Противостояние: власти Саяногорска перешли к понуждению
Фото:19rusinfo.ru

Администрация Саяногорска (Хакасия) ответила на запрос 19rusinfo.ru по поводу обязании управляющих компаний (УК) создавать и обслуживать площадки накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).

Таким способом, похоже, власти МО пытаются привести в порядок мусорные площадки.

Скандал в городе вязов в Хакасии разгорается

Сразу скажем, добиться ответа от властей города было непросто. Причем были поставлены конкретные вопросы, на которые сначала замглавы Саяногорска по ЖКХ Людмила Степанова отказалась отвечать напрочь, не понимая, что горожане ждут ответов на проблемные вопросы.

 Главный из вопросов: 

- Площадки размещены по схеме на муниципальной земле, почему муниципалитет пытается их каким-то образом передать собственникам через УК? На каком основании?

14.11.2022 г. по гражданскому делу 2-1415/2022, Саяногорский городской суд по иску прокурора г. Саяногорска вынес решение:
"обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска осуществить финансирование затрат муниципального казенного учреждения «КБО» на выполнение мероприятий по уборке и дератизации контейнерных площадок, расположенных на территории МО и переданных учреждению в оперативное управление.

Указанные решения суда подтверждают обязанность администрации Саяногорска по созданию, организации и обслуживанию площадок твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО)".

В тариф уже заложен вывоз мусора и содержание площадок, почему жители должны эту коммунальную услугу дополнительно оплачивать и по строке "Жилищная услуга"?

И вот получена официальная бумага с растянутыми формулировками, в которой трудно найти суть. Однако подписавший ответ мэр Евгений Молодняков просит "Информационное агентство «Хакасия» опубликовать представленные пояснения без сокращений и правок во избежание потери важной для читателей информации. При необходимости готовы дать дополнительные пояснения".

Итак. вот ответ.

"Администрация муниципального образования город Саяногорск поясняет следующее.

Администрация МО г.Саяногорск в ходе реализации возложенных на неё федеральным законодательством полномочий: участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), действует в соответствии с требованиями законодательства.

В силу ст.1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Согласно п. 9.2. Порядка накопления ТКО, утвержденного постановлением Правительства РХ № 328 от 30.06.2017, «к крупногабаритным отходам относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры для твердых коммунальных отходов (утратившие свои потребительские свойства мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, торговое оборудование, ящики, тазы, баки, бидоны, велосипеды, коляски, части легковых машин и т.п.), а также крупногабаритные отходы от строительных и ремонтных работ в помещениях».

Иными словами, крупногабаритные отходы – это разновидность ТКО, к обращению с которыми есть дополнительные требования. Строительные отходы к ТКО не относятся. Их сбор и вывоз осуществляются на основании разовых договоров между собственником отходов и лицензированным перевозчиком по договорным ценам.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст.1. Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой (ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ).

Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 354) установлено, что коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) включает в себя транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах. Данную услугу, включая вывоз крупногабаритных отходов, оказывает региональный оператор по обращению ТКО (в Хакасии - ООО «АЭРОСИТИ-2000»). Его ответственность за надлежащее исполнение услуги начинается с момента погрузки ТКО в специализированный транспорт (мусоровозную машину) и заканчивается передачей ТКО на лицензированный полигон. Тариф на коммунальную услугу для жителей рассчитан за погрузку ТКО, их транспортирование, обезвреживание и захоронение.

Накопление ТКО в коммунальную услугу не входит. Следовательно, региональный оператор не обязан создавать и содержать места (площадки) накопления ТКО. Жители при оплате коммунальной услуги не несут расходы на создание и содержание указанных площадок.

В то же время, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО невозможно без начального этапа – сбора и накопления ТКО. Иными словами, для получения потребителями – жителями МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО (впрочем, как и любой другой коммунальной услуги, например, теплоснабжения) должны быть созданы условия. Обязанность по созданию этих условий возложена на лиц, осуществляющих управление МКД – управляющие компании, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы (одним термином – управляющие организации). Это положение сохраняется даже в случаях заключения потребителями прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, например, с ООО «АЭРОСИТИ-2000».

Статьей 161 ЖК РФ установлено, что «при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем и другого оборудования, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.»

Согласно пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013, в рамках работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме управляющая организация выполняет «работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок».

Таким образом, действующим федеральным законодательством организация/создание площадок накопления ТКО и их последующее содержание отнесено к жилищным услугам, которые управляющая организация обязана оказывать, а потребители обязаны оплачивать. Управляющих организации при утверждении тарифов на жилищные услуги не выделяют стоимость каждой услуги из Минимального перечня, а устанавливают общую расценку на исполнение всех предусмотренных в нем услуг, включая площадки для ТКО. Поэтому говорить о неизбежном увеличении тарифа на жилищные услуги не следует.

Более детально порядок действий управляющей организации – исполнителя жилищной услуги по сбору и накоплению ТКО регламентирован Техническими нормами и правилами «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. ГОСТ Р56195-2014». В частности установлено:

«7.1. Исполнитель организует и обеспечивает на специально оборудованных местах (контейнерных площадках) сбор и временное хранение твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в бункеры-накопители.

7.2. Исполнитель, на основании решения собственников, оборудует места по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в контейнеры-накопители или согласовывает с органами местного самоуправления возможность использования иных, близлежащих площадок.

7.3. В случае невозможности организовать сбор отходов на контейнерных площадках исполнитель организует сбор отходов непосредственно в спецтранспорт, оборудованный устройствами для такого способа сбора отходов.

7.4. Вывоз твердых бытовых отходов организуется по графику. Осуществляется организациями или частными предпринимателями, имеющими специализированный транспорт.

7.5. Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на них, места размещения и тип ограждения определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями и архитектурно-планировочным решением. Утверждается заказчиком и согласовывается надлежащим образом в порядке, установленном органами местного самоуправления, на территории которого находится такой многоквартирный дом.

7.6. При выполнении работ по вывозу мусора по заявкам потребителей многоквартирного дома или юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оговаривается место и время кратковременной установки и вывоза контейнера и согласовывается с лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом.

7.7. Основание площадки для установки контейнеров должно быть с твердым покрытием (бетон или асфальт) и иметь уклон в сторону проезжей части с удобным подъездом для погрузки контейнеров спецавтотранспортом.

7.8. Исполнитель обеспечивает постоянную очистку контейнерных площадок от бытового и крупногабаритного мусора, содержит их в чистоте и порядке.

7.9. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца контейнера, а также информации о времени вывоза отходов.

7.10. Контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) в соответствии с требованиями.

7.11. Очистка урн, установленных на придомовой территории, производится исполнителем во время уборки придомовой территории по мере их заполнения».

Полагаем, что выше приведенный нормативный документ дает исчерпывающий ответ на большинство поставленных Вами вопросов.

Заостряем Ваше внимание, что в пунктах 7.2. и 7.3. ГОСТа Р56195-2014 для управляющих организаций предусмотрено три варианта действий : оборудовать для МКД собственное место накопления ТКО, воспользоваться по согласованию с органами местного самоуправления существующими чужими площадками, а в случае невозможности реализовать первые два варианта – организовать (читай – заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО) сбор отходов непосредственно в спецтранспорт.

Именно о выбранном по каждому МКД варианту действий по сбору и накоплению ТКО Администрация МО г.Саяногорска попросила управляющие организации проинформировать её письмами (исх. № 5 от 09.01.2023) и в ходе совещания от 25.01.2023. Несколько управляющих организаций начали эту работу. Надеемся, что остальные не будут ждать предписаний надзорных органов (прокуратуры, Департамента жилищного надзора Минстроя РХ), и в кратчайшие сроки приступят к исполнению возложенных на них полномочий.

