Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева представила вниманию читателей 19rusinfo.ru статью о работе художника Дмитрия Лаврова в Хакасии и написанным им картине «Портрет качинки Доможаковой».
Вот ее содержание:
«В собрании Минусинского краеведческого музея в настоящее время хранятся три работы художника Дмитрия Ивановича Лаврова «Портрет Доможаковой», «Портрет неизвестного молодого человека» и «Чаепитие». Имя художника Дмитрия Лаврова в наши дни оказалось забытым, хотя его имя всегда было на слуху, в связи с художником В. И. Суриковым, с которым они в декабре 1866 года вместе ехали на учебу в Европейскую Россию. Как известно ехал В. И. Суриков в Петербургскую Академию художеств, а Д. И. Лавров в Москву.
Родился художник Дмитрий Иванович Лавров в 1848 году в Красноярске, в семье псаломщика. Он учился в Томской духовной семинарии, которое окончил в 1868 году. Многие годы считалось, что художественное образование Лавров получил в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, где обучался на иконописца, но это оказалось неверным.
В Национальном архиве Хакасии сохранился документ, в котором говорится о учебе Д. И. Лаврове в Московском училище живописи, ваяния и зодчества следующее:
«По резолюции Преосвященного Никодима Епископа Енисейского и Красноярского от 12 сентября 1868 года за №1884 на 2 года был отправлен в Москву, для изучения живописи, где обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. Для доставления ему одежды и обуви во время проживания в Москве занимая зачислено было дьяческое место при Енисейской Преображенской церкви и правом получения половинных доходов, вследствие чего от него отобрано обязательство, что он пробудет в Енисейской епархии на церковной службе не менее 10 лет».
В 1868 году Дмитрий Лавров поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращённо МУЖВЗ), которое было одним из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи. В училище Лавров предположительно проучился семь лет с 1868 по 1874- годы. В 1860 году в МУЖВЗ был принят новый устав, где установлен полный объем предметов, входящих в состав преподавания, заключавший в себе: отделение художественное, отделение вспомогательных наук, живописное и скульптурное. В 1860-1870- е годы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавали такие известные русские художники В. Перов, С. К. Зарянко, А. К. Саврасов и В. В. Пукирев.
В 1874 году после окончания Московское училище живописи, ваяния и зодчества Дмитрий Иванович возвращается в Енисейскую губернию и был направлен в Тесинский Богородице-Казанский приход псаломщиком. Данный приход был открыт в 1805 году на реке Туба, в его состав входили деревни: Шошма, Кочергино, Кавказ и Городок. Церковь в селе Тесь была каменная, там также имелась двухклассная школа Министерства народного просвещения. В приходе проживало 1738 мужчин и 1662 женщины, которые занимались земледелием и скотоводством. Большая часть населения были сибиряки, остальная часть - переселенцы.
В Тесинской Богородице-Казанском приходе Лавров прослужил одиннадцать лет с 1874-1885-е годы и в 1885 году он был направлен в Усть-Абаканский Николаевский приход дьяконом, где прослужил до 1888 года, затем был отправлен в Аскизский Петропавловский приход псаломщиком.
Усть-Абаканский Николаевский приход был образован в 1859 году. Приход расположен по рекам Абакан и Енисей, в настоящее время это территория Абакана. Село Усть-Абаканское было центром Абаканской инородной управы, местом компактного проживания хакасов-качинцев. В состав приходила входило 60 улусов, около 5589 человек. В 1864 году в приходе была построена деревянная церковь. Кроме приходского храма в приходе было два молитвенных дома в улусах Кокашкин (1890) и Толченском (1897). Население прихода состояло из инородцев-качинцев четырех родов: Тиинского, Тубинского, Шалошина I и Шалошина II половины.
По всей видимости, в Усть-Абаканском – центре Абаканской стеной думы, где Лавров служил в 1885-1888 -е годы Дмитрий Иванович написал парадный «Портрет Доможаковой», молодой девицы 18 лет из этнической группы хакасов-качинцев. Картину художник писал с натуры.
Молодая девушка одета в традиционное платье «когенек», которое декорировано вышивкой золотом на наплечниках «ээн», в традиционном головном уборе колпаке из черного бархата с отделкой мехом соболя, косички заплетены в «сурьмески» - прическу незамужней женщины, из ювелирных женских украшений художник изобразил накосные украшения «ызырга», которые свидетельствую о состоятельности девушки и все это позволяет отнести работу Лаврова к числу этнографических портретов.
Праздничные женские рубахи «когонек» хакаски шили из шерстяных или шелковых тканей яркого цвета. Воротник «мойдырых» на платье розового цвета сделан отложным с острыми концами. Платье застегнуто на одну перламутровую пуговицу с красным маленьким кораллом «марха». Наплечники «ээн» голубого цвета на рубахе декорированы золотым шитьем, которые свидетельствуют, что в ХIХ веке хакасы использовали в вышивке технику золотого шитья, но в настоящее время она утрачена. На шее девушки мы видим православный крест, который является свидетельством массового крещении хакасов во второй половине ХIХ веке в Хакасско-Минусинском крае.
Лавров передает в портрете не только визуальные особенности национального типа девушки-качинки, но также стремится передать своеобразие национального характера, которое ощущается в сдержанности, в чувстве собственного достоинства, в гармонии внутреннего мира, неторопливости и созерцательности модели. Созданный портрет Лаврова с реализмом передает индивидуальные черты модели, а также молодость и женскую красоту девушки-качинки из рода Доможаковых.
Таким образом, в данной публикации хотелось осветить Усть-Абаканский период (1885-1888) в жизни художника Дмитрия Ивановича Лаврова, одного из первых профессиональных художников Енисейской губернии, получившего художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жизнь художника Лаврова была связана со служением Русской Православной церкви и несколько лет художник жил в с. Усть-Абаканском (Абакан) –центре Абаканской степной думы и с. Аскизском – центре Степной дум разнородных племен, где написал несколько этнографических портретов местных жителей хакасов».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии