Жителям Хакасии рассказали о жизненном пути художника Дмитрия Лаврова
Фото: из фондов Красноярского краеведческого музея

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева делится с читателями 19rusinfo.ru статьей о жизни в Хакасии известного художника Дмитрия Лаврова.

Вот ее содержание:

"Имя художника Дмитрия Ивановича Лаврова в наши дни оказалось забытым, хотя его имя всегда было на слуху, в связи с художником Василием Ивановичем Суриковым, с которым они вместе ехали в одном обозе на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Личность художника, меня, как исследователя, интересовала очень давно и была связанна с его творческими работами, которые в настоящее время хранятся в Минусинском краеведческом музее - «Портрет Доможаковой», «Портрет неизвестного молодого человека» и «Чаепитие».

Как известно в декабре 1866 года Д. И. Лавров ехал в одном обозе с будущим художником В. И. Суриковым. Лавров в Москву, а Суриков в Петербургскую Академию художеств. Сохранилось письмо художника В. И. Сурикова от 15 декабря 1868 года своей матери и брату:

«Милые мама и Саша! Вчера, 14-го числа, я приехал с Лавровым в Томск и остановились в великолепной гостинице. Ехали мы очень хорошо и без всяких приключений и не замерзли, потому что в первые дни холод был не очень сильный и я укутывался вместе с Лавровым дохою и кочмами, а приехавши в город Мариинск, мы купили с ним еще доху, в которой я теперь еду до самого Питера; доха эта очень теплая…Ехать нам очень весело с Лавровым – все хохочем, он за мной ходит, как нянька: укутывает дорого, разливает чай, ну словом, добрый и славный малый».

Родился художник Дмитрий Иванович в 1848 году в Красноярске, в семье псаломщика. Он учился в Томской Духовной семинарии, которое окончил в 1868 году. Многие годы считалось, что художественное образование Лавров получил в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, где обучался на иконописца, но это оказалось не верным, т. к. он получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В Национальном архиве Хакасии сохранился документ, в котором говорится о учебе Дмитрия Лаврова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества следующее:

«По резолюции Преосвященного Никодима Епископа Енисейского и Красноярского от 12 сентября 1868 года за №1884 на 2 года был отправлен в Москву, для изучения живописи, где обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества.

Для доставления ему одежды и обуви во время проживания в Москве занимая зачислено было дьяческое место при Енисейской Преображенской церкви и правом получения половинных доходов, вследствие чего от него отобрано обязательство, что он пробудет в Енисейской епархии на церковной службе не менее 10 лет».

В 1868 году Д. И. Лавров поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращённо МУЖВЗ), которое было одним из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи. В художественном училище Лавров предположительно проучился семь лет с 1868 по 1874-е годы. В 1860 году в Московского училище живописи, ваяния и зодчества был принят новый устав, где был установлен полный объем предметов, входящих в состав преподавания, заключавший в себе отделения: художественное, вспомогательных наук, живописное и скульптурное. В 1860-1870- е годы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавали такие известные русские художники В. Перов, С. К. Зарянко, А. К. Саврасов и В. В. Пукирев.

Исследователи русской художественной школы II половины ХХ – нач. ХХ века Н. Молева и Э. Белютин, писали по этому поводу следующее:

«Согласно этому уставу 1860 года, утверждавшему фактическое положение дел, программа училища складывалась из двух разделов: художественного и вспомогательных наук. Художественное отделение, в свою очередь, делилось на общее рисовальное и на последующих два специальных – живописный и скульптурные классы. В отличие от первоначальной организации, общих рисовальных классов было пять (оригинальных голов, оригинальных фигур, гипсовых голов, гипсовых фигур и натурный).

Ученики занимались в них только рисунком, разрыв между ним и живописью практически продолжал существовать. Из двух же живописных классов первый имел целью учить копированию с оригиналов, второй – живописи с натуры обнаженной и одетой включал, а также включал в свою программу работу над эскизами «по задачам преподавателей и собственному выбору». Каждый класс имел своих педагогов, которые волей-неволей должны были ограничиваться одним определенным разделом обучения молодых художников, не имея возможности прослеживать весь путь их развития».

В 1874 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Дмитрий Иванович, возвращается в Енисейскую губернию и был направлен в Тесинский Богородице-Казанский приход псаломщиком. Данный приход был открыт в 1805 году на р. Туба, в его состав входили деревни: Шошма, Кочергино, Кавказ и Городок. Церковь в селе Тесь была каменная, а также в селе имелась двухклассная школа Министерства народного просвещения. В приходе проживало 1738 мужчин и 1662 женщины, которые занимались земледелием и скотоводством. Большая часть населения села были сибиряки, остальная часть переселенцы из Европейской России.

В с. Тесинском Дмитрий Иванович женился на местной крестьянке Феоктисте Гавриловне и в семье родилось 12 детей: Иннокентий(1878-1880), Агния (1881-?), Гавриил (1883-1907), Ириней (1884-?), Анастасия (1885-1919), Никодим, Рафаил (1880-1899), Андрей (1892-?), Георгий (1895-1991), Иван (1897-?), Мария (1901-?).

В Тесинском Богородице-Казанском приходе Лавров прослужил одиннадцать лет с 1874-1885-е годы и в 1885 году он был направлен в Усть-Абаканский Николаевский приход дьяконом. Усть-Абаканский Николаевский приход был образован в 1859 году. Приход расположен по рекам Абакан и Енисей, в настоящее время это территория Абакана.

Село Усть-Абаканское было центром Абаканской инородной управы, местом компактного проживания хакасов-качинцев. В состав приходила входило 60 улусов, около 5589 человек. В 1864 году в приходе была построена деревянная церковь, позднее каменная. Кроме приходского храма в приходе было два молитвенных дома в улусах Кокашкин (1890) и Толченском (1897). Население прихода состояло из инородцев-качинцев четырех родов: Тиинского, Тубинского, Шалошина I и Шалошина II половины.

В 1888 году Дмитрий Лавров был переведен псаломщиком в Аскизский Петропавловский приход в с. Аскизское, где прослужил до 1892 года. Священником в приходе в это время был Василий Ефимович Суховской. Информацию о нем можно найти в Национальном архиве РХ.

Родился он в 1844 году в с. Луговское Минусинского округа в семье дьячка. В 1860 году Суховской окончил Красноярское духовное училище, после окончания которого поступил в Томскую духовную семинарию (1860-1866). 13 октября 1866 года он был рукоположен в священники и направлен в с. Субботинское в Казанский приход (1866-1873) Минусинского округа, затем служил в с. Усть-Абаканское в Николаевском приходе (1873-?) и в с. Аскизском в Петропавловским приходе (1877-1903).

В Петропавловском приходе числилось 70 улусов, имелась библиотека из 571 книг, два молитвенных дома в улусе Сеськин и улусе Опаков и 4 церковно-приходских школы в Верхне-Аскизском, Усть-Сосинском, Кындырлинском и Усть-Кындырлинском. Интересная информация сохранилась в Национальном архиве Хакасии о жалованье за 1891 года в Аскизском Петропавловском приходе, где платили священнику В. Суховскому 88 руб. 20 копеек, псаломщику В. Барашкову 29 руб. 40 копеек и псаломщику Д. Лаврову 29 рублей 40 копеек.

В 1887 году Д. И. Лавров получил заказ от Минусинского краеведческого музея на изготовление антропологических масок минусинских инородцев. В 1900 году ссыльный Е. К Яковлев в книге «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисей и Объяснительный каталог этнографического отдела музея» (1900) подробно остановился на этих масках этнических групп хакасов, созданный художником.

Всего было выполнено Лавровым 36 масок мужчин, женщин и детей (качинцев -12, сагайцев-11, койбалов-1 и бельтир-2). Также из книги мы узнаем, что Дмитрием Лавровым выполнены рисунки для Минусинского краеведческого музея, которые хранились в фондах: «Качинка - девушка Доможаковского рода, 18 лет. Рисунок масляными красками Д. И. Лаврова»; «Качинка 30 лет. Карандашный рисунок Д. И Лаврова» (работа не сохранилась –прим. автора).

В 1899 году поездку в Минусинский уезд совершил профессор Императорского Казанского университета Н. Ф. Катанов, где им были приобретены для Музея Казанского университета предметы археологии и этнографии хакасов. Ученый написал о подарке художника Д. И. Лаврова портрете сагайца Мезекова:

«Кроме того, в селе же Аскизском я приобрел даром и покупкою следующие этнографические предметы, сданные мною 4 сентября 1899 года в Музей Отечествоведения при Казанском университете: кисет богатого сагайца, украшенный шелковыми узорами и купленный в улусе Петрена (№170-й ведомства Аскизской Инородной Управы; нож и огниво бедного сагайца, купленный в том же улусе(№70); при посредстве Платона Петровича Бехтерева из Мукосова улуса (№169) я купил огниво богатого сагайца; затем, жительница села Аскиз М. Е. Катанова подарила портрет мальчика бельтира, а священник села Назимова Енисейского уезда. Живший прежде в с. Аскиз, Д. И. Лавров подарил писанный им самим масляными красками портрет сагайца- сына Терентия Мезекова, основателя улуса №21».

В 1895 году новым местом службы Д. И. Лаврова стал Назимовский Богородице-Казанский приход в Енисейском округе Енисейской губернии. Село Назимово обосновали крестьяне Назимовы и ссыльные Гуляевые и вскоре в селе была построена православная церковь сначала деревянная, а затем каменная в 1750 году. В приходе насчитывалось 702 мужчин и 671 женщин. Население состояло из коренных сибиряков и ссыльных католиков. Основным занятием местных жителей была рыбная ловля, охота и извозные промыслы.

После службы в с. Назимово, следующим место проживания семьи Лавровых стало с. Подсопки Сухобузимской волости Енисейской губернии, где в ноябре 1905 года Дмитрий Иванович заболел и умер, и был похоронен на местном кладбище.

Одной из неизученных проблем в творчестве художника Дмитрия Ивановича Лаврова в настоящее время, стало то, что во всех православных приходах Енисейской губернии (Тесинском, Усть-Абаканском, Аскизском и Назимовском), где Лавров служил псаломщиком он писал много икон для приходов. О данном факте он сообщает директору Минусинского музея Н. М. Мартьянову в письме от 9 сентября 1897 года следующее:

«Я в настоящее время должен иметь дело с новым преосвященным который, будто бы, переводит меня на лучшее место, где я должен быть и учителем школы. Такое предложение меня не радует…, а всего больше, что в лице меня бедные храмы лишаться благодетеля: я им доставался в три раза дешевле – иконы прочной и приличной живописи, за которые другие мастера берутся очень дорого, а в 21 год я сделал их очень много, и о чем знаю лишь только я один».

Таким образом, в данной публикации мне хотелось реконструировать биографию и жизненный путь художника Дмитрия Ивановича Лаврова, одного из первых профессиональных художников Енисейской губернии, получившего художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жизнь художника Лаврова была связана с Русской Православной церковью и несколько лет художник Лавров проживал в Хакасии, а именно в с. Усть-Абаканском (г. Абакан) – центре Абаканской инородной управы и в с. Аскизском –центре Степной дум разнородных племен".

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Так скульптор Георгий Дмитриевич Лавров - автор памятника шахтерам города Черногорска, погибшим на шахте № 8 в 1931 году, автор памятника Щетинкину в Минусинске и многих-многих еще выдающихся произведений искусства - его сын. Да!... Достойная династия художников...