Для жителей Хакасии открыли одну из страниц творчества Владимира Тодыкова
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева подготовила для читателей 19rusinfo.ru статью о выдающимся художнике Владимире Тодыкове, раскрыв малозаметные страницы его творчества.

В музее прошел вечер памяти выдающегося сына хакасской земли

Вот её содержание:

«17 марта 2023 года исполнилось 85 лет со дня рождения известного художника в Хакасии, графика Владимира Александровича Тодыкова. Имя художника широко известно его работами в живописи и графике, но малоизвестной страницей его творчества стали работы в области монументально-декоративного искусства. И цель данной публикации рассказать читателям о монументально-декоративных работах художника.

Владимир Тодыков родился 17 апреля 1938 года в улусе Чаптыков Аскизского района Хакасской автономной области в семье сельских учителей. Детство и школьные годы его прошли в с. Аскиз, где он учился в средней школе. Еще в школе он увлекается рисованием и в свободное от учебы время его часто можно было увидеть с альбомом и карандашом в руках.

После окончания средней школы В. Тодыков едет в Ленинград и поступает в Ленинградское художественное училище им. В. Серова, где учился с 1957-1959-е годы, но по состоянию здоровья ему пришлось оставить это учебное заведение.

В 1960 году Тодыков поступает в Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, которое он успешно оканчивает в 1963 году. Преподавателями художника были известные красноярские мастера А. П. Лекаренко и Е. С. Кобытев.

В 1963 году после окончания Красноярского художественного училища В. А. Тодыков приезжает в Абакан, где работает в качестве художественного редактора в Хакасском областном книжного издательстве.

Как художник, Тодыков сформировался в 1960 – е годы, когда в искусстве СССР происходили большие изменения, которые были связаны с расширением диапазона выразительных средств, активизировалось внимание книжных иллюстраторов к художественным традициям прошлого и способам их выражения в формах и образах современного искусства. Перед художником Тодыковым открылись новые возможности выражения национальной истории, литературы и фольклора. В эти годы в масштабах страны стали активно издаваться книги на языках разных народов СССР и в том числе на хакасском языке.

Разумеются, высокие достижения в современном монументально-декоративном искусстве Хакасии были также связаны с художником В. А. Тодыковым, который стоял у истоков национального монументального искусства в Хакасии.

Тодыков с большим интересом занимается изучением средневекового декоративного искусства енисейских кыргызов (VI-XII), предков хакасов. Глубокое знание иллюстрируемого материала позволило художнику создать свои художественное видение образов древнего искусства, в которых достоверно и убедительно сочетались с хакасским национальным мировосприятием.

Он детально изучает алфавит орхоно-енисейской письменности, где его привлекала по-восточному изящная стилистика, богатство, сочность и метафоричность языка. В поисках наиболее выразительной художественной формы, отвечающей духу героического сказаний хакасского народа, Тодыков обращается, к приемам средневековой восточной миниатюры и к декоративному искусству енисейских кыргызов.

Высокого развития в период «Кыргызского каганата» достигла декоративное искусство. Кыргызские мастера художественной обработки металла по золоту и серебру умело отливали, ковали, чеканили прекрасные образцы высокого искусства кубки, чаши, стремена, украшения сбруи для лошади и ювелирные украшения.

Вооружение и принадлежности конской сбруи енисейских кыргызов были близки алтайским и тувинским, но кыргызские декоративные предметы изготавливались из драгоценных металлов золота и серебра, а также имели более четкую выработанную форму и были декоративны в художественном отношении. Очень любили енисейские кыргызы украшать себя и сбрую своих коней различными по форме, орнаменту и технике исполнения бляхами. Чаще всего вся поверхность блях заполнялась растительным орнаментом, сложным переплетением побегов, листьев и бутонов».

В декоративном искусстве мастера также изготавливали множество пуговиц, поясных блях, колец и серег. Ювелирные техники отличаются большим разнообразием и виртуозностью — зернь, скань, насечка, инкрустация, гравировка, чернение, чеканка и литье. Особенно высокими художественными достоинствами обладали сканные изделия мастеров золотых кувшинов из известного Копенского чаатаса.

В 1970-1980-е годы в Абакане – столице Хакасской автономной области разворачивается строительство современных зданий гостиницы «Хакасия», Хакасского национального тетра, Абаканского дворца пионеров, Абаканского городского рынка, Детского театра кукол «Сказка», Абаканского дворца железнодорожников и др., где стали использовать для украшения монументальную живопись, чеканку и резьбу по дереву, мозаику и другие виды монументальных работ.

В 1970 году был построен Абаканский дворец бракосочетаний, где совместно с красноярским скульптором Шавлыгиным, Тодыков оформил в технике чеканки внутренний интерьер. Сюжеты на чеканке авторы выбрали самые разнообразные: здесь сцены повседневной жизни хакасов-кочевников, конские скачки, тема материнства, народная борьба «курес», игра на музыкальном инструменте хобраке и встреча с животным миром Хакасии.

