В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге хранится альбом акварелей, выполненных в 1927 году ленинградской художницей Ольгой Николаевной Лесючевской в Хакасском округе в улусах Кыштымов, Окунев, Чарков и Апчинаев. В наши дни имя художницы О.Н. Люсичевской оказалось забытым и тем интереснее оказалось сделать реконструкцию ее жизни и творческого наследия.
Альбом Лесючевской, состоит из 123 листов (МАЭ №1629), хранится в фондах отдела Сибири и пока не были опубликованы. Значение этого источника для хакасской этнографии трудно переоценить. Во-первых, он документирует материальную культуру хакасов в тот период, когда фотографический способ фиксации еще мало использовался исследователями в полевых условиях; во-вторых, альбом отличает исключительная тематическая широта, он характеризует женский костюм, традиционное жилище юрту, внутренний интерьер юрты; в-третьих, большинство рисунков снабжены хакасской терминологией и местом их рисования; в-четвертых, многие изображения уникальны и не имеют аналогов в иллюстративных материалах или вещевых музейных собраниях.
Материалы альбома демонстрируют системный срез традиционной хакасской культуры 1920-х годов, в том числе новации, обусловленные различными факторами. По всей видимости, альбом имел авторский комментарий или также дневник художницы, местонахождение которых, к сожалению, пока не обнаружено. Безусловно, этот иллюстративный источник нуждается в дальнейшем изучении, который способствовал бы введению в научный оборот ценной информации по традиционной культуре хакасов.
Художница Ольга Николаевна Недокучаева родилась 22 августа 1902 года в г. Елец Орловской губернии, в семье был известного ученого, профессора Николая Квинтилиановича Недокучаева (1872-?). Отец Ольги Николаевны - Николай Квинтилианович окончил естественное отделение Московского университета в 1895 году, II курса Московского сельскохозяйственного института. В 1904-1908-х годах работал заведующим опытной станцией в Херсонской губернии в Украине.
В 1914 году семья Недокучаевых переехала в Петроград, где отец работал заведующим Бюро растениеводства. В 1930-1932-е годы он состоял профессором Ленинградского Института опытной агрономии.
В 1918 году Ольга Николаевна окончила известную Петровскую женскую гимназию на Петроградской стороне, находящуюся на ул. Плуталова, д. 24. Петровская женская гимназия была организована в 1858 году Ведомством учреждений императрицы Марии для приходящих девиц.
С 1862 года женские училища в Российской империи стали называться женскими гимназиями. 5 декабря 1858 года в Петербурге близ Троицкого моста в деревянном доме купца Спешнева было открыто новое учебное заведение «Женское училище для приходящих девиц», которое в 1862 году было переименовано в «Петербургскую женскую гимназию», именуемую с 1872 года «Петровской женской гимназией».
Гимназия открыла свои двери в июне 1905 года. Она была рассчитана на 600 человек, в ней было создано максимум удобств для девиц: просторные классы с широкими окнами, много воздуха и света, водяное отопление от собственной котельной и электрическое освещение отраженным светом. В двухсветном актовом зале Петровской гимназии на балах блистала в 1910-х легендарная Лариса Рейснер, Елизавета Ивановна Дмитриева, а поэтесса Черубина де Габриак – преподавала в Петровской женской гимназии.
В 1921 году Ольга Николаевна поступает в ВХУТЕИН (Академию художеств) на живописный факультет в мастерскую профессора Осипа Эммануиловича Браза, известного художника, живописца, представителя художественного объединения «Мир искусств», художника русского зарубежья.
Известно, что в 1924 году О. Э. Браз был арестован по следующим обвинениям: скупку картин с целью продажи за границей, шпионаж и заключён в СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Только в 1926 году Браз был освобожден, благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ; затем был в ссылке в Новгороде, где занимался реставрацией памятников для губернского музея.
В 1928 году художник выехал в Германию, а затем - в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная художественная выставка. В 1936 году О. Э. Браз умер в Лис-Шантильи, а похоронен был в Шантийи во Франции.
В 1921 году Ольга Николаевна Недокучаева на первом курсе Академии художеств выходит замуж за Петрова и берет его фамилию.
А через три года 3 апреля 1925 года Ольга Недокучаева-Петрова повторно выходит замуж за Владимира Ивановича Лесючевского (1898-1942) известного искусствоведа, художника, этнографа, члена Союза художников СССР, научного сотрудника Государственного Русского музея.
В 1926 году Лесючевская оканчивает Всероссийскую Академию Художеств и занимается творческой работой. В эти же годы 1926-1927- е годы она знакомится в Ленинграде с учеными археологами С. В. Теплоуховым, М. П. Грязновым и этнографом Е. Р. Шнейдером, которые пригласили ее в качестве художника в археологическую экспедицию в Минусинский край. В 1927 году руководил археологическим отрядом археолог Сергей Александрович Теплоухов (1888-1934) – преподаватель Томского университета. В Томске Теплоухов познакомился с археологом С. И. Руденко, главой Минусинской экспедиции, который направил Теплоухова изучать археологические древности Хакасско-Минусинского края.
В 1920 году Теплоухов возглавил археологический отряд Томского университета и приступил к многолетним археологическим исследованиям, задачей которых было создание классификации археологических памятников Хакасско-Минусинской котловины. С этой целью Теплоухов в 1920-1929-х годах провел систематические раскопки разнообразных могильников в окрестностях с. Батени Хакасского округа. Археологические раскопки производились на средства Томского университета (1920-1921), Государственного Русского Музея (1923-1925), при материальной поддержке Енисейского Губернского Союза Кооперативов, Енисейского Губнаца, Сельхозсоюза и Минкрайсоюза.
По данному поводу С. А. Теплоухов писал следующее: «Число могил, систематически раскопанными нами в Батеневском районе достигает 144. Работы велись здесь в продолжении 5 лет (1920-1925). Постоянными сотрудниками моими были студенты Томского, а затем Ленинградского университетов: М. П. Грязнов и Е. Р. Шнейдер, принимали участие в раскопках студенты: Ю. М. Голубков, Г. П. Сосновский, А. Н. Глухов, Е. А. Гуковский и А. Т. Кузнецова, затем: И. М. Залесский, Ю. А. Шнейдер, В. В. Башуров и А. И. Шнейдер. Всех упомянутых лиц, так же как С. И. Руденко и А. Р. Шнейдер».
В начале 1930-х годов, когда археология была объявлена буржуазной наукой и начались репрессии против археологов 26 ноября 1933 года Теплоухов был арестован по делу «Российской национальной партии» («Делу славистов»). По делу были этой вымышленной чекистами «партии» репрессированы многие московские и ленинградские учёные: филологи, археологи, этнографы, искусствоведы, химики и геологи. Во время следствия Теплоухов был вынужден признать себя виновным, а 10 марта 1934 года повесился в камере. Он был реабилитирован 27 мая 1958 года за отсутствием состава преступления.
В 1927 году художница О. Н. Лесючевская отправляется в Хакасию в археологическую экспедицию вместе с С. А. Теплоуховым в район Батени. Село Батени было основано в начале ХIХ веке крестьянами переселенцами. В 1825 году в с. Батени появилась деревянная Богородицкая церковь. В книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии» (Красноярск, 1916) о селе Батени говорится: «Расположен он на левом берегу реки Енисея. Местность степная и гористая. От Красноярска село отстоит в 395 верстах от Минусинска в 130 верстах. Пароходная пристань и почтово-телеграфное отделение находятся в самом селе. Население частью старожилы- крестьяне, частью инородцы-татары. Церковь в приходе одна, каменная во имя иконы Божьей Матери, церковь обнесена каменной оградою. Настоящий храм построен тщанием прихожан в 1880 году н месте прежнего деревянного храма». В 1960-е годы в связи, со строительством Краснояркой ГЭС село Батени было затоплено.
В коллекции этнографических рисунков Лесючевская традиционному женскому костюму художница закономерно отвела в альбоме значительное место - это 54 листов с изображениями зимних шуб «тон», рубахи «когонек», безрукавки- «сигидек», головных уборов «тагаях» и «тулугу порiк», рукавиц «мелей», кисетов «хапчик», сумочек «нанджик», нагрудного украшения «пого» и женских серег «ызырга». Наибольший научный интерес представляют изображения головного убора невесты «тагаях», свадебной шапки свахи «тулгу порiк», комплекса женского «пого» и накосных украшения «ызырга», которые имели своеобразный национальный колоит.
Материалы альбома помогают реконструировать формы хакасского костюма начала ХХ века, фиксируют динамику его изменений, характеризуют престижные стороны культуры и ее знаковую систему. Должное внимание получил костюм свахи и невесты, составлявших в традиционном обществе особый возрастной класс со своей знаковой системой, проявлявшейся наиболее ярко именно в женском костюме – невесты и свахи. В своем роде альбом художницы О. Н. Лесючевской, является уникальным т. к. передает нам срез традиционной культуры хакасов 1920-х годов, в жизни которого произошли значительные изменения и традиционная культуры постепенно стала утрачиваться.
В 1941 году О. Н. Лесючевская была призвана Октябрьским РВК Ленинграда на фронт. Служила она в 90 стрелковой дивизии 55 армии Ленинградского фронта. 16 января 1943 года в период операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда Ольга Николаевна погибла. Похоронена в братской могиле в районе Московской Славянки.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, Председатель Хакасского регионального отделения АИС Маина Чебодаева
Комментарии