В издательстве Хакасского госуниверситета под редакцией доктора исторических наук В.Н. Тугужековой вышел сборник «Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая». Преподаватель института истории и права ХГУ, кандидат исторических наук Михаил Степанов представил в нем исследование «Итоги антикрестьянских репрессий в СССР в 1929-1933 годах».
На проводимую политику раскулачивания в стране в те годы сегодня существует несколько взглядов. По мнению Л.В. Алексеевой, политику раскулачивания можно рассматривать как «составную часть сталинской модернизации, которая позволяла быстро предоставить дешевую рабочую силу». Другой учёный С.Г. Кара-Мурза считает, что «Раскулачивание представляло собой огромную по масштабам внесудебную репрессию против крупной социальной группы. А Н.А. Иваницкий считает, что «Крестьянин из мелкого и среднего собственника-производителя фактически превратился в крепостного работника государства; он был отчужден от орудий и средств производства, лишен права распоряжаться результатами своего труда».
Сегодня ряд сибирских учёных: Н.Я. Гущин, С.А. Красильников, И.В. Павлов, А.В. Азаров, считают, что «Политика раскулачивания переросла в Сибири, как и во всей стране, в политику раскрестьянивания, в ходе которой крестьянство утратило в целом экономическую самостоятельность и независимость от государства, а подвергшиеся депортации – личные права и свободы. А основным последствием репрессий в отношении крестьянства стала трансформация массового сознания крестьянства, культивирование таких особенностей общественного поведения как эгоизм, жестокость, безразличие к бедам односельчан.
Сколько граждан СССР погибло в результате политики «ликвидации кулачества как класса» в научной литературе остается дискуссионным. Так, Н.А. Иваницкий приводит сведения о том, что в ходе коллективизации было раскулачено (административно-репрессивными и экономическими мерами) не менее одного миллиона крестьянских хозяйств с населением в 5-6 млн человек, только незначительная часть, которых принадлежала к эксплуататорскому слою деревни. В.А. Юсупов отмечает, что на рубеже 1928-1929 гг. в СССР появились первые признаки обострения демографической ситуации. Население реагировало на ухудшение условий жизни сокращением рождаемости. В целом, заключает историк, коллективизация и индустриализация унесли, скорее всего, около 12 млн человеческих жизней.
В современной отечественной историографии ряд исследователей в рамках анализа репрессивной политики в деревне высказали мнение, что голод 1932-1933 гг. был порождён карательными мерами государства и что, политика коллективизации по факту была раскулачиванием и сплошными репрессиями, подводит итоги учёный, сообщает пресс-служба вуза.
Стать специалистом в области истории: археологии, архивного дела, исторического краеведения и музееведения, историко-культурного туризма, отечественной истории, этнографии, этнологии и антропологии можно в Хакасском госуниверситете.
Подробности на сайте вуза в разделе «Приёмная кампания–2022»: khsu.ru/abitur.