Койбальская оросительная система и ее соседство с угледобывающими предприятиями Хакасии уже много лет обсуждается экологами. «Развивая Бейский каменноугольный кластер, мы угробим Койбальскую оросительную систему», - об этом многократно говорил эколог и общественный деятель Алексей Вернигоров. Причем делал это на разных уровнях, сейчас вот попытался обратиться в прокуратуру. Пока попытка не увенчалась успехом.
Койбальская оросительная система находится в юго-западной части Южно-Минусинской котловины, на территории Алтайского и Бейского районов. Общая площадь когда-то орошаемых земель - от 40 до 60 тыс. гектаров. Как рассказывает Алексей Вернигоров, раньше здесь возделывались сельскохозяйственные культуры.
Более того, оросительная система, насколько это возможно в условиях соседства с разрезами, подпитывает водно-болотные угодья: урочища «Трехозерки» и «Сорокаозерки», составляющие систему озер Койбальской степи. В 2020 году создали государственный природный заказник «Озера Койбальской степи». Но по данным Алексея Вернигорова, «птичкам там жить негде», причем краснокнижным:
«Заказник был создан для перелетных водоплавающих птиц. Остались какие-то лужи по сравнению с тем, что было раньше. Здесь постоянно звучат взрывы, присутствует пыль, работает техника, какие птицы здесь будут жить?»
Побывав в гостях у 19rusinfo.ru, он рассказал, что земля разбита на участки для угледобычи. Алексей Вернигоров показывает на карту и комментирует:
"Это - на сегодняшний день проектные и существующие участки добычи угля".
Здесь участки Аршановского, Майрыхского, Кирбинского разрезов, участки «Западный», «Чалпан», «Сосновоозерский».
Территории вокруг, по словам эколога, перестали существовать как поливные земли, образовалась обыкновенная степь:
«Когда откроют все участки угледобычи, будет еще хуже, будет пустыня. Я понимаю, государству нужен уголь. Но вы тогда будьте добры, компенсируйте то, что ломаете. Люди на этих землях выращивали сельхозкультуры, занимались скотом, а потом потеряли рабочие места.
На совещании у замглавы Хакасии Юрия Курлаева управляющий Хакасмелиоводхоза сказал, что Койбальская оросительная система работает. Но как канал может работать на разрезах?»
По данным эколога, оросительная система - это объект капитального строительства, который по сегодняшний день финансируется из федерального бюджета. Но самое главное - осуществлен перевод земель, на которых существует объект капитального строительства федерального значения из категории сельхозназначения в промышленные земли. Насколько это законно?
Этот вопрос Алексей Вернигоров задавал предыдущему правительству, нынешнему, а теперь задал прокуратуре:
«Попал на дежурного прокурора, написал заявление, чтобы меня принял прокурор республики. Через 14 дней снова пошел в прокуратуру, попал на другого дежурного. Пообещали позвонить через 3 дня. Не позвонили. Пришел снова, узнал что мне отправлено письмо. В нем говорится, что я должен был начинать обращаться к простому прокурору. Пока дойду до главного, полгода пройдет?»
Редакция 19rusinfo.ru сделала запрос в прокуратуру Хакасии с вопросом о законности изменения категории земель, на которых находится объект федерального значения. Кроме того, задан вопрос департаменту мелиорации, земельной политики и госсобственности министерства сельского хозяйства РФ об объемах финансирования Койбальской оросительной системы.
Комментарии