Жителям Хакасии подробно рассказали о семье ученого Н.Ф. Катанова
Василий Николаевич Катанов. Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня продолжает делиться с читателями 19rusinfo.ru материалом "Из истории семьи ученого Н. Ф. Катанова".

19 мая 2022 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного ученого Николая Фёдоровича Катанова (1862-1922) российского тюрколога, профессора Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктора сравнительного языкознания, этнографа, фольклориста и общественного деятеля, первого хакасского ученого, воспитанника Императорского Санкт-Петербургского университета окончившего восточный факультет по разряду арабско-персидской-турецкой-татарской словесности.

За прошедшие годы вышло много различных научных и газетных публикаций о петербургском, казанском периодах жизни ученого, но практически мало было публикаций о семье Н. Ф. Катанове, его родителях Федоре Семеновиче и матери Марии Степановны Кизековой, известном дяде Семене Ефимовиче, сестре Марии и старшем брате Николае (Паё) и жене Александре Тихоновне. В данной публикации мне хотелось осветить сведения о старшем брате Николае (Паё) Федоровиче Катанове и его племяннике Василии Николаевиче Катанове, тем самым восполнить пробел в истории семьи Катановых.

Как известно, Катанов Николай Федорович (Пора - по-хакасски - прим. автора) родился 19 мая 1862 года в местности Изюм Аскизской степной думы Минусинского округа в семье Федора (Хызыл) Катанова из племени сагайцев и качинки Марии (Чамах) Кизековой. В семье Катановых родилось 3 детей: Мария-Торлок (1854-1939), Николай-Паё (1858-1892) и Николай-Пора (1862-1922).

Летом 1888 году после окончания восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Н. Ф. Катанов был направлен в Сибирь для изучения Сибири и Восточного Туркестана. 30 мая 1888 года Совет университета присудил ему степень кандидата словесности, одновременно было удовлетворено представление И. Н. Березина по представлению Катанова стипендиатом Восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Императорским указом от 22 декабря 1888 года кандидат Н. Ф. Катанов был «командирован с учёной целью» в Сибирь и Китай.

В декабре 1888 года Н. Ф. Катанов выехал из Петербурга в Сибирь. 19 января 1889 года он прибыл в Красноярск, а затем в родной Аскиз, где обустроил главную базу для своих полевых исследований. Село Аскиз - был центром Аскизской Степной думы соединённых разнородных племен, здесь Николай Федорович знакомился с архивными документами, собирал статистические данные о сагайцах и писал отчеты-письма в Императорское Русского Географическое общество и Академию наук в Санкт-Петербург.

В родных местах Катанов не был несколько лет после поступления в Санкт-Петербургский императорский университет. И в 1889 году он вновь посетил свою Малую Родину, местность Изюм находящуюся в 17 км от Аскиза.

Научная программа на время экспедиции ученого была весьма насыщенной и состояла из собирания материала и его научной обработки. За время этой научной экспедиции Н. Ф. Катанов посетил Урянхайскую землю (Туву), которая продолжалась более 5 месяцев - с 7 марта по 27 августа 1889 года. После экспедиции он живет в с. Аскиз. В январе-феврале 1890 года Н. Ф. Катанов выезжает и изучает в Восточных Саянах, в Канском округе, проживающих там карагасов (тофаларов). Весну – лето 1890 года он живет также в Аскизе, где он обрабатывает и систематизирует результаты своих поездок в Туву и Тофаларию и одновременно готовился к тяжёлому и сложному путешествию в Китай и Восточный Туркестан.

В июне 1890 года Н. Ф. Катанов отправляется в путешествие в Восточный Туркестан из которого возвращается 1 июля 1892 года Катанов вернулся в Аскиз, проведя в Восточном Туркестане около 18 месяцев. В промежутках между поездками по Центральной Азии Н. Ф. Катанов изучает фольклор и этнографию минусинских и качинских инородцев Минусинского уезда. В экспедиции Н. Ф. Катанов помимо фольклорного материала собирал этнографические коллекции минусинских инородцев. В настоящее время собранные предметы хранятся в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Всего им было собрано четыре коллекции № 197, №217, №221, № 235.

В с. Усть-Есь проживал его старшая брат Николай (Паё) Федорович (1858-1892) с женой Марией Андреевной. Николай (Паё) Федорович служил священником в Усть-Есинской Евдокиевской церкви и воспитывал пятерых детей: Василия (1880-1937), Ивана (1883-1927), Александра (1885-1937), Марию (1888-1930) и Юлию (1891-1947). Нужно отметить, что отец Николай Федорович оказал большое влияние на своих сыновей и все три сына Николая (Паё) стали священниками, занимались просветительством и подверглись в 1930-х годах сначала лишению избирательных прав, а затем были репрессированы.

Самым известным из сыновей Николая (Паё) Федоровича был Василий Николаевич Катанов. Он родился 26 февраля 1880 года в Каптырево Минусинского уезда, где его отец служил учителем в Каптырёвском одноклассном училище.

Впоследствии Николай (Паё) Федорович стал священником Усть-Есинской Евдокиевской миссионерской церкви. Мать Мария Андреевна была русская по национальности, крестьянка из села Каптырёво. Усть-Есинский Евдокиевский приход был открыт в 1884 году после постройки на средства канского купца Игнатия Никифоровича Некрасова в селе Усть-Есть деревянного храма. При приходе имелось три школы: в с. Усть-Есть, в улусе Усть-Чуль и д. Монок. Жителей в приходе насчитывалось 3132 мужчин и 2988 женщин, из них 5421 были инородцами, 473 казаков и остальные крестьяне.

В 1899 году Василий Николаевич окончил Томскую духовную семинарию. 18 июля 1899 года в Красноярске он женился на Стефаниде Гавриловне Смельской, выпускнице Томского епархиального женского училища. Вместе они прожили 38 лет; и у супругов было 8 детей: Парасковья (1891-?), Василий (1901-?), Александр (1903-1937), Павел, Ия, Нина, Борис (1913-?), Андрей. Стефанида Гавриловна работала учительницей в школах вместе с мужем. Нужно сказать, что в дальнейшем дети Василия Николаевича также подверглись репрессиям в 1930-х годах.

25 июля 1899 года он был рукоположён епископом Енисейским и Красноярским Евфимием в иерея в Иоанно-Предтеченской церкви Архиерейского дома в Красноярске.

В 1899-1907-х годах В. Н. Катанов служил священником в Михаило-Архангельской церкви в селе Алтат Ачинского уезда Енисейской губернии. Село Алтатское находится в долине р. Чулым в 50 верстах от Ачинска и в 200 верстах от Красноярска. Деревянная церковь была построена в 1887 году, после чего был открыт в 1888 году Алтатский приход. В приходе числилось 2995 человек, из них раскольников австрийского соглашения 548, безпоповцев 245 и 4 еврея. Население в селе Алтат проживало старожильческое и переселенцы из Рязанской, Курской, Могилевской, Гродненской областей.

В 1901-1903-х годах В. Н. Катанов состоял законоучителем Захарьинского министерского училища, затем заведовал Алтатской церковно-приходской школой. С 1901 года он занимал должность благочинного церквей второго участка Ачинского округа Енисейской епархии.

В 1907 году по личному прошению В. Н. Катанов был уволен и занимал должности учителя и законоучителя в Каптырёвском двухклассном сельском училище, а с 1910 года он работал заведующем в Каптырёвском училище. В этот период он разработал «Букварь-ящик» наглядное пособие для обучения русскому языку в начальной школе. Также по его инициативе В. Н. Катанова в Каптырёво в 1912-1913-х годах для сельского училища было построено новое двухэтажное кирпичное здание.

В 1913 году В. Н. Катанов был определён священником к Красновскую Николаевскую церковь Ачинского уезда, в том же году переведён делопроизводителем Енисейского епархиального училищного совета и священником Братской церкви города Красноярска. 28 ноября 1913 года он был назначен заведующим и законоучителем Красноярской второклассной учительской школы.

В 1914 году В. Н. Катанов издал в Красноярске книгу «В помощь Сибирским сельским школам по постройке школьных зданий: общие указания и формы делопроизводства», где систематизировал полученный опыт организации строительства сельских школ в разных районах Енисейской губернии.

В 1914-1918-х годах В. Н. Катанов стал настоятелем Шарыповской Свято-Троицкой церкви, заведующим и законоучителем двухклассной Шарыповской церковно-приходской школы. Шарыповский приход был открыт в конце ХVIII веке и находился в с. Шарыпово, которое было расположено на р. Аас и Кабат. Каменная церковь была построена в 1817 году на средства прихожан. В приходе имелось две школы: в с. Шарыпово двухклассная и министерская в д. Кадатская (одноклассная). В приходе числилось 6862 человека, 3515 мужчин и 3347 женщин и 37 еврея.

В июне 1919 года В. Н. Катанов вновь определён на священническую вакансию в Михайло-Архангельской церковь в с. Алтат Ачинского уезда Енисейской губернии. В мае 1919 года, через месяц после расстрела большевиками священника Алтатской церкви А. П. Поливанова, его жена матушка Стефанида была определена епископом Енисейским и Красноярским Назарием к исполнению обязанностей псаломщика при этой церкви.

5 сентября 1925 года Василий Николаевич Катанов был зачислен вторым священником в Аскизскую Петропавловскую церковь согласно письму-указанию епископа Минусинского Дмитрия в Церковно-Приходской Совет Аскизской Петропавловской религиозной общины. Первым священником здесь служил Илья Кузургашев, псаломщиком Николай Федорович Барахтаев.

Осенью 1927 году священник Илья Кузургашев был арестован за то, что летом 1927 года он отправил в Таштып хакасов-паломников. Его увезли в Абакан и 28 ноября 1927 года он умер после тяжелого нервного потрясения.

В начале апреле 1926 года в с. Аскизе произошло трагическое событие Аскизская Петропавловская церковь была закрыта и после чего была составлена опись церковного имущества. А 14 апреля 1926 года был составлен договор между Аскизской церковью и Аскизским Райисполкомом рабочих и солдатских депутатов в лице Абрама Андреевича Асочакова и Петра Алексеевича Аникина - зам. начальника милиции, которые приняли в пользование церковное имущество Аскизской церкви. Нужно сказать, что это был последний документ, где говорилось об Аскизской Петропавловской церкви, которая была основана в 1770 году в с. Аскиз еще во времена царствования Екатерины II и что произошло в дальнейшем с церковным имуществом храма, требует дальнейшего изучения.

Василий Николаевич Катанов стал автором изданий: «Букварь-ящик: Новое клас. пособие для нач. школ» (Минусинск. 1910); «Букварь-ящик» (Казань. 1910); «Букварь-ящик: Клас. пособие для нач. школ» (Москва. 1913) и «В помощь Сибирским сельским школам по постройке школьных зданий: общие указания и формы делопроизводства» (Красноярск. 1914) и автором публикаций по проблемам народного образования в Енисейской губернии, которые печатались в «Енисейских епархиальных ведомостях» (1903-1918).

2 декабря 1937 года Василий Николаевич был арестован. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. 16 декабря 1937 года он был расстрелян по приговору тройки УНКВД Красноярского края в Минусинске. 4 июля 1956 года В. Н. Катанов был реабилитирован посмертно.

Так трагично сложилась судьба еще одного представителя семьи Катановых, племянника ученого Н. Ф. Катанова, известного общественного деятеля Хакасии, внесшего большой вклад в просвещение народов Енисейской губернии и Хакасии Василия Николаевича Катанова.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий