Как портрет Сурикова «Мурза» помог узнать о жизни родового старшины в Хакасии
Фото предоставлено домом-музеем В. И. Сурикова в Красноярске

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о портрете Мурзы Черпакова, в честь которого в XIX веке называлось современное село Калинино.

Вот её содержание:

«В фондах музея-усадьбы Василия Ивановича Сурикова в Красноярске хранится работа «Мурза», которая была выполнена мастером в технике акварели в 1873 году в с. Аскизском – центре Степной думы разнородных племен Минусинского округа.

Как известно, в 1873 году Василий Иванович Суриков совершил свою первую поездку в Хакасию, еще будучи студентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Усиленные занятия и полученные четыре серебряные медали, работа над композиционными заданиями, прохождение курса по наукам потребовали от него большого напряжения сил и подорвали здоровье.

Вспоминая об этом, Суриков говорил:

«Петербург мне очень плох для здоровья был: грудная у меня болезнь началась было. Но в 1873 году я на лето в Сибирь поехал: Кузнецов меня в свое имение в Минусинскую степь на промыслы позвал, все лето я там пробыл и совсем поправился». (Прим автора: грудной болезнью в то время называли туберкулез).

Узнав о заболевании Василия Ивановича Сурикова, опекавший его красноярский золотопромышленник Петр Кузнецов очень огорчился и пригласил Сурикова приехать летом на одну из своих летних дач-резиденций в таежное имение Узун-Чул в Минусинском округе.

«Резиденция» Узун Чул (с хакасского Длинный ручей) золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова находилась в верховьях рек Немир и Узун-Чул, в 150 километрах к юго-западу от Минусинска. Узун-Чул, где Суриков прожил больше месяца, считается одним из самых живописных уголков в Хакасии.

В эту поездку Суриков посетил также село Аскизское, где находилась еще одна «резиденция» золотопромышленника Петра Кузнецова.

В Минусинском округе семья Петра Ивановича имела несколько золотых приисков и две «резиденции» - так назывались перевалочные пункты, откуда грузы, шли на прииски по рекам Кызасу, Анзасу и Узун-Чулу. В конце западной части села Аскизкого Петр Кузнецов возвел два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки.

Суриков остановился в летней «резиденции» Петра Ивановича – двухэтажном деревянном здании (в настоящее время там находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н.Ф. Катанова).

К моменту приезда Сурикова, село Аскизское было центром Степной думы разнородных племен, где территориально проживали этнические группы хакасов - сагайцы и бельтиры и куда вошли сагайские и бельтирские рода: Сагайский I половины, Сагайский II половины, Бельтирский, Ближне-Каргинский, Дальне-Каргинский, Казановский, Кийский, Кивинский, Изушерский, Койбальский, Карачерский, Кизильский.

В селе Аскизском была построена каменная Петропавловская церковь, в 1869 году открылось одноклассное приходское училище.

У золотопромышленника Петра Кузнецова имелась значительная по тому времени библиотека, которой пользовались и местные жители, занимавшиеся скотоводством, земледелием, а также плотничеством, кузнечеством и другими ремеслами. По данным 1859 года, в селе Аскизском имелось 40 дворов с населением 221 человек.

Чувствуя прилив физических и творческих сил, Суриков много и плодотворно работал как живописец-пленэрист и как художник исследователь, постигая величие сибирской природы и красоту местного населения. Он брал альбом, краски и уезжал в степь на весь день. Один за другими рождались чудесные акварели, которые во многом сохранили своеобразные черты народного быта и национального облика хакасов.

В 1873 году в селе Аскизском Суриков написал несколько портретов местных жителей, часть из которых, возможно, так и останется с пометкой «Портрет неизвестного» или «Портрет неизвестной»: «Карым-подпасок. Каменная баба», «Минусинские татары», «Минусинская татарка», «Минусинские татарки».

Среди работ художника Василия Ивановича Сурикова созданных в Аскизском удалось атрибутировать картину «Хакас с закованными в цепи ногами» (Портрет Хучаса Кулунакова), где портретируемым оказался известным в местной округе койбальским конокрадом, бежавший с каторги 12 раз.

