Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Неизвестные страницы истории из жизни Степной думы соединенных разнородных племен (1825)".
Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
Малоизвестным фактом из истории Хакасии в настоящее время, стало то, что в 1825 году в с. Аскиз - центре Степной думе соединенных разнородных племен, в местах компактного проживания этнических групп хакасов - сагайцев и бельтир велся сбор пожертвований жителями Степной думы на сооружение памятника князю Дмитрию Ивановичу Донскому.
В Хакасском национальном архиве Республики Хакасия сохранилась переписка за июль-август 1825 года между Минусинским окружным начальником и Степной думой «об открытии подписки по Енисейской губернии на добровольном приношении к сооружению памятнику князю Д. И. Донскому». В результате сбора денег местными жителями Степной думы было собрано 25 рублей на постройку памятника Дмитрию Донскому.
В августе 1824 года российский император Александр I разрешил повсеместный сбор средств по подписке на строительство памятника и инвалидного дома для участников Отечественной войны 1812 года. К концу 1828 года благодаря всенародным добровольным пожертвованиям была собрана значительная по тем временам сумма в 380 тысяч рублей жителями Российской империи.
К разработке проекта будущего монумента были привлечены многие известные российские архитекторы того времени. Окончательный вариант памятника был выбран много лет спустя, 20 апреля 1847 года император Николай I утвердил проект Александра Павловича Брюллова (1799-1877) - русского художника и архитектора, академика и профессора архитектуры Императорской Академии художеств, старшего брата известного художника Карла Брюллова.
Из биографии Александра Павловича Брюллова известно, что родился он 29 ноября 1798 в Санкт-Петербург в семье талантливого русского скульптора, «академика орнаментальной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло. Предки семьи Брюлло были французами, приехавшими в Россию в далеком 1733 году.
Способности и навыки, полученные Александром в семье, позволили ему сразу же стать одним из лучших учеников Академии художеств. Уже в марте 1812 года, благодаря успехам в рисовании, братья Александр и Карл раньше других учеников своего возраста были переведены из рисовального класса в гипсовый, являвшийся второй ступенью в образовательной системе Академии художеств. В 1816 году Александра наградили серебряной медалью «второго достоинства» за рисунок с натуры. Успешно закончив первую ступень академического образования, Александр перешел в специальный, архитектурный, класс.
В начале XIX века архитектурный класс академии возглавляли великие русские зодчие - мастера классицизма Захаров и Воронихин. После их смерти этим классом руководил Андрей Алексеевич Михайлов-второй. Он и его брат А. А. Михайлов-первый стали учителями Александра Брюлло по классу архитектурной композиции.
В 1822 году братья Брюлловы были отправлены Императорским обществом поощрения художеств за границу пенсионерами на 6 лет. Путешествие братьев началось с Мюнхена, где они провели зиму, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. Италия произвела неизгладимое впечатление на молодых людей. Александр Павлович с большим вдохновением изучал развалины древнего города Помпеи. У него родился проект реставрации «помпейских терм», который был завершён в 1826 году и издан в Париже в гравюрах Сандса.
1827 год Александр Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Параллельно он выезжал в другие французские города и в Англию.
В 1829 году Александр вернулся в Санкт-Петербург. К этому времени в Париже вышел текст на французском языке к его проекту «помпейских терм», за что архитектору даровали множество почётных титулов: звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.
Александр Павлович плодотворно применял полученные в Европе опыт и знания на благо русской архитектуры. Он построил в Санкт-Петербурге и других городах целый ряд значительных зданий: Михайловского театра (1831–1833), Главной Пулковской астрономической обсерваторией Академии наук (1836-1839), лютеранской церкви Св. Петра (1833-1838) на Невском проспекте, здание Штаба гвардейского корпуса (1837-1843), Александринскую больницу (1844–1850) и Служебный дом Мраморного дворца (1845–1850) и он также участвовал в реставрации Зимнего дворца (1839) после пожара.
В регионах российской империи наиболее известным проектом А. П. Брюллова стал «Караван-Сарай» в Оренбурге (1837-1842). Этот историко-архитектурный комплекс, состоял из Башкирского народного дома, мечети и минарета и является в настоящее время памятником истории и культуры башкирского народа. Комплекс был построен на добровольные пожертвования для размещения в нем: канцелярии командующего башкиро-мещерякским войском, гостиницы для башкир, приезжавших в Оренбург по делам службы, мастерской и школы для башкир. Александр Брюллов разработал оригинальный проект здания в духе стилизации под традиционный башкирский аул, где центральной доминантой ансамбля является восьмиугольная мечеть, воспроизводящая формы традиционной башкирской юрты.
Также по проектам Брюллова были воздвигнуты ряд памятных обелисков: в Тобольске в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума (1835-1839) и на Куликовом поле в честь победы русских войск над ханом Мамаем (1848).
Памятник-монумент Дмитрию Ивановичу Донскому на Куликовом поле, представлял собою сужающийся к верху чугунный столб 28 метров высотой, расположенный на трехступенчатом четырехугольном основании. Колонна состояла из многогранного базиса и трех колоннад коринфского ордена, расположенных одна над другой. Завершал колонну фриз из дубовых листьев и глава «в виде ананасового яблока», осененная крестом над луной. Базис колонны пилястрами был разделен на ниши, в которых барельефное изображение копий, увитых дубовыми листьями, а пилястры были увенчаны шлемами и прикрыты щитами с изображением св. Георгия Победоносца и мечами с крестообразными рукоятками.
В одной из ниш под опрокинутым полумесяцем помещалась надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому признательное потомство лета от рождества Христова 1848 года». С восточной стороны на фризе базиса в золотой ризе был образ Божьей Матери, от которого в виде пояса шла надпись буквами: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся: Господь сил с нами».
Общий вес памятника, по расчетам автора проекта, составил 428 тонны. Все работы по установке памятника были завершены 1 ноября 1849 года, а 16 декабря он был принят специальной комиссией. Вокруг памятника было установлено 12 чугунных тумб-пушек, которые в настоящее время не сохранились. Прилегающая территория к памятнику была спланирована в виде квадрата со сторонами в 120 метров, окруженного канавами со рвами и растительностью.
В феврале 1850 года Николай I повелел устроить торжественное открытие памятника в день годовщины Куликовской битвы. 8 сентября 1850 года на Красном холме Куликова поля, который территориально находился в Епифанском уезде Тульской губернии, при большом скоплении народа был торжественно открыт памятник-монумент князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Открытие было проведено тульским губернатором В. А. Казадаевым, на открытие присутствовали жители из Тульской и Рязанской губерний. Преосвященный епископ Дамаскин совершил молебен о здравии и долголетии царствующего дома Романовых и «панихиду о упокоении душ великого князя Дмитрия Иоанновича и сподвижников его в происходившей на сем месте 8 сентября 1380 года битве с татарами».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева