Накануне в Институте истории и права Хакасского государственного университета состоялся круглый стол на тему «Изучение и преподавание истории Родного края в условиях современных геополитических угроз: роль, цели и содержание».
Организатором мероприятия выступили кафедра истории и студенческое научное общество «Наследие».
Главной задачей мероприятия было выяснить как, что и по каким учебникам доносить до подрастающего поколения.
Модератором круглого стола выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Михаил Степанов.
«Уже на протяжении как минимум последнего 10-летия на федеральном уровне идет активная дискуссия по вопросу создания эталонного учебника по истории, и мы – научно-педагогические работники, также должны обратить внимание на состояние разработанности концепции преподавания родного края, которая отражается в опубликованных учебных пособиях», - подчеркнул ученый.
В ходе обсуждения был проведен анализ имеющихся пособий, которые имеют ряд недоработок, а некоторые и вовсе являются нежелательными. Кроме того, очень важно понимать, что преподавать детям. Например, какие факты из новейшей истории Хакасии давать, а какие не стоит.
"Школьное воспитание является одним из важнейших институтов формирования общества. Формирования мировоззрения и картины мира начиная с первого класса.
Это важно, так как это работа на будущее. То, что будет через двадцать или тридцать лет.
Мы прекрасно видим на постсоветском пространстве, что сейчас происходит в Молдове, на Украине, в Центральной Азии и Закавказье. Вчерашние события в Грузии, переименование молдавского языка в румынский. Это результаты того, что было в Советском союзе, но все это ушло достаточно далеко и реанимировать это весьма проблематично. Поэтому работает эффект «мягкой силы».
Грубо говоря, все телевизионные передачи, сериалы, искусство - это целое направление формирующее общественное сознание.
После распада в девяносто первом году практически в каждом регионе, где проживают тюркские народы, была популярна идея «пантюркизма». Ведущую роль в этом играла и играет Турецкая Республика. Это идея направлена на объединение, консолидацию в определенных интересах. Это не просто культура, а прежде всего политический инструмент, в который подтягивается экономика, социология, демография. Все рычаги. А первый шаг - это образование. А потом уже наука, инвестиции и т. д.
В апреле 2022 года Россию исключили из Болонской системы. Отсюда у нас сейчас проблемы. Тот же ЕГЭ, о котором мы говорим, он по большей части направлен на запоминание материала, а не на его осмысление.
Как теперь выходить из этой системы. Этим озабочено и руководство страны.
Соглашения между Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном некий аналог Болонской системы, но в рамках тюркских государств. И это закладывается в образовательные стандарты которые сейчас вводятся. Где-то это факультативы, но это уже делается в названных регионах.
Вы же как историки понимаете, что нет вечных государств. И тема сегодняшнего доклада, как бы не хотелось, опять упирается в панктюркизм. Конечно, Турция сама по себе не является основным заказчиком, так как она тоже встроена в мировую политику.
Неслучайно наш президент Владимир Путин сказал, что Россия стоит перед угрозой распада. Что будут у нас московиты, уральцы, сибиряки. И именно образовательное пространство это обуславливает. Скрепы между поколениями, разными народами, социальными группами. То что людей объединяет, вместо того, чтобы их разъединять.
Мы видим, что в России происходят негативные процессы. Рост национализма, религиозного фанатизма, социальная дистанция, когда слои общества расходятся друг с другом.
Авторы учебника "Общая тюркская история для 8-го класса общеобразовательных школ" сами говорят о том, что книга создана для того, чтобы развивать у подрастающего поколения представление об общности прошлого, единстве языка и культуры тюркских народов. Таким образом воспитать чувство единства и взаимоуважения в тюркском мире. Этот учебник находится в линейке наряду с учебниками «Общая тюркская литература» и «Общая тюркская география».
Помимо прочего в учебнике упускаются многие негативные моменты. Такие как междоусобные войны и прочее. И наоборот, все, что связано с тюркским миром, допустим Иранские истории, Индии, Китая, начиная с гун показывается и восхваляется как элемент тюркского единства.
В России этот учебник издаваться не будет. Так как он не соответствует Российским интересам. Но в качестве мягкой силы мы видим, что он может действовать и заинтересовал многих учителей в Татарстане, Дагестане, Сибирском регионе.
Многие говорят о силе учебника, но в нем есть и слабость. Тюркский народ шире.
В чем задача каждого историка? Мы должны оценивать весь социокультурный опыт. Не только кричать ура, что мы славные и великие, но и принимать горькие ошибки прошлого.
Мы видим последние 30 лет в нашей стране сколько раз менялась концепция учебников. Как они переписывались, как их оплачивали зарубежные фонды.
Сейчас нам в каком направлении идти? Нужно читать, учиться правильным взаимоотношениям в трудных жизненных ситуациях. Это и есть главная задача", - подчеркнул в ходе своего выступления кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ХГУ Каврис Торбостаев.
В ходе выступлений также была затронута проблема ЕГЭ. Все дело в том, что в него не входят вопросы по истории родного края, что приводит к тому, что в головах школьников складывается впечатление как будто история происходит где-то в кабинетах правителей и на полях сражений, при этом создается некий вакуум не интегрированной в сознании детей истории родного края.
Кстати, этому способствует и нехватка часов в учебной программе. Поэтому создаваемые учебники рискуют быть написанными, лишь для того чтобы пылиться на полке.
«Если мы предположим, что у нас появился идеальный и замечательный учебник по истории Хакасии, я не до конца понимаю, как он решит проблему с преподаванием региональной истории? На мой взгляд учебник по истории Хакасии будет выполнять одну задачу. Он будет стоять на полке. Дальше по вариантам: или его будут читать самые любознательные, или не любознательные оставят пыль собирать.
Мы студенты четвертого курса, вот только с практики школьной, где сами видели проблему с нехваткой часов даже на основную историю. Что же говорить про краевую. Гонится история России под вопросы ЕГЭ», - поделился с коллегами студент.
Отсюда вытекает и еще один вопрос. Учебник пишется для конкретного предмета. История родного края в республике в лучшем случае проходит факультативом. А если нет предмета, то нет и учебника. В лучшем случае может быть написано лишь пособие.
Резюмируя итоги выступлений, ученые согласились, что совместно с методистами могут и готовы написать и учебник, и пособие. Вопрос стоит лишь в финансировании и принятии концепции его создания.
Комментарии