Исторически сложилось, что на территории муниципального образования город Саяногорск с самого момента возникновения населенных пунктов отсутствовали площадки накопления ТКО с мусорными контейнерами. Сбор ТКО производился непосредственно в мусоровозную машину, приходившую по графику в каждый двор МКД сначала два раза в день, потом один раз в сутки (утром или вечером). Транспорт был муниципальный. Тариф – по себестоимости устанавливался органами местного самоуправления. В течении дня дворники выбрасывали в мусоровозы смёты с придомовой территории, юридические лица – образовавшиеся у них ТКО.

В Саяногорске был официальный полигон для захоронения ТКО. На него привозили отходы, собранные в МКД и у организаций. Жители частного сектора могли заказать рейс мусоровозной машины или самостоятельно доставить ТКО и крупногабаритные отходы на полигон за небольшую плату. После закрытия указанного полигона по иску прокуратуры расходы на перевозку ТКО (сначала до г.Черногорска, затем до Усть-Абакана) значительно увеличили тариф. Но и до повышения тарифа несанкционированные свалки мусора на окраинах населенных пунктов, в гаражных массивах, в прибрежной зоне и, конечно же, в местах остановок мусоровозной машины широко практиковались жителями.

«Мусорная реформа» не создала проблему безответственного отношения собственников к произведенным ими отходам, а лишь обострила её. К трудностям переходного этапа, возникшим у всех жителей Республики Хакасия, - передача функций по организации обращения с ТКО на уровень органов государственной власти (Минприроды РХ), выбор единого регионального оператора по обращению с ТКО, уполномоченного на сбор платы за данную коммунальную услугу, сокращение количества лицензированных полигонов, в муниципальном образовании г.Саяногорск добавилось отсутствие площадок накопления ТКО, а также отсутствие понимания порядка оказания данной коммунальной услуги.

Да, как было сказано ранее, органы местного самоуправления принимают «участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» (сама организация деятельности возложена на государственный орган - Минприроды РХ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из выше приведенных норм законодательства уже понятно, что обязанность создания площадок накопления ТКО для жителей многоквартирных домов на придомовой территории возложена на организации, осуществляющие управление этими домами. Если в пределах 100 метров от конкретного МКД имеется муниципальная площадка накопления ТКО, управляющая организация на основании решения жильцов вправе согласовать условия использования указанной площадкой.

В настоящее время по решению суда Администрация МО г.Саяногорска создала на муниципальных территориях более 60 площадок накопления ТКО. Все с отделами для накопления крупногабаритных отходов. На них частично установлены контейнеры для ТКО, принадлежащие ООО «АЭРОСИТИ-2000», частично – муниципальные. Как собственник объектов - Администрация МО г.Саяногорска, как балансодержатель – МКУ «КБО» осуществляют их содержание, включая санитарную обработку площадок и контейнеров. Решения суда вынесены с учетом существующей ситуации, когда площадки отсутствовали совсем. В то же время на уровне Верховного суда РФ сложилась судебная практика о понуждении управляющей компании создать и содержать площадку накопления ТКО.

Если собственники выберут вариант использования муниципальных площадок, то после закрепления имущества за управляющими организациями на основании соответствующих договоров заботы по содержанию площадок перейдут к ним, поскольку они взимают плату за данную жилищную услугу. Иными словами, наличие в отношении Администрации МО г.Саяногорска, Комитета по ЖКХиТ, МКУ «КБО» судебных решений, не говорит о безосновательности требований к управляющим организациям по созданию площадок накопления ТКО, а также предложений по использованию муниципальных площадок или заключению договоров с региональным оператором на сбор ТКО непосредственно в мусоровозную машину (такой способ сбора ТКО еще называют «мешковым» или «бестарным»).

Вне зависимости от способа сбора ТКО, используемого жителями МКД, управляющие организации обязаны иметь отдельные договоры с ООО «АЭРОСИТИ-2000») на сбор отходов, возникших в ходе уборки помещений общего пользования в МКД, а также придомовой территории (смёт). Из двадцати управляющих организаций, действующих на территории муниципального образования г.Саяногорск, только четверть имеет такие договоры. Возникает вопрос – где и каким образом накапливаются эти ТКО и кем вывозятся на лицензированный полигон? Здесь мы плавно переходим к вопросу «Когда, наконец, горожане увидят положительные результаты действия мусорной реформы в Саяногорске, который утопает в мусоре?»

Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что «в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязана:

- осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи;

- принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Таким образом, действующим законодательством на управляющие организации возложена обязанность не только обеспечить предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, но и проконтролировать качество, предоставленной региональным оператором коммунальной услуги. Поэтому она должна не только наводить порядок на площадках накопления ТКО, но и взаимодействовать с региональным оператором по обращению с ТКО, добиваясь от него своевременного и качественного сбора и вывоза ТКО (включая крупногабаритные отходы). В противном случае бездействие управляющей организации может быть расценено как неисполнение договора управления МКД.

Контроль за деятельностью самих управляющих организаций осуществляет прокуратура и Департамент жилищного надзора Минстроя РХ. Кроме того, собственники помещений в МКД на общем собрании или через выбранный ими Совет МКД могут не только проконтролировать исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления МКД, но и поставить вопрос о смене управляющей компании или способа управления МКД.

К сожалению, у Администрации МО г.Саяногорск отсутствуют полномочия для вынесения требований, обязательных к исполнению управляющими организациями. Поэтому орган местного самоуправления осуществляет консультирование жителей и управляющих организаций по вопросам обращения с ТКО, взаимодействует с региональным оператором и Минприроды РХ по вопросам обращения с ТКО и понуждения регионального оператора к надлежащему оказанию коммунальных услуг населению муниципального образования.

Начата работа по понуждению управляющих организаций к созданию площадок накопления ТКО, подано обращение в прокуратуру г.Саяногорска о применении мер прокурорского реагирования. Просим жителей города занять активную позицию для достижения общей цели – наведение порядка в области обращения с ТКО.

Добавить комментарий

Комментарии  

Краткость - сестра таланта. Все конкретно и по делу...
писал брат с 9 классами талантливый
Вот тебе и все для народа!!! Миллион слов оправдаться перед народом почему должны платить они, а не муниципалитет!!! И не важно что земля администрации и что есть решение суда которое не исполнено!
Классно! Супер! Прикольно!
"... перешли к понуждению ..." Вероятно описка. Читалось бы правильно: "сходили по нужде... " далее по тексту о населении.
Администрация Саяногорска плохо изучила 89-ФЗ? Да просто повлиять на рег. оператора не могут и как всегда ищут кто бы и что за них сделал
А может Голооова и не догадывается о такой парадигме 89-фз? Подскажите ему. Подскажите, что такое парадигма для самообразования о законе - 89.
Написано, в принципе всё правильно. Любишь кататься, люби и саночки возить. Но управленчески не с того начали. Нужно сначала было либо передать управляшкам землю под нужды МКД, либо пусть все площадки будут в единой организации (например в КБО), а управляшки им платят. И не так уж и много. Дешевле чем каждой УК дворника нанимать. Копеек по 40 с квадратного метра квартиры в месяц. Нужно было сначала почву подготовить, разъяснить.... А город один все не потянет, ща всех мусор убирать. Да и нет такого нигде.
Все нелюбили Борисова. Мне одному кажется, что с его уходом вся кутерьма и началась?
Наверное все началось с выбора главы. И с приходом "новой команды". Короля играет свита.
"...замглавы Саяногорска по ЖКХ Людмила Степанова отказалась отвечать напрочь.." А ей кто нибудь объяснил что такое ЖКХ?!
А зачем нам такой МЭР и его команда? Все за счёт жителей города хотят вылезти. Надо чтобы пенсионеры последние гроши выложили. Тогда пусть свои зарплаты уменьшат какая экономия для бюджета будет. Последнее время что не мэр то какую нибудь охинею придумают. Не ужели не понимают, что против себя жителей настраивают.?
А мне нравится Молодняком. Старается человек. Только в сфере ЖКХ у него бардак! Зима это показала, плюс все эти противостояния с ЖЭКами. Если не сменит таких вот управленцев надорвётся быстрее прежнего мэра.
Валов номер два будет. Даже ещё раньше уйдет. Вот увидите.