Художники словно вживается в мир народных образов и представлений. В передаче персонажей, в образном строе ясно чувствуется дыхание хакасской культуры, быта, одежды и утвари. Свободная и обобщающая манера чеканки в целом у Тодыкова основана на жизненных наблюдениях художника. Эта работа авторов не сохранилась, но она утверждала высокий уровень этого вида национального искусства в Хакасии.

В 1973 году в Абакане был построен городской рынок, где художниками М. М. Семеновым и В. А. Тодыковым были созданы четыре рельефа «Всадники», «Музыканты», «Хакасские девушки» и «Хакасские скотоводы», которые украсили фасад здания. В настоящее время работы хранятся в фондах Хакасского национального краеведческого музея.

В сюжетах чеканки «Всадники» и «Музыканты» Тодыков нашел свои оригинальные композиции, отвечающие событиям происходящего, это конские скачки и игра на традиционных музыкальных инструментах – чатхане, хомысе и хобраке.

Все выполненные им работы не только иллюстрируют конкретные эпизоды из традиционной жизни хакасов, но дают широкую картину народного быта и традиционного костюма и орнамента, составляя своеобразную энциклопедию хакасской этнографии и народного искусства. Листы чеканок отличает красота силуэта, неповторимое богатство колорита народной жизни, динамика и гармоническая цельность композиций.

В 1980-е годы В. А. Тодыков совместно с архитектором А. Г. Балтыжаковым проектируют и исполняют монументально-декоративные работы в кафе «Три юрты» на курорте озеро Шира. Но к глубокому сожалению, здание кафе и скульптура в наши дни не сохранилось.

В основу архитектурного здания кафе была взята традиционная хакасская шести угольная юрта - «агас иб», которая получила развитие с середины XIX века. Юрты у хакасов строились шести, восьми, десяти и двенадцатиугольные. Стены юрты были сложены из отесанных лиственничных брёвен. Деревянная дверь «изик» делалась одностворчатой. Высота средней традиционной юрты доходила до 3,5 м, при диаметре 6-8 м. Интересно была оформлена крыша «хыр» сделанная из светлого металла. Массивный деревянный круг дымохода «хараачы» был изготовлен из дерева и издалека привлекал внимание посетителей кафе.

Во всех хакасских юртах в центре располагался очаг – «от орны», а над ним в крыше имелось дымовое отверстие - «тюнюк». Двери хакасских юрт были строго ориентированы на восток. Перед юртой была установлена коновязь «сарчын» с головой мифической птицы и две скульптуры из дерева по мотивам хакасских народных сказок.

Во внутреннем убранство ресторана «Три юрты» Тодыков использовал по всему периметру юрты рельефную резьбу по дереву. Стремясь показать духовный мир хакасского народа, резчик создавал произведение, находя своеобразные композиционные решения, включая предметы и детали, характеризующие национальную среду.

Тодыков создал несколько композиций в дереве по мотивам хакасских героических сказаний: битва богатырей-алыпов, сцена пира богатырей-алыпов, укрощение диких лошадей, народные игры на музыкальных инструментах – хобраке и хомысе. В эскизе проекта художник также планировал использовать традиционную мебель хакасов - это низкие столы «чир стол» и стулья в виде спиленных бревен, которые бы усиливали эффект присутствия в традиционной хакасской юрте.

Таким образом в 1970-1980-е годы художником В. А. Тодыковым был сделан важный шаг в современном развитии монументально-декоративного искусства Хакасии. Основное внимание мастера было пронизано пристальным, глубоким внимание к национальным традициям средневекового искусства енисейских кыргызов и героических сказаний хакасского народа. В его творчестве сохранились традиции народного искусства, и вместе с тем отчетливо проступают черты нового стиля, созвучного требованиям и вкусам современного человека.

Тодыков – художник широкого творческого диапазона, его искусство было многогранным и разнообразным: иллюстратор книг, живописец, график и художник монументально-декоративного искусства, таким он запомнился хакасскому народу, который уважал и любил своего певца воспевшего в современном изобразительном искусстве общечеловеческие ценности кочевого народа».

Добавить комментарий

Комментарии  

Познавательно Нравятся статьи автора
Такие классики, как В. А. Тодыков создают из наследия предков новую хакасскую культуру. Их надо пропагандировать и в школе изучать. У нас столько исторического материала! Почему Хакасия, с ее декоративным наследием, не принимает участие в фестивалях конской упряжи, которые регулярно проводятся в сибирских республиках? Например, в алтайском "Аргымакка мак"? (Есть такая разновидность декоративного искусства - дизайн конской упряжи, лошадиная "мода"). Мы могли бы развивать это искусство, оно и для исторического кино пригодится. Хочется надеяться, что панно В. А. Тодыкова "Всадники" не испортят при реставрации, ведь реставрация - это возвращение изначального вида.