чуть позже). Кузбасс в недавнем прошлом фактически стал центром антиугольных протестов. Условными их лидерами можно считать местных журналистов - бывшего главреда "Новостей Киселевска" Наталью Зубкову (по данным СМИ, покинувшую Россию) и Вячеслава Кречетова.
Вместе они организовывали акции протеста, в том числе несанкционированные. Пресечение митингов правоохранительными органами тут же становилось инфоповодом для возведения журналистов в статус преследуемых. А сочувствие масс, как известно, только укрепляет историю экологического протеста.
Немного интересных фактов из жизни Кузбасса. В июне 2019 года жители Киселевска выходили на митинг, где пожаловались на тяжелые условия жизни и бездействие чиновников. Также они записали видеообращение к премьер-министру, внимание, Канады Джастину Трюдо и генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу. У канадского политика они даже попросили убежище, а у Гаагского международного уголовного суда — расследовать варварскую добычу угля. Как думаете, сами ли жители провинциального сибирского городка догадались до этого? Вопрос открытый.
Что касается местных угольщиков, то их Зубкова и Кречетов обвиняли в нарушениях промбезопасности при ведении горных работ, условий аренды лесных участков и уничтожении краснокнижных растений. Промышленники отвечали исками о защите чести, достоинства и деловой репутации. И это еще один повод возвести активистов в статус мучеников.
Хакасия
Теперь что касается Хакасии. Более детально о методах работы экоактивистов и в Кузбассе, и в Хакасии 19rusinfo.ru неоднократно сообщало. Подробности можно прочесть по активным ссылкам внутри текста. Схемы воздействия на население в регионах мало чем отличаются. Преимущественно "экологи" (зачастую одни и те же!) пытаются убедить людей в том, что промышленники оказывают необратимое влияние на все живое. В соцсетях с незавидным постоянством появляются какие-то устрашающие видеоролики. На самом же деле не так страшен черт, как его малюют.
К слову, хакасские экоактивисты после знакомства с кемеровчанами в 2019-м году на одном из экологических фестивалей заметно поменяли свою риторику. Градус их протестных настроений резко стал крепче, а требования - жестче. Скорее всего, защитники природы достигли друг с другом каких-то договоренностей. Каких - история умалчивает.
Г-н Кречетов (известный нам по Кемерово), кстати, о котором шла речь выше, не единожды приезжал в Аскизский район Хакасии. Причем один раз даже на несколько дней останавливался у одного из жителей поселка Неожиданный, результатом чего стал весьма спорный с точки зрения общественников репортаж.
Что касается репортажей. Есть подозрения, что некоторых экологов-патриотов открыто спонсировал (а, может, и по сей день спонсирует) Запад. Несколько лет назад материалы одного из приезжавших с благородной миссией в Аскизский район активиста были напечатаны в книге, выпущенной за счет организации, признанной иноагентом. Сама книга, судя по выходным данным, издана в Брюсселе, и это о чем-то говорит.
Экоактивисты + прессинг = $
В ходе общения с крупными промышленниками, которые по сей день осуществляют свою деятельность в Хакасии (названия компаний по их просьбе не озвучиваем), агентству раскрыли подробности того, каковы истинные цели некоторых экоактивистов.
Так, специалисты одного из угольных разрезов рассказали, что в период жестких информационных атак в СМИ и соцсетях люди, позиционирующие себя защитниками окружающей среды, недвусмысленно намекали, что ажиотаж с их помощью можно прекратить. Разумеется, не просто так. Но угольщики на такие намеки ответили резко отрицательно, поскольку не видят грубых нарушений со своей стороны. Прессинг, как поняли, не прекратился.
Похожая ситуация наблюдалась и на еще одном крупном предприятии, работающем в Хакасии. О чем это говорит? О том, что на самом деле многих экоактивистов, к сожалению, беспокоит вовсе не экология, а личный меркантильный интерес. Причем этот интерес может иметь зарубежные корни, которые в случае ухода с рынка некоторых российских предприятий (на коих сегодня оголтело жалуются), вполне себе могут прорасти и у нас. И что тогда?
Вряд ли иностранные компании будут безукоризненно соблюдать российское законодательство и думать о том, чем дышат жители наших деревень и городов. Их главной задачей будет заработать, а дальше хоть трава не расти. Тогда-то мы и узнаем, что такое лунные пейзажи, варварское уничтожение всего живого и прочие прелести соседства с недобросовестными промышленниками. Но хотим ли мы этого? Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден.
Комментарии