Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru
Фото: 19rusinfo.ru

Чем музей Хакасии может впечатлить геймеров (специалистов по компьютерным играм)? Как новые технологии развивают туристский потенциал республики? Какой Хакасия представлялась далеким предкам? И как жители региона могут оказаться в прошлом? На эти и другие вопросы можно найти ответы в репортаже 19rusinfo.ru.

Сегодня в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л. Р. Кызласова прошла презентация экспоната в виртуальной реальности. Новые технологии в умелых руках смогли вернуть «Боярскую писаницу к началу времён». 

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Директор республиканского музея Андрей Готлиб поблагодарил приглашенных, поприветствовал министра экономического развития Виктора Богушевича. А также Андрей Иосифович отметил, что работа, проделанная Центром информатизации и новых технологий (ЦИНТ), - достойная возможность презентовать республику на всех важных мероприятиях. 

«Боярская писаница к началу времён» - второй проект Центра информатизации и новых технологий (ЦИНТ), который переносит хакасское культурное наследие в виртуальное пространство. Локация дает возможность окунуться в эпоху бронзового века.

"Это прежде всего, как бы мы ее ни называли, компьютерная игра, которую каждый человек может попробовать пройти, поразвлекаться. Мы поставили задачу сделать так, чтобы изучение Хакасии было доступным, интересным, мобильным, технологичным. И теперь даем возможность переместиться на 2500 лет назад всем желающим.

Мы хотим, чтобы наши люди и гости Хакасии понимали, что это не маленький местечковый региончик. У него есть история.

Да, мы не можем позволить себе бросить на разработку 21 миллиард, как это делают производители популярных игр. Все проще, но сам продукт применяет передовые технологии, которые есть на сегодняшний день.

Мы хотим, чтобы разработка создавалась народной и свободной. Мы хотим, чтобы Боярская писаница или Салбыкский курган были доступны для каждого. Эту технологию могут брать школы, вузы, музеи", - рассказал руководитель ЦИНТ Константин Новоторженцев.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Познакомиться с разработкой, лично протестировать её, своими глазами окунуться в жизнь региона тысячелетия назад смогут все, кто посетит республиканский музей до Нового года. Перед праздником для желающих соприкоснуться с новым вариантом невыездного, но познавательного туризма, вход свободный.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Кроме того, цифровой формат позволил превратить экскурсию по древним памятникам в полноценную игру. Погруженных в виртуальную реальность ждут квестовые задания, несколько игровых сценариев.

"На прохождение каждого из них потребуется не меньше 15 минут", - уверяют организаторы.

 При этом, как и в пилотном проекте, можно ограничиться только экскурсией по реальным локациям, которые прошли по временной шкале сотни и тысячи лет. 

Напомним, что такой подход к популяризации археологии, хакасскому наследию - продолжение проекта «Салбыкский курган сквозь время».  Сейчас с ним можно познакомиться в Хакасском национальном краеведческом музее Л.Р. Кызласова.

Министр экономического развития республики Виктор Богушевич немного рассказал о зарождении проекта "Виртуальной Хакасии":

"Это можно назвать проектом ЦИНТа. Мы дали импульс, выделили деньги на покупку VR-очков.

Посмотрев на опыт других регионов, стали думать, какую туристическую фишку может предложить наш регион. Тогда Константин сказал, что у них почти готов проект Салбыкского кургана, который переносит наблюдателя в прошлое. Изначально планировалось, что виртуальный показ будет на кургане, чтобы наблюдатель мог видеть не разворованный памятник, а то, чем он и должен являться.

У каждого субъекта России есть своя история. Хакасия в этом плане - археологическая Мекка. Великие ученые со всего мира приезжают к нам, чтобы найти частичку древней истории и приложить к этому свою руку. Это очень важно на самом деле чтобы ребятишки, которые сейчас подрастают, знали историю Хакасии, как она зарождалась, какие у нас есть ценности".

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Виктор Николаевич стал первым добровольцем, который нырнул сквозь века и оценил проделанную работу:

"Это затягивает, становится интересно. Такой формат не только для туристических форумов подходит. Я думаю, что если музей оставит эту разработку себе, то к ним очереди будут стоять. Это просто великолепная штука. Несмотря на то что мне уже за 40 лет, но попав в виртуальную реальность, почувствовал себя увлеченным, как ребенок".

Рассказали разработчики, что для создания виртуальной писаницы была проделана работа "в поле". Неделю команда провела на объекте, чтобы максимально точно воспроизвести исторический памятник. Кроме того, возникал и ряд технических сложностей. В основном созданные модели анимации можно купить, но такую специфичную ситуацию как работа шамана с бубном пришлось воссоздавать с движений реального человека.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Проект ЦИНТа содержит более 500 моделей, среди них элементы быта, ландшафта, 15 моделей животных и 7 персонажей с индивидуальными характером, внешностью и озвучкой. При этом у каждого персонажа своя история, свои пороки. Например, в кузнице можно найти прихваченные нечестным ремесленником артефакты. То есть жизнь предков показывается, такой какая она есть, что приближает восприятие компьютерные модели к пониманию живыми людьми.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Организаторы отметили, что первоначальная версия игры вышла чересчур длинной - 45 минут, поэтому было принято решение разбить её на три сюжета по 15 минут: экскурсию, помощь шаману, которая предполагает нанесение рисунков, а также помощь старейшинам, где у игрока стоит задача построить дом.

Как и прежде, с помощью контролеров можно взаимодействовать с предметами и перемещаться по игровым зонам. Это безусловно оценят фанаты видеоигр с исторической стилистикой.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Разработка позволяет путешествовать во времени. Очки виртуальной реальности позволят оказаться возле Боярской писаницы эпохи поздней бронзы, познакомиться с бытом и ремеслами того времени. Например, в гончарном деле - это лепка, обжиг и роспись готовой посуды. Таким же образом гости "Боярской писаницы" будут знакомиться с кузнечным ремеслом, плотничными работами и кожевенным производством.

В игре можно расплавить бронзовый нож, слепить горшок, нанести несколько рисунков, создать бочку из бревна, заняться выделкой кожи и даже пострелять из лука. Правда, стоит все же прислушаться к экскурсоводу и целиться в чашки, а не в пролетающих мимо птиц.

Кстати об этом. Внутри восстановленной реальности есть голубое небо, которое пересекают пернатые жители степей. На традиционных пейзажах Хакасии пасутся лошади, а люди в традиционной для того времени одежде занимаются своими делами. Причем компьютерные модели ведут себя, как живые: дышат, ходят, наклоняются, почесывают руки и, разумеется, помогают игроку пройти квест. Такое дружелюбие ждет погрузившихся в прошлое людей.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

В дальнейшем "цифровые Бояры" присоединятся к "Салбыкскому кургану" в программе "Виртуальная Хакасия" и будут доступны для всех желающих на постоянной основе. В любой момент желающие посмотреть, показать, вернуться в прошлое республики смогут посетить музей и в одночасье оказаться в другом времени, задолго до того, как Хакасия обрела знакомое всем имя.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Главная локация проекта – Боярская писаница, которая считается памятником изобразительного искусства поздней бронзы (I в до н.э.). Вместе с шаманом участники увидят процесс нанесения петроглифов. Изображения являются точной копией оригинальных наскальных рисунков.

Какой была Хакасия тысячи лет назад покажут VR-технологии. Репортаж 19rusinfo.ru

Это стало возможным благодаря технологии цифрового эстампажа – 3D-съёмки оригинала и переноса каждого миллиметра петроглифа в виртуальное пространство. Разработчики локации на каждом этапе консультировались с хакасскими историками и археологами, чтобы участники цифровой экскурсии получили наиболее достоверную картину быта наших предков, смогли не только прикоснуться к древней культуре, но и ощутить её.

В следующем году разработчики планируют шагнуть в прошлое ещё дальше. Виртуальную коллекцию дополнят VR-проектом «Двуглазка» – в честь названия самой древней пещеры республики (около 50 тысяч лет до нашей эры). Посетивших виртуальную реальность ждут увлекательные путешествия в эпоху каменного века и новые открытия в древнейшей культуре Хакасии.

Подробнее об этом 19rusinfo.ru рассказал начальник разработки Денис Береженко:

"Есть некоторые наработки пока. Думаем, что готовый продукт появится также к концу следующего года. Мы планируем сделать глубокий сюжет, усложнить историю, чтобы это стало еще интереснее".

Теперь у жителей Хакасии есть возможность получить в уходящем году новые знания и впечатления, а также помочь разработчикам улучшить проект.

Как отметили организаторы, мнение каждого протестировавшего участника экспедиции в прошлое будет услышано.

Добавить комментарий

Комментарии  

Здорово! До писаницы так и не доехала, но в Абакан выберусь 😉