В Хакасском госуниверситете накануне прошел межрегиональный круглый стол, посвященный борьбе с фальсификацией истории.
Корреспондент 19rusinfo.ru побывал на мероприятии, где представили доклады о сохранении исторической правды, создании негативного образа страны и влиянии этих образов на сознание молодежи.
В наши дни проблема искажения фактов и фальсификации событий прошлого стоит особенно остро. Пример использования манипулирования историей показали в начале конференции. На видео абаканский солдат демонстрировал лицей на Украине. А именно фото выпускников-азовцев* (запрещенная в РФ организация), книжки по истории с карикатурой на Минские договоренности и уголок, посвящённый Великой Отечественной войне. Автор видео поделился недоумением, как так - память героев Великой Отечественной вроде чтут, но допускают фашизм?
Модераторы конференции не без гордости отметили, что в ХГУ появилась первая в стране магистерская программа "Противодействий фальсификации истории". На этом направлении будет подготавливать специалистов, которые должны профессионально разоблачать фейки и пропаганду - то, чем изобилует информационное пространство сейчас.
Пример показал один из модераторов Михаил Степанов.
"Как историк, я ознакомился с этими учебниками", - начал свою речь он.
Ученый выделил несколько эпизодов изменения исторической истины. Например, отсутствие сведений об оккупации Польшей и Литвой Московской Руси, в состав которой входила и Украина. Также Михаил Геннадьевич отметил, что в учебниках для 11 класса отрицается добровольное вхождение Украины в состав России.
А в постсоветский период риторика авторов учебников зациклена на противостоянии с Россией. События майдана вырезаны из учебников.
"Оппозиции в 2014 году якобы не существовало", - комментирует Михаил Степанов.
Подробно остановился ученый на парадоксе истории Великой Отечественной войны. Представление этих событий с точки зрения исследователя противоречиво.
Тема сохранения исторической памяти соседствует с изображением памятника повстанцам во Львове. По словам Михаила Степанова, восхваление УПА, которую во время Нюрнбергского процесса признали пособником фашистов, совмещается в учебниках с поздравлением Зеленского с победой над нацизмом. А вооруженное подразделение бандеровцев объявлены "жертвами советского режима".
Тема Великой Отечественной войны за годы пропаганды обросла мифами и заблуждениями ничуть не меньше, а может, и больше, чем легенды о происхождении некоторых политиков.
В Хакасии рассказали, как президент Путин связан с Романовыми
Профессор Рязанского госуниверситета Ольга Воронова во время своего доклада отметила фейки ВОВ, которые наносят стране политический вред.
В их числе были названы: равная ответственность за развязывание второй мировой между Германией и СССР, победу якобы США в этой катастрофической войне, а также известный пакт Молотова-Риббентропа, который рассматривают как доказательство сговора. Ольга Воронова призвала помнить, что СССР последним подписал подобное соглашение, в отличие от стран европейского содружества. Польши, например.
Помимо этого Ольга Ефимовна объяснила, почему именно Европа пытается переписать историю. По мнению исследовательницы, причина в том, что к власти пришли потомки коллаборационистов и предателей, которым невыносимо знать, что они не победили.
"История - это волшебный фонарь", - процитировала историка Василия Ключевского исследовательница, призвав использовать науку во благо.
Об украинских учебниках высказалась и психолог Ольга Якоцуц, которая рассмотрела их содержание и нашла признаки русофобии. По мнению исследовательницы, к ним относятся: формирование неприязни к России, противопоставление «мы-они», «свой-чужой», предвзятое рассмотрение отношений Украины и России. Кроме того, она отметила, что в учебных пособиях Украины исключение России из контекста исторических событий составило 54%, а трансформация выводов о взаимоотношении стран - 67%.
Студенты-историки слушали доклады с интересом. Кто-то из них снимал происходящее на фото и видео. Некоторые делали заметки. Были и те, кто спешил поделится мнением с друзьями.
