Скрепы и откуда им взяться: в Хакасии обсудили, как преподавать детям историю малой Родины
Фото: 19rusinfo.ru

Накануне в Институте истории и права Хакасского государственного университета состоялся круглый стол на тему «Изучение и преподавание истории Родного края в условиях современных геополитических угроз: роль, цели и содержание».

Организатором мероприятия выступили кафедра истории и студенческое научное общество «Наследие».

Главной задачей мероприятия было выяснить как, что и по каким учебникам доносить до подрастающего поколения.

Модератором круглого стола выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Михаил Степанов.

«Уже на протяжении как минимум последнего 10-летия на федеральном уровне идет активная дискуссия по вопросу создания эталонного учебника по истории, и мы – научно-педагогические работники, также должны обратить внимание на состояние разработанности концепции преподавания родного края, которая отражается в опубликованных учебных пособиях», - подчеркнул ученый.

В ходе обсуждения был проведен анализ имеющихся пособий, которые имеют ряд недоработок, а некоторые и вовсе являются нежелательными. Кроме того, очень важно понимать, что преподавать детям. Например, какие факты из новейшей истории Хакасии давать, а какие не стоит.

"Школьное воспитание является одним из важнейших институтов формирования общества. Формирования мировоззрения и картины мира начиная с первого класса.

Это важно, так как это работа на будущее. То, что будет через двадцать или тридцать лет.

Мы прекрасно видим на постсоветском пространстве, что сейчас происходит в Молдове, на Украине, в Центральной Азии и Закавказье. Вчерашние события в Грузии, переименование молдавского языка в румынский. Это результаты того, что было в Советском союзе, но все это ушло достаточно далеко и реанимировать это весьма проблематично. Поэтому работает эффект «мягкой силы».

Грубо говоря, все телевизионные передачи, сериалы, искусство - это целое направление формирующее общественное сознание.

После распада в девяносто первом году практически в каждом регионе, где проживают тюркские народы, была популярна идея «пантюркизма». Ведущую роль в этом играла и играет Турецкая Республика. Это идея направлена на объединение, консолидацию в определенных интересах. Это не просто культура, а прежде всего политический инструмент, в который подтягивается экономика, социология, демография. Все рычаги. А первый шаг - это образование. А потом уже наука, инвестиции и т. д.

В апреле 2022 года Россию исключили из Болонской системы. Отсюда у нас сейчас проблемы. Тот же ЕГЭ, о котором мы говорим, он по большей части направлен на запоминание материала, а не на его осмысление.

Как теперь выходить из этой системы. Этим озабочено и руководство страны.

Соглашения между Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном некий аналог Болонской системы, но в рамках тюркских государств. И это закладывается в образовательные стандарты которые сейчас вводятся. Где-то это факультативы, но это уже делается в названных регионах.

Вы же как историки понимаете, что нет вечных государств. И тема сегодняшнего доклада, как бы не хотелось, опять упирается в панктюркизм. Конечно, Турция сама по себе не является основным заказчиком, так как она тоже встроена в мировую политику.

Неслучайно наш президент Владимир Путин сказал, что Россия стоит перед угрозой распада. Что будут у нас московиты, уральцы, сибиряки. И именно образовательное пространство это обуславливает. Скрепы между поколениями, разными народами, социальными группами. То что людей объединяет, вместо того, чтобы их разъединять.

Мы видим, что в России происходят негативные процессы. Рост национализма, религиозного фанатизма, социальная дистанция, когда слои общества расходятся друг с другом.

Авторы учебника "Общая тюркская история для 8-го класса общеобразовательных школ" сами говорят о том, что книга создана для того, чтобы развивать у подрастающего поколения представление об общности прошлого, единстве языка и культуры тюркских народов. Таким образом воспитать чувство единства и взаимоуважения в тюркском мире. Этот учебник находится в линейке наряду с учебниками «Общая тюркская литература» и «Общая тюркская география».

Помимо прочего в учебнике упускаются многие негативные моменты. Такие как междоусобные войны и прочее. И наоборот, все, что связано с тюркским миром, допустим Иранские истории, Индии, Китая, начиная с гун показывается и восхваляется как элемент тюркского единства.

В России этот учебник издаваться не будет. Так как он не соответствует Российским интересам. Но в качестве мягкой силы мы видим, что он может действовать и заинтересовал многих учителей в Татарстане, Дагестане, Сибирском регионе.

Многие говорят о силе учебника, но в нем есть и слабость. Тюркский народ шире.

В чем задача каждого историка? Мы должны оценивать весь социокультурный опыт. Не только кричать ура, что мы славные и великие, но и принимать горькие ошибки прошлого.

Мы видим последние 30 лет в нашей стране сколько раз менялась концепция учебников. Как они переписывались, как их оплачивали зарубежные фонды.

Сейчас нам в каком направлении идти? Нужно читать, учиться правильным взаимоотношениям в трудных жизненных ситуациях. Это и есть главная задача", - подчеркнул в ходе своего выступления кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ХГУ Каврис Торбостаев.

В ходе выступлений также была затронута проблема ЕГЭ. Все дело в том, что в него не входят вопросы по истории родного края, что приводит к тому, что в головах школьников складывается впечатление как будто история происходит где-то в кабинетах правителей и на полях сражений, при этом создается некий вакуум не интегрированной в сознании детей истории родного края.

Кстати, этому способствует и нехватка часов в учебной программе. Поэтому создаваемые учебники рискуют быть написанными, лишь для того чтобы пылиться на полке.

«Если мы предположим, что у нас появился идеальный и замечательный учебник по истории Хакасии, я не до конца понимаю, как он решит проблему с преподаванием региональной истории? На мой взгляд учебник по истории Хакасии будет выполнять одну задачу. Он будет стоять на полке. Дальше по вариантам: или его будут читать самые любознательные, или не любознательные оставят пыль собирать.

Мы студенты четвертого курса, вот только с практики школьной, где сами видели проблему с нехваткой часов даже на основную историю. Что же говорить про краевую. Гонится история России под вопросы ЕГЭ», - поделился с коллегами студент.

Отсюда вытекает и еще один вопрос. Учебник пишется для конкретного предмета. История родного края в республике в лучшем случае проходит факультативом. А если нет предмета, то нет и учебника. В лучшем случае может быть написано лишь пособие.

Резюмируя итоги выступлений, ученые согласились, что совместно с методистами могут и готовы написать и учебник, и пособие. Вопрос стоит лишь в финансировании и принятии концепции его создания.

Добавить комментарий

Комментарии  

«какие факты из новейшей истории Хакасии давать, а какие не стоит.» Тогда вы будете не историю преподавать, а даты давать зазубривать.
"Злому" о датах. Николай II со своей вовсёлезущей жонушкой в 1905 году в январе (Кровавое воскресение) месяце расстрелял из пулемётов мирную демонстрацию, которая с иконами несла ему петицию в его политическую поддержку........ . Войну просрал (1914), потому что влез в неё вообще не подготовленным (жена настояла помочь из-за личной неприязни к родственникам)......... . Не востановили воен.потенциал после Русско - Японской войны (Цусима) .... . Таких примеров в истории расскажут в любой сельской глубинке. "Переобувшись", теперь надо будет рассказывать о его "святости" и, прости Господи, просить что либо через него для нашей Родины........ .
60 лет прошло, а проблемы все те же: школьники лучше знают про Древний Египет, чем про Хакасию. Надо на каникулах их возить на экскурсии в музеи краеведческие, музеи под открытым небом. Тогда появятся мало-мальские знания о малой родине.
«...какие факты из новейшей истории Хакасии давать, а какие не стоит.» - Если следовать этому, то получится не история, а пропаганда.
Заучивание - основа любого образования. Таксономия Блума. Если не знаешь, то и осмысливать нечего. ЕГЭ не прелесть, но ум в порядок приводит.
Так я о чем и говорю. Заучивание - основание пирамиды образования. Если выучить только хорошее, перекосится пирамидка. Выводы будут искаженные
Нет хорошего и плохого. История - факты. Политика - интерпретации фактов. Если ты о Родине ничего не знаешь, любить нечего. Нечего осмысливать. Учёные университета за столько лет даже из интереса к любимой истории Хакасии ничего достойного для школьников так и не смогли сделать. А жаль.
Наука переносит информацию сложным путем, а искусство переносит ее "воздушно-капельным" путем, поэтому наши школьники знают, к примеру, скандинавскую мифологию лучше, чем русскую - они смотрят кино про бога Тора!
Можно снять сериал про Владимира Красное Солнышко. Эпизод с Рогнедой вполне себе запоминающийся.
К сожалению, кино требует таланта, а у нас талант играет последнюю роль, они, таланты, никому не нужны, когда нужно просто освоить очередной грант.
Школьных учебниках по истории рассказывают о Египетских пирамидах, истории Франции, Греции и др. стран, но практически ничего об истории Хакасии, Енисейского кыргызского каганата – древнего государства хакасов, простиравшее от Забайкалья до Уральских гор. О письменности хакасов, которая называлась Орхоно-Енисейская письменностью, его культуру, традиции, обычаи, древнего вероисповедания – Тегрианство, т.е. поклонение силам природы: – Воде, Огню, Горам, Тайге и главное Солнцу, Земле, вечно голубому - Небу, от которых хакасы реально получали все жизненные блага. Егитсейские кыргызы(хакасы) в VIII в находились на высоком уровне развитой цивилизации. Имели дипломатические, экономические отношения Урум - Византией, Китаем, Японией, Тибетом, Ираном и др государствами.Такие выводы делают те, некоторые практически ничего не знают о древнем народе – Енисейских кыргызов-хакасов.