Жителям Хакасии рассказали о герое-земляке Матвее Барахтаеве
Фото предоставлена семьей летчика М. В. Барахтаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об участнике обороны Заполярья и Карелии (1941-1943 гг.) летчике Матвее Барахтаеве из Хакасии.

Вот её содержание:

«В марте 2021 году в региональной Общественной палате прошли общественные обсуждения по выбору имени международному аэропорту в Абакане, выдающегося соотечественника, имеющего особые заслуги перед Хакасией. Один из представителей инициативной группы внес предложение о присвоении аэропорту имени лётчика-истребителя Матвея Барахтаева.

К глубокому сожалению, имя Матвея Васильевича в Хакасии оказалось забытым и неизвестным в наши дни. Между тем этот летчик был известен своим героизмом и подбил в боях 12 фашистских самолетов «Фокке-Вульф-190». Это случилось в 1944-1945 годах в небе над Восточной Пруссией. Но в данной публикации, хотелось осветить военный вклад летчика Барахтаева в оборону Заполярья и Карелии в начале июля 1941 по весну 1943 года, когда он служил в составе 65-го штурмового авиационного полка Карельского фронта.

В июле 1941 года курсант Барахтаев окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в 65-й штурмовой авиационный полк 261-й штурмовой авиационной дивизии 7-й воздушной армии на Карельский фронт. В Карелии Барахтаев летал на британском самолете «Харрикейн» и советских самолетах И-15 (бис) и Ил-2. Летчик выполнял сложные здания, летал по тылам противника, проводил разведку немецких аэродромов, опорных пунктов и железнодорожных станций.

В соответствии с планом «Барбаросса» против СССР на Крайнем Севере выступили армии Германии и Норвегии. Армия «Норвегия» в составе 6 дивизий имела численностью 150 тысяч человек. Эти войска должны были выступать в трех направлениях: по побережью Баренцева моря из района Петсамо на Мурманск и Полярный; от Кемиярви на Кандалакшу и из района Суомуссами, Куусамо через Ухту и Кестеньку на Лоухи. В юго-восточной Финляндии дислоцировались 2 финские армии и 3 бригады, которые должны были наступать на Карельском перешейке, на петрозаводском и медвежьегорском направлениях, содействуя немецкой группе армий «Север» в захвате Ленинграда.

Военный историк Иван Иноземцев в книге «Крылатые защитники Севера» писал:

«Действия неприятельских войск на Севере поддерживали 5-й воздушный флот Германии и военно-воздушные силы Финляндии. 5-й воздушный флот включал в себя три авиационных командования («Норд-Ост», «Норд-Вест» и «Лофотен») и насчитывал 400 самолетов. ВВС Финляндии к началу войны состояли из смешанных: авиаполков. Всего в финских ВВС было 500 самолетов. На вооружении 5-го воздушного флота имелись бомбардировщики Ю-88, Ю-87, Хе-111, истребители Ме-109, Ме-110 и различные типы разведывательных и транспортных самолетов.

Боевые машины Германии отличались высокими тактико-техническими данными. В финских ВВС были самолеты различных иностранных марок, которые, за исключением немецких «юнкерсов» и «мессершмиттов», уступали советским машинам соответствующих классов».

На Севере первые бомбовые удары противник нанес 22 июня 1941 года, когда вражеские бомбардировщики сбросили бомбы в район поселков Ура-Губа и Кола. В силу географических условий и общей военной обстановки в годы войны, приобрели важное стратегическое значение северные порты Мурманской области и Кировская железная дорога. В Мурманск и Архангельск через Атлантику приходили караваны судов союзников из Великобритании. Далее грузы переправлялись по Кировской железной дороге в районы Советского Союза. По этой же коммуникации шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота.

В Заполярье и Карелии врагу противостояли 14-я и 7-я армии РККА, входившие в состав Ленинградского военного округа, и Северный флот. 14-я армия прикрывала мурманское и кандалакшское направления, а 7-я армия - петрозаводское направление. 14-ю армию с воздуха обеспечивала 1-я смешанная авиадивизия, в которой было 125 самолетов, (28 бомбардировщиков СБ и 97 истребителей И-16, И-15, И-153). 7-ю армию поддерживала 55-я смешанная авиадивизия, в которой было 34 бомбардировщика СБ. Таким образом, в Заполярье и Карелии Красная армия смогла противопоставить врагу всего 273 самолета.

Летчики Карельского фронта выполняли боевые задачи: патрулировали порты и город Мурманск, дежурили на аэродромах, прикрывали Кировскую железную дорогу, район никелевых рудников, вели воздушную разведку, наносили удары по вражеским аэродромам, методом «свободной охоты» уничтожали автотранспорт, склады, скопления войск, отражали налеты авиации противника на наземные войска. Кроме того, во взаимодействии с ВВС Северного флота обеспечивали безопасность прохождения в Баренцевом море и Кольском заливе караванов судов союзников с ленд-лизом.

Летный состав авиации Карельского фронта примерно наполовину состоял из молодых летчиков. Немало экипажей бомбардировочной авиации летали ночью и в сложных условиях погоды Севера и полярными ночами. Летчики Заполярья и Карелии делали в день по 5-7 боевых вылетов. Самоотверженно, порою ценой жизни, отбивали нападения Люфтваффе. Налеты советской авиации на вражеские аэродромы и другие объекты, осуществляли группами по 3-12 самолетов в сопровождении истребителей. Удары по глубинным целям наносили малыми группами бомбардировщиков по 3-5 самолетов без сопровождения истребителей.

К середине июля 1941 года советские войска остановили наступление немецкой армии «Норвегия», не дав ей продвинуться дальше чем на 25-30 км. Не удалось и финской армии добиться успеха в Карелии, они были отброшены за государственную границу СССР. Но если в Заполярье и Карелии положение советских войск стабилизировалось, то южнее, на ленинградском направлении, в начале августа 1941 года обстановка ухудшилась.

23 августа 1941 года по решению Ставки Верховного Главнокомандования Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский и Карельский. Командующим войсками Карельского фронта был назначен генерал-лейтенант В. А. Фролов. По директиве Ставки были сформированы ВВС Ленинградского и Карельского фронтов. В состав ВВС Карельского фронта вошли ВВС 14-й и 7-й армий, командующим был назначен генерал-майор авиации Т. Т. Хрюкин.

8 сентября 1941 года противник перешел в наступление, и обстановка на Севере вновь обострилась. Гитлеровское командование, стремилось захватить Мурманск и течение недели 350 самолетов Люфтваффе нанесли по нашим войскам массированные удары.

Серьезное положение складывалось в полосе обороны 7-й армии. На ухтинском и ребольском направлениях советские войска остановили финнов, но на петрозаводском и приладожском направлениях наши части под натиском 6-го и 7-го финских армейских корпусов с боями отходили на восток.

В сдерживании натиска противника войскам 7-й армии большую помощь оказала авиация. Особенно успешно действовал 65-й штурмовой авиаполк, где служил лейтенант Барахтаев. Личный состав полка во главе с командиром Героем Советского Союза подполковником В. И. Белоусовым представлял собой крепко спаянный боевой коллектив. Мужеством, героизмом и высоким боевым мастерством отличались летчики: С. П. Кобзев, Н. Полушкин, Г. Васильев, С. И. Полыга, Н. А. Белый, Герой Советского Союза М. П. Краснолуцкий, В. П. Горюн, В. И. Саломатин, П. Я. Самохин, М. В. Салов, П. Я. Самохин и др. В одном из воздушных боев старший лейтенант В. А. Книжник совершил воздушный таран.

С начала войны и до марта 1942 года 65-й штурмовой авиаполк уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество и героизм в марте 1942 года 65 шап был преобразован в 17-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

2 октября 1941 года наши войска оставили Петрозаводск. Несмотря на сопротивление советских войск, финнам удалось захватить Медвежьегорск. Враг был остановлен на берегу Беломорско-Балтийского канала, где линия обороны стабилизировалась. Со второй половины января 1942 года на Карельском фронте наступило затишье.

Весной 1942 года враг планировал наступление на Кировскую железную дорогу, эта операция получила условное название «Ловля лососей». Для этого армия «Норвегия» в январе 1942 года была преобразована в 20-ю горную армию. Ее части пополнились личным составом и боевой техникой. Серьезное внимание враг уделял Люфтваффе усилив истребительную авиацию, перебросив на Север авиационные части, специально подготовленные для действий на морских коммуникациях и часть гидроавиации.

В конце 1941 года в авиачасти Карельского фронта стали поступать новые самолеты: бомбардировщики Пе-2, истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, а также по ленд-лизу поступили самолеты иностранных марок «Томагаук», «Харрикейн», а в 1942 году – «Кертис-52» и «Аэрокобра». Прием новых самолетов происходил в морском порту Архангельска. Осваивать иностранные самолеты для летчиков оказалось трудным делом. Машины, прибывали в Архангельск в контейнерах, после их нужно было собрать и отрегулировать. Все инструкции на самолеты были отпечатаны на английском языке. И инженерному и техническому составу, приходилось полагаться на свой опыт и смекалку, собирать новые и никому не известные машины.

На Карельском фронте Матвей Барахтаев летал на «Харрикейн», для этого ему пришлось освоить английский самолет, первые полеты он совершал без инструкторов, не имея руководства по технике пилотирования. И уже в декабре 1941 года наш летчик на этом самолете вылетал на боевые задания.

Весной 1942 года военные действия в Заполярье и Карелии активизировались. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 27 марта командующему Карельским фронтом приказывалось подготовить и провести наступательные операции на мурманском, кандалакшском и кестеньгском направлениях «с целью усиления обороны порта Мурманск, Мурманской и Обозерской железных дорог».

В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 10 ноября 1942 года ВВС Карельского фронта была переформирована в 7-ю воздушную армию и в ее состав вошли 258-я истребительная, 260-я бомбардировочная, 261-я штурмовая и 259-я истребительная авиационные дивизии. Командующим армией назначили генерал-майора авиации И. М. Соколова.

В ноябре 1942 года в одном из воздушных боев, самолет Барахтаева был сбит зенитным огнем на вражеской территории в лесах Карелии. Пробирались они вдвоем со стрелком-радистом семь дней, голодные и обмороженные летчики, питались замерзшими ягодами, но все же добрались до своей воинской летной части. После излечения в госпитале Матвей Васильевич был направлен на службу в 18 истребительный авиационный полк и принял участие в освобождении Смоленска, Витебска и Орши, и в битве за Восточную Пруссию.

В годы Великой Отечественной войны на Карельском фронте М. В. Барахтаев был награждён орденом Красной Звезды (1 декабря 1942) и медалью «За оборону Советского Заполярья».

Таким образом, в данной статье хотелось осветить военную обстановку и повседневную жизнь, в которых пришлось воевать нашему земляку, летчику-герою Матвею Васильевичу Барахтаеву на Карельском фронте в 1941-1943–х годах».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо, интересная статья!