Выступление доцента кафедры политологии РГУ им. Есенина Александра Трушина вызвало у молодой аудитории ажиотаж.
«У молодежи нет иммунитета от деструктивного информационного воздействия, поэтому на молодежь направлен поток фальсификации истории Великой Отечественной войны и ложной информации о специальной военной информации», - заявил он.
Подкреплял свои слова профессор социологическими исследованиями, которые выявили у молодежи неспособность назвать героев Великой Отечественной войны: Жукова, Космодемьянскую, Гастелло. А также статистику ВЦИОМ, согласно которой 60% опрошенных от 18 до 24 лет не смогли назвать точной даты начала ВОВ.
Причины этого Александр Трушин увидел во вредных для молодежи каналах получения информации. Рассуждая об этом, исследователь сказал:
«Каналы информационного влияния следующие: социальные сети, в которых находят место экстремистские и террористические группы; тоталитарные секты, группы смерти, коллумбайн сообщества, а также кибербуллинг.
Сюда можно отнести вред от компьютерных игр, деструктивных фильмов, книг, пошлых и криминальных передач, ужасов, порно и музыкальных клипов. Современная молодежная музыка тоже разрушительна. Это рэп, попса, плохой криминальный шансон. К таким деструктивным группам также можно отнести ночные клубы и кальянные».
Отдельно выделил ученый социальную сеть TikTok, не вдаваясь в подробности, чем она вредна.
Некоторые его слова вызвали сдержанные смешки у молодой аудитории и согласное кивание преподавателей старой закалки. Представитель старшего поколения грешил тем, что рассуждал об интересах молодежи, якобы имея очень малое представление о том, чем она интересуется в реальности.
Во время обсуждения была высказана и позиция, что для разговора с молодежью на одном языке нужно пользоваться востребованными форматами. В качестве примера, студент-магистрант привел нашумевший среди подростков российский фильм «Майор Гром», а также песни рок-музыканта Кипелова, которые весьма патриотичны, несмотря на свой формат.
Александр Трушин ответил, что исполнители-патриоты есть, но их мало.
Следующий докладчик, который вызвал у аудитории эмоциональную реакцию, ученый из ХГУ им. Н. Ф. Катанова Виктор Беккер. Он представил свою позицию о профессионализме и конъюнктуре в противодействии фальсификации. И его доклад взволновал ученых из Рязани, которых обидел ярлык «конъюнктурщики». Ольга Воронова вступила в жаркую дискуссию. Она оспорила не только причастность историков в конъюнктуре, но и попыталась объяснить, почему Советский Союз не тоталитарное государство. Однако студенческой аудитории оказалась ближе позиция своего преподавателя, а потому речь рязанского ученого они восприняли скептично, уже не сдерживая смех.
К тому же некоторых привело в замешательство поведение Ольги Ефимовны, которая попыталась оставить за собой последнее слово и даже перебивала докладчика, когда он пытался взять слово.
А ответить было на что. По ходу изложения своих аргументов Ольга Воронова сама навесила на оппонента ярлык «приверженца либерального болота». Кроме того, исследовательница отметила, что такие взгляды можно расценить как «работу на нашего врага, не в интересах нашего государства».
На такое серьезное обвинение Виктор Беккер сказал, что его позиция известна всем студентам, а отрицать тоталитаризм в Советском государстве неразумно.
Также ученый прокомментировал вопросы магистрантов и бакалавров о влиянии исторической науки на события, связанные с Украиной сейчас и Турцией в 90-е годы. Он сказал, что историки не готовы повлиять на дипломатические отношения, но это могут сделать политики.
В конце мероприятия подвели итоги и обсудили планы для развития противоборства с фальсификацией истории. Черту встречи подвел модератор конференции Михаил Степанов:
«Настоящий круглый стол. Не хуже, чем у Владимира Соловьева».
Комментарии