Известно, какой увидел хакаску-качинку в XIX веке художник Дмитрий Лавров
Фото из фондов Минусинского краеведческого музея

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева представила вниманию читателей 19rusinfo.ru статью о работе художника Дмитрия Лаврова в Хакасии и написанным им картине «Портрет качинки Доможаковой».

Вот ее содержание:

«В собрании Минусинского краеведческого музея в настоящее время хранятся три работы художника Дмитрия Ивановича Лаврова «Портрет Доможаковой», «Портрет неизвестного молодого человека» и «Чаепитие». Имя художника Дмитрия Лаврова в наши дни оказалось забытым, хотя его имя всегда было на слуху, в связи с художником В. И. Суриковым, с которым они в декабре 1866 года вместе ехали на учебу в Европейскую Россию. Как известно ехал В. И. Суриков в Петербургскую Академию художеств, а Д. И. Лавров в Москву.

Родился художник Дмитрий Иванович Лавров в 1848 году в Красноярске, в семье псаломщика. Он учился в Томской духовной семинарии, которое окончил в 1868 году. Многие годы считалось, что художественное образование Лавров получил в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, где обучался на иконописца, но это оказалось неверным.

В Национальном архиве Хакасии сохранился документ, в котором говорится о учебе Д. И. Лаврове в Московском училище живописи, ваяния и зодчества следующее:

«По резолюции Преосвященного Никодима Епископа Енисейского и Красноярского от 12 сентября 1868 года за №1884 на 2 года был отправлен в Москву, для изучения живописи, где обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. Для доставления ему одежды и обуви во время проживания в Москве занимая зачислено было дьяческое место при Енисейской Преображенской церкви и правом получения половинных доходов, вследствие чего от него отобрано обязательство, что он пробудет в Енисейской епархии на церковной службе не менее 10 лет».

В 1868 году Дмитрий Лавров поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращённо МУЖВЗ), которое было одним из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи. В училище Лавров предположительно проучился семь лет с 1868 по 1874- годы. В 1860 году в МУЖВЗ был принят новый устав, где установлен полный объем предметов, входящих в состав преподавания, заключавший в себе: отделение художественное, отделение вспомогательных наук, живописное и скульптурное. В 1860-1870- е годы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавали такие известные русские художники В. Перов, С. К. Зарянко, А. К. Саврасов и В. В. Пукирев.

В 1874 году после окончания Московское училище живописи, ваяния и зодчества Дмитрий Иванович возвращается в Енисейскую губернию и был направлен в Тесинский Богородице-Казанский приход псаломщиком. Данный приход был открыт в 1805 году на реке Туба, в его состав входили деревни: Шошма, Кочергино, Кавказ и Городок. Церковь в селе Тесь была каменная, там также имелась двухклассная школа Министерства народного просвещения. В приходе проживало 1738 мужчин и 1662 женщины, которые занимались земледелием и скотоводством. Большая часть населения были сибиряки, остальная часть - переселенцы.

В Тесинской Богородице-Казанском приходе Лавров прослужил одиннадцать лет с 1874-1885-е годы и в 1885 году он был направлен в Усть-Абаканский Николаевский приход дьяконом, где прослужил до 1888 года, затем был отправлен в Аскизский Петропавловский приход псаломщиком.

Усть-Абаканский Николаевский приход был образован в 1859 году. Приход расположен по рекам Абакан и Енисей, в настоящее время это территория Абакана. Село Усть-Абаканское было центром Абаканской инородной управы, местом компактного проживания хакасов-качинцев. В состав приходила входило 60 улусов, около 5589 человек. В 1864 году в приходе была построена деревянная церковь. Кроме приходского храма в приходе было два молитвенных дома в улусах Кокашкин (1890) и Толченском (1897). Население прихода состояло из инородцев-качинцев четырех родов: Тиинского, Тубинского, Шалошина I и Шалошина II половины.

По всей видимости, в Усть-Абаканском – центре Абаканской стеной думы, где Лавров служил в 1885-1888 -е годы Дмитрий Иванович написал парадный «Портрет Доможаковой», молодой девицы 18 лет из этнической группы хакасов-качинцев. Картину художник писал с натуры.

Молодая девушка одета в традиционное платье «когенек», которое декорировано вышивкой золотом на наплечниках «ээн», в традиционном головном уборе колпаке из черного бархата с отделкой мехом соболя, косички заплетены в «сурьмески» - прическу незамужней женщины, из ювелирных женских украшений художник изобразил накосные украшения «ызырга», которые свидетельствую о состоятельности девушки и все это позволяет отнести работу Лаврова к числу этнографических портретов.

Праздничные женские рубахи «когонек» хакаски шили из шерстяных или шелковых тканей яркого цвета. Воротник «мойдырых» на платье розового цвета сделан отложным с острыми концами. Платье застегнуто на одну перламутровую пуговицу с красным маленьким кораллом «марха». Наплечники «ээн» голубого цвета на рубахе декорированы золотым шитьем, которые свидетельствуют, что в ХIХ веке хакасы использовали в вышивке технику золотого шитья, но в настоящее время она утрачена. На шее девушки мы видим православный крест, который является свидетельством массового крещении хакасов во второй половине ХIХ веке в Хакасско-Минусинском крае.

Лавров передает в портрете не только визуальные особенности национального типа девушки-качинки, но также стремится передать своеобразие национального характера, которое ощущается в сдержанности, в чувстве собственного достоинства, в гармонии внутреннего мира, неторопливости и созерцательности модели. Созданный портрет Лаврова с реализмом передает индивидуальные черты модели, а также молодость и женскую красоту девушки-качинки из рода Доможаковых.

Таким образом, в данной публикации хотелось осветить Усть-Абаканский период (1885-1888) в жизни художника Дмитрия Ивановича Лаврова, одного из первых профессиональных художников Енисейской губернии, получившего художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жизнь художника Лаврова была связана со служением Русской Православной церкви и несколько лет художник жил в с. Усть-Абаканском (Абакан) –центре Абаканской степной думы и с. Аскизском – центре Степной дум разнородных племен, где написал несколько этнографических портретов местных жителей хакасов».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Как Хакасии повезло с Маиной Чебодаевой! Спасибо за Ваши труды, знакомящие всех нас с такой уникальной историей и людьми Хакасии!