Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о портрете Мурзы Черпакова, в честь которого в XIX веке называлось современное село Калинино.
Вот её содержание:
«В фондах музея-усадьбы Василия Ивановича Сурикова в Красноярске хранится работа «Мурза», которая была выполнена мастером в технике акварели в 1873 году в с. Аскизском – центре Степной думы разнородных племен Минусинского округа.
Как известно, в 1873 году Василий Иванович Суриков совершил свою первую поездку в Хакасию, еще будучи студентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Усиленные занятия и полученные четыре серебряные медали, работа над композиционными заданиями, прохождение курса по наукам потребовали от него большого напряжения сил и подорвали здоровье.
Вспоминая об этом, Суриков говорил:
«Петербург мне очень плох для здоровья был: грудная у меня болезнь началась было. Но в 1873 году я на лето в Сибирь поехал: Кузнецов меня в свое имение в Минусинскую степь на промыслы позвал, все лето я там пробыл и совсем поправился». (Прим автора: грудной болезнью в то время называли туберкулез).
Узнав о заболевании Василия Ивановича Сурикова, опекавший его красноярский золотопромышленник Петр Кузнецов очень огорчился и пригласил Сурикова приехать летом на одну из своих летних дач-резиденций в таежное имение Узун-Чул в Минусинском округе.
«Резиденция» Узун Чул (с хакасского Длинный ручей) золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова находилась в верховьях рек Немир и Узун-Чул, в 150 километрах к юго-западу от Минусинска. Узун-Чул, где Суриков прожил больше месяца, считается одним из самых живописных уголков в Хакасии.
В эту поездку Суриков посетил также село Аскизское, где находилась еще одна «резиденция» золотопромышленника Петра Кузнецова.
В Минусинском округе семья Петра Ивановича имела несколько золотых приисков и две «резиденции» - так назывались перевалочные пункты, откуда грузы, шли на прииски по рекам Кызасу, Анзасу и Узун-Чулу. В конце западной части села Аскизкого Петр Кузнецов возвел два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки.
Суриков остановился в летней «резиденции» Петра Ивановича – двухэтажном деревянном здании (в настоящее время там находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н.Ф. Катанова).
К моменту приезда Сурикова, село Аскизское было центром Степной думы разнородных племен, где территориально проживали этнические группы хакасов - сагайцы и бельтиры и куда вошли сагайские и бельтирские рода: Сагайский I половины, Сагайский II половины, Бельтирский, Ближне-Каргинский, Дальне-Каргинский, Казановский, Кийский, Кивинский, Изушерский, Койбальский, Карачерский, Кизильский.
В селе Аскизском была построена каменная Петропавловская церковь, в 1869 году открылось одноклассное приходское училище.
У золотопромышленника Петра Кузнецова имелась значительная по тому времени библиотека, которой пользовались и местные жители, занимавшиеся скотоводством, земледелием, а также плотничеством, кузнечеством и другими ремеслами. По данным 1859 года, в селе Аскизском имелось 40 дворов с населением 221 человек.
Чувствуя прилив физических и творческих сил, Суриков много и плодотворно работал как живописец-пленэрист и как художник исследователь, постигая величие сибирской природы и красоту местного населения. Он брал альбом, краски и уезжал в степь на весь день. Один за другими рождались чудесные акварели, которые во многом сохранили своеобразные черты народного быта и национального облика хакасов.
В 1873 году в селе Аскизском Суриков написал несколько портретов местных жителей, часть из которых, возможно, так и останется с пометкой «Портрет неизвестного» или «Портрет неизвестной»: «Карым-подпасок. Каменная баба», «Минусинские татары», «Минусинская татарка», «Минусинские татарки».
Среди работ художника Василия Ивановича Сурикова созданных в Аскизском удалось атрибутировать картину «Хакас с закованными в цепи ногами» (Портрет Хучаса Кулунакова), где портретируемым оказался известным в местной округе койбальским конокрадом, бежавший с каторги 12 раз.
В настоящее время удалось атрибутировать еще один портрет художника Сурикова, созданного в селе, как портрет родового старшины Мурзы Черпакова. Анализируя историю села Аскиз, выяснилось, что до 1930 году современное село Калинино, называлось улус Мурзин и было названо в честь родового старшины Мурзы Черпакова. Род Черпаковых относится к Сагайскому административному роду, сеок туран.
В акварели «Мурза» художник изображает сухонького старика в традиционном мужском таре синего цвета, с отложным воротником красного цвета. Человек прожил долгую и нелегкую жизнь. На лице следы забот и тягостных раздумий, на лбу морщины, в задумчивом взгляде старика видна легкая усталость. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой.
Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь нелегкую судьбу своего кочевого народа, вызывающий всем своим сдержанным обликом особое к себе расположение и уважение. Выразительность образа создается простыми средствами: симметричностью постановки фигуры, крупными складками на одежде и внешним спокойствием этого человека, безусловно прожившего достойную жизнь.
Благодаря любезно предоставленной информации врачом Абаканской городской поликлиники Александром Черпаковым удалось прояснить родословную рода Черпаковых и биографические данные о Мурзе Черпакове. Родился он в 1808 году в улусе Мурза, названного в честь него. Имел 5 дочерей: Лукерью (1832-?), Амыл (1836-?), Кычан (1843-?), Батычак (1847-?), Капчак (1849-?). Безусловно, даже эта небольшая и ценная информация о семье Черпаковых требует дальнейшего изучения жизни Мурзы и его дочерей в Хакасском национальном архиве в метрических книгах Аскизской Петропавловской церкви.
Таким образом, давая оценку этнографическим портретам хакасов, написанным художником Василием Ивановичем Суриковым в 1873 году в селе Аскизском, известный красноярский искусствовед Л. В. Васильева-Шляпина отмечает:
«…Ранние минусинские изображения «инородцев» более спокойны и отличаются вдумчивым всматриванием в иные лица и характеры. Выделяясь из ряда безликих зарисовок путешественников, протокольно фиксирующих лишь национальные одежды и орнаменты, они изображают людей разного возраста и душевного состояния, увиденных заинтересованным и доброжелательно настроенным взглядом».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии