В главном музее Хакасии готова к открытию долгожданная постоянная экспозиция хакасского скульптора и коллекционера Ирины Карачаковой-Картиной. Однако из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в регионе, связанной с распространением коронавирусной инфекции, торжественное открытие экспозиции откладывается.
Но выход есть. В ожидании знаменательного культурного события 19rusinfo.ru вместе с Хакасским национальным краеведческим музеем им. Л.Р. Кызласова будет знакомить читателей с предметами из коллекции художественной мебели и произведений искусства Ирины Карачаковой-Картиной.
Полагаем, что такое онлайн-знакомство с собранием предметов Ирины Николаевны, будет читателям полезным, а когда ковидные ограничения снимут, ценители искусства смогут увидеть предметы своими глазами, как только откроется экспозиция.
Сегодня 19rusinfo.ru представляет вашему вниманию рассказ о бюро из коллекции Карачаковой-Картиной. Информация подготовлена сотрудниками Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова.
В коллекции Ирины Николаевны находится бюро с выдвижной изогнутой панелью, закрывающей поверхность для письма, декорированное Маркетри. Обращаясь к истории кабинетов, отметим, что слово "кабинет" имеет два значения. Первое - комната для занятий или деловых приемов, второе - предмет мебельного убранства. Появление кабинета тесно связано с развитием письменности, Возникновение первых европейских университетов в ХII -XV столетиях способствовало дальнейшему развитию средневекового общества.
Одним из результатов эволюции стало появление в королевских домах и домах знати кабинетов для научных занятий. В период готики появляются неизвестные ранее формы кабинетной мебели - кабинеты и письменные столы, ведущие происхождение (равно как шкафы и буфеты) от сундука.
Возникновение «кабинетов» в нашем понимании относится к эпохе итальянского возрождения, когда в палаццо просвещенной итальянской знати стали делать специальные помещения, называемые «studiollo», что означает «комната для занятий». Однако расцвета и широкого распространения подобные помещения достигли лишь в XVI веке в эпоху маньеризма.
«Studiollo» в этот период служили местом для хранения коллекций, собиранием которых увлеклась вся западная Европа. К этому времени относятся и ранние формы бюро (их прообраз – шкатулки для писем с откидной крышкой).
У бюро из коллекции Карачаковой – откидывающийся верх, за которым находятся ящички для бумаг, к нему присоединена откидная доска для письма, обитая кожей, что роднит бюро с «кабинетом». И «кабинеты», и бюро - являлись предметом роскоши и делались из дорогих пород дерева, декорировались серебром или металлическими накладками с позолотой, мозаикой или инкрустацией. «Кабинеты», изготовленные в разных странах, различаются между собой, что позволяет определить их историческую родину.
В северной Европе «кабинет» дополняли дверцами, за которыми скрывались небольшие многочисленные ящички, симметрично расположенные по бокам от центра. Если в XVII столетии большинство «кабинетов» оснащали слепыми дверцами, что затрудняло осмотр хранящихся там драгоценных вещей, то в начале XVIII века появились кабинеты с прозрачными дверцами.
Их устанавливали на высоких ножках, делали угловыми, с богато декорированными поверхностями.
Во второй половине XVIII столетия во Франции получили распространение бюро с выдвижной изогнутой панелью, закрывающей поверхность для письма, ящики и полки. Именно такого вида бюро находится в коллекции Хакасского музея.