Никита Михалков многое видит с необычной точки зрения и делится своими наблюдениями со зрителями программы "Бесогон". В новом выпуске режиссёр предложил поговорить о том, как "романтизация мерзости" стала знаком времени, откуда появляются эти "романтики" и отпетые негодяи.
А начал Никита Сергеевич новый выпуск "Бесогона", который так и называется "Романтика мерзости", с трагической гибели писателя, воина и журналиста Владлена Татарского. Как мы знаем, фактической его убийцей стала 26-летняя Дарья Трепова, которая и принесла в кафе, где проходила встреча Татарского с поклонниками, бюст журналиста, заряженный взрывчаткой. Такой вот подарок Трепова ему преподнесла.
Как происходит эта "романтизация мерзости"?
Не будем снова описывать всю историю – нам она хорошо известна. Но Никита Михалков заострил внимание на фамилии девушки-убийцы – Трепова, что отсылает нас к событиям 145-летней давности, когда 24 января 1878 года на приём к петербургскому градоначальнику Фёдору Трепову пришла 28-летняя Вера Засулич. И на примере Засулич Никита Сергеевич показал, как происходит эта "романтизация мерзости".
Террористка выстрелила в Трепова в упор. Пуля попала чиновнику в левый бок, ранение оказалось несмертельным. Поступок свой Засулич, с юности участвовавшая в народнических кружках, объяснила просто: она мстила за политзаключённого Боголюбова, которого Трепов приказал выпороть, хотя такие наказания в ту пору в России уже были запрещены. После этого народовольцы тут же бросили жребий на спичках, кто из них убьёт злодея-градоначальника.
Покушение было настолько дерзким, что над Засулич было решено провести показательный уголовный процесс в надежде на максимальный срок – 15, а то и 20 лет каторги.
ПОКУШЕНИЕ ВЕРЫ ЗАСУЛИЧ НА ГРАДОНАЧАЛЬНИКА ТРЕПОВА. ФОТО: HISTORICAL COLLECTIONS/GLOBALLOOKPRESS
Защищать её взялся 42-летний адвокат Пётр Александров, известный своими яркими выступлениями в самых громких делах. Александров должен был сделать невозможное: вызвать к своей подзащитной жалость у присяжных и доказать, что намерения убить в Засулич не было. А если и было, то жертва виновна в нём не меньше, а то и больше, чем сама террористка.
Вот фрагмент его выступления в зале суда:
В первый раз является здесь женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести. Женщина, которая со своим преступлением связала борьбу за идею, во имя того, кто был ей только собратом по несчастью всей её жизни.
Присяжные заседатели почти плакали, когда слушали речь Александрова. В результате под бурные аплодисменты Засулич была оправдана и освобождена из зала суда. Вскоре она уехала в Швейцарию. Оправдание Засулич в русском обществе, и не только в русском обществе, вызвало бурю восторгов, отметил Никита Михалков.
Русскому террору развязали руки
Русская интеллигенция, наверное, как раз та интеллигенция, которая потом писала поздравительные телеграммы японскому императору в связи с разгромом русского флота, восприняла это событие как грандиозную победу либеральной мысли, демократии, свободы и так далее, – продолжил режиссёр. – Газеты Франции, Германии, Англии освещали этот процесс и с восторгом выражали своё одобрение решением суда об оправдании террористки, совершившей покушение на петербуржского градоначальника.
По сути, событие 24 января 1878 года развязало руки русскому террору. И уже всего через три года был убит разорвавшейся бомбой, которую метнул террорист Игнатий Гриневицкий, император Александр II. Были убиты четыре человека, включая Императора и самого убийцу, более 20 человек ранены – конвой Императора и прохожие на улице.
А теперь вернёмся в наши дни и вспомним, какими заголовками запестрила западная пресса после убийства Владлена Татарского: "В Санкт-Петербурге арестовали активистку", "Арестовали пацифиста", "Россия обвиняет диссидентов в убийстве провоенного блогера", "Россия арестовала антивоенного активиста".
В многочисленных публикациях не было и намёка на то, что "пацифистка" Трепова совершила террористический акт, что это было убийство. Всеми силами западные журналисты уводили своих читателей от мысли, что Трепова совершила преступление. И ладно бы только западные СМИ. Что на русском языке заявил либерал Виктор Шендерович***?
Убийство Фомина, вот этого Татарского, оно абсолютно легитимно по военным правилам, по новым военным правилам. Если бы это произошло полтора года назад, если бы спецслужбы Украины взорвали в Петербурге какого-то пропутинского человека, это был бы переход за красную линию. В нашем случае никакого перехода за красную линию, ни с Дугиной, ни с Фоминым не произошло".
А два комика – Александр Долгополов и Гарик Оганесян высмеивали перед берлинской публикой это трагическое событие – убийство человека и ранение более 40 ни в чём не повинных людей.
Люди с фигой в кармане
Ладно, можно сказать, что один вещает из Израиля, а двое других развлекают публику в Берлине. Но что происходит у нас в Москве? У парка "Зарядье" был организован народный мемориал, посвящённый погибшему Татарскому. А уже на следующий день все цветы, русские флаги, георгиевские ленты и фотографии были собраны, сложены в мусорные мешки, чтобы отправить всё это на помойку.
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ ВОЕНКОРОМ ВЛАДЛЕНОМ ТАТАРСКИМ НА ТРОЕКУРОВСКОМ КЛАДБИЩЕ. ФОТО: АГН "МОСКВА"
Кому помешал этот стихийный мемориал, который организовали скорбящие люди? Они нарушили порядок? Но почему же всего в 500 метрах от этого места много лет существует такой же мемориал в память Бориса Немцова? Мало того, здесь каждый день кто-то обновляет запись с количеством дней, прошедших с момента убийства либерального политика, поддержавшего Евромайдан в Киеве и воспевавшего возрождение бандеровского движения.
Оба народных мемориала находятся в одном и том же районе Москвы. И глядя на такое отношение, очень хочется спросить у тех, кто следит за порядком на улицах: "Чей Крым?" Или: "Что вы думаете про СВО?" Почему они так стремительно убирают мемориал, поставленный в память о бойце, писателе, храбром человеке, посмертно награждённом орденом Мужества, которого хоронили с воинскими почестями? Но даже если мы такой вопрос этим людям зададим, правды мы не услышим, потому что у них в кармане сложена привычная фига,
– уверен Никита Сергеевич. Но есть вещи и пострашнее, продолжил режиссёр: нам представляют убийцу и террористку в образе Семистрельной иконы Божьей Матери. До какой же степени должно быть извращено у некоторых граждан представление о добре и зле, чтобы в образе Божьей Матери представить людям убийцу? И как можно совместить в этом представлении откровенное глумление над образом Божьей Матери с отстаиванием отмены смертной казни?
Я повторю ещё раз то, что говорю давно: смертная казнь – это не желание убить, смертная казнь – это возможность дать понять человеку ту границу, за которой его ждёт небытие, – напомнил Никита Сергеевич. – А террор должен быть возмещён хотя бы пониманием того, что ты совершаешь поступок, за которым может кончиться и твоя жизнь тоже. Разве это неправильно?
Плата за чужую смерть в биткоинах
Кроме того, надо понимать, что любой теракт против нашей страны очень щедро оплачивается, чему есть доказательства. К примеру, так называемый Фонд борьбы с коррупцией*. Казалось бы, цели у фонда вполне благородные. Но вот что выяснилось в ходе расследования, проведённого журналистами RT.
После гибели военкора Татарского организация ФБК* получила самое крупное пожертвование с начала года – 3,81 биткоина, что эквивалентно 110 тысячам долларов или 8,8 миллиона рублей. Более того, по имеющимся данным, с начала СВО на Украине по сентябрь 2022 года команда Навального** получила 840 тысяч долларов в криптовалюте. В рублях это примерно 67 миллионов по текущему курсу. Это больше, чем за весь 2021 год.
То есть, таким образом, через криптовалюту ФБК* финансирует экстремистские ячейки в России. И членом одной из таких ячеек и была Дарья Трепова, завербованная именно для того, чтобы совершить убийство Татарского, – отметил Никита Михалков. – Я хочу вспомнить слова публициста Томаса Карлейля. Он сказал: "Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи".
И ведь эти "романтики" – это особенная каста. Можно вспомнить, что про ту же террористку Веру Засулич писал народоволец Лев Тихомиров:
Она была по внешности чистокровная нигилистка. Грязная, нечёсаная, ходила вечно оборванкой, в истерзанных башмаках, а то и вовсе босиком. Но душа у неё была золотая, чистая и светлая. На редкость искренняя.
Прекрасный образ, не находите: нечёсаная оборванка с чистой душой, которая может вынуть пистолет и выстрелить в живого человека. И мы видим, как на совершенно мерзкое описание внешности террористки пытаются "романтически" натянуть "чистую, светлую душу".
ДАРЬЯ ТРЕПОВА В ЗАЛЕ СУДА. ФОТО: КИРИЛЛ ЗЫКОВ/АГН "МОСКВА.
И Никита Сергеевич предлагает вспомнить первые слова Дарьи Треповой после ареста, сказанные ею с кривой ухмылочкой:
Я понимаю, что арестована за пребывание на месте убийства Владлена Татарского… Я принесла туда статуэтку, которая взорвалась.
А что ещё известно о террористке? Она вегетарианка, она феминистка, она экоактивистка, она творческая натура. И муж у неё вполне подходящий – политический активист, член Либертарианской партии Дмитрий Рылов, который с началом мобилизации спрятался в Грузии.
И вот эта "творческая натура", вегетарианка, которая жалеет животных, совершенно спокойно приносит бомбу, чтобы убить человека, который ей ничего плохого не сделал. Разве это не "романтизация мерзости"? А теперь ей собирают деньги на веганскую кухню, чтобы она могла питаться тем, к чему она привыкла.
Умножение зла...
Мы всё время наталкиваемся на подспудное умножение зла, подчеркнул Никита Михалков. И происходит это за счёт того, что часть общества выдаёт преступление за благородные намерения. Вообще, безнаказанность и романтизация мерзости – это знак времени нашего сегодняшнего. Трансгендер, который ни за что ни про что открыл стрельбу в американской школе, – он, оказывается, был ущемлён в правах.
А убийца из Казани, расстрелявший детей? Да, он осуждён на пожизненное заключение. Но сколько мы читали комментариев: "Как его жалко, такой симпатичный мальчик…"
Что это? Абсолютная бесчувственность по отношению к чужому горю до момента, пока это не касается тебя?
Сегодняшний мир настроен на разрушение человека, государства, национальности, культуры, языка, и так далее. И инструментом в этой борьбе является "романтизация мерзости".
* ФБК признан в России иноагентом, а также экстремистской организацией и запрещён
** Алексей Навальный признан в России террористом и экстремистом
***Виктор Шендерович признан в России иноагентом