В настоящее время удалось атрибутировать еще один портрет художника Сурикова, созданного в селе, как портрет родового старшины Мурзы Черпакова. Анализируя историю села Аскиз, выяснилось, что до 1930 году современное село Калинино, называлось улус Мурзин и было названо в честь родового старшины Мурзы Черпакова. Род Черпаковых относится к Сагайскому административному роду, сеок туран.

В акварели «Мурза» художник изображает сухонького старика в традиционном мужском таре синего цвета, с отложным воротником красного цвета. Человек прожил долгую и нелегкую жизнь. На лице следы забот и тягостных раздумий, на лбу морщины, в задумчивом взгляде старика видна легкая усталость. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой.

Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь нелегкую судьбу своего кочевого народа, вызывающий всем своим сдержанным обликом особое к себе расположение и уважение. Выразительность образа создается простыми средствами: симметричностью постановки фигуры, крупными складками на одежде и внешним спокойствием этого человека, безусловно прожившего достойную жизнь.

Благодаря любезно предоставленной информации врачом Абаканской городской поликлиники Александром Черпаковым удалось прояснить родословную рода Черпаковых и биографические данные о Мурзе Черпакове. Родился он в 1808 году в улусе Мурза, названного в честь него. Имел 5 дочерей: Лукерью (1832-?), Амыл (1836-?), Кычан (1843-?), Батычак (1847-?), Капчак (1849-?). Безусловно, даже эта небольшая и ценная информация о семье Черпаковых требует дальнейшего изучения жизни Мурзы и его дочерей в Хакасском национальном архиве в метрических книгах Аскизской Петропавловской церкви.

Таким образом, давая оценку этнографическим портретам хакасов, написанным художником Василием Ивановичем Суриковым в 1873 году в селе Аскизском, известный красноярский искусствовед Л. В. Васильева-Шляпина отмечает:

«…Ранние минусинские изображения «инородцев» более спокойны и отличаются вдумчивым всматриванием в иные лица и характеры. Выделяясь из ряда безликих зарисовок путешественников, протокольно фиксирующих лишь национальные одежды и орнаменты, они изображают людей разного возраста и душевного состояния, увиденных заинтересованным и доброжелательно настроенным взглядом».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Сколько всего интересного мы узнаем из очерков Маины Чебодаевой! Спасибо!!!
Хороший, как всегда, материал. Но он не столько научный, сколько музееведческий. Маине надо менять место работы.
Благодарю за статью, всегда с удовольствием читаю эту рубрику. Современник очень интересно Во-первых, а разве музееведение не является отраслью науки? Во-вторых, а вам какое дело где она работает? Или вы заинтересованы в трудоустройстве в хакниияли? знаю, что там большая очередь местных «зевак», которые хотят получать оклад и выпускать статьи ринц - раз в три года😂
Вам, уважаемый Современник, стоит подумать о месте работы, Вы не разграничиваете понятия музееведение, исторические исследования, искусствоведение, может еще сошлетесь на краеведение. Слишком узок Ваш интеллект.
Современник, Вам ещё есть дело до моей работы? У меня с этим все в порядке, возможно даже лучше, чем у вас. Раз вас так триггерит эта тема)) Скорее всего вы на данный момент переживаете нереализованность в сфере карьеры и не знаете как самоутвердиться, вот собственно и нашли площадку, чтобы показать «уникальность» своего ума. И вообще-то я не Маина Петровна, если вы так подумали. Я человек не связанный со сферой местной культуры, истории, краеведения. Но не равнодушен к изучению нашего региона и всегда читаю статьи данного автора. Ведь она активно просвещает нас, энтузиазму этой женщины можно позавидовать. Но писать комменты куда ей идти работать и чем заниматься - это ту мач. Низко и ощущаются нотки зависти с вашей стороны, Собеседник
Суриков не мог назвать свою работу- " Хакас в..." Так их назвали при советской власти
Дарья очень талантливая! Верим в ее победу!
в комментарии сквозит зависть