Искусствовед — о картине «Поклонение волхвов» из собрания главного музея Хакасии
Фото: М. Чебодаева

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Работа неизвестного итальянского мастера эпохи Ренессанса «Поклонение волхвов» из собрания Хакасского национального музея».

Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется культурой Хакасии.

В 1989 году по завещанию скульптора И. Н. Карачаковой в Хакасский областной краеведческий музей на постоянное хранение была передана картина «Поклонение волхвов» итальянской живописи эпохи Ренессанса. Данная работа была атрибутирована сотрудницей Государственного Эрмитажа, доктором искусствоведения Т. К. Кустодиевой, как работа неизвестного мастера феррарской школы середины ХVI века.

В основу картины «Поклонение волхвов» был положен евангельский сюжет из рассказа апостола Матвея о мудрецах-волхвах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Волхвы увидели на небе звезду и поняли, что она является знамением и последовав за её движением по небосводу, прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему царю Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского. Ирод встревожился этим известием и попросил волхвов, что когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с Младенцем Иисусом, поклонились ему и принесли ему дары: золото, ладан и смирну.

Неизвестный художник в картине «Поклонение волхвов» разработал сложную многофигурную композицию, где на фоне архитектурного пейзажа на передний план вынес Мадонну с младенцем Иисусом, позади которых стоит Иосиф, супруг Марии, а в правой части картины изображены волхвы-мудрецы и сопровождающая их свита с воинами на лошадях.

Со временем народная молва наделила волхвов именами - Каспар, Мельхиор и Бальтазар и дополнительными смыслами. Иконографический образ изображать волхвов, как представителей разных рас возникает в европейском искусстве в XII веке и становится каноническим с XV века. Волхвы стали олицетворять либо три части света (Европу, Африку, Америку), либо человеческие расы - белую, чёрную и жёлтую (часто один из волхвов изображался темнокожим - прим. автора) и представителей трёх различных возрастов человека: Каспар - это седой старец, Мельхиор - взрослый мужчина, а Бальтазар – юноша.

С XIV века в иконографии сюжета «Поклонение волхвов» дары волхов начинают изображаться в изысканных золотых и серебряных шкатулках и посуде, а одежда становится всё более разнообразной и роскошной, с помощью которой художник подчеркивает их статус – это богатые и уважаемые люди в своих краях, а также и то, что они чужаки, и принадлежат другим цивилизациям. С этого времени сюжет «Поклонение волхвов» становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: ведь для мастера это должна быть сложная, многофигурная композиция, где должны были изображаться не только лошади и верблюды, но и противопоставляться различные текстуры материалов - шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов, деревянным конструкциям зданий где родился младенец Иисус, с соломой в яслях и грубой домотканой одежде Иосифа.

Волхвы-мудрецы принесли младенцу Иисусу три дара: золото, ладан и смирну, которые имели символическое значение. Золото – это царский дар, показывающий, что Иисус родился Человеком, чтобы быть Царём; ладан - дар священнику, т. к. Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником; а смирна - дар тому, кто должен умереть, т. к. смирна в Древнем Израиле употреблялась для бальзамирования тел умерших.

В картине художник старается передать в младенце человеческое, а на его божественную природу указывает только нимб над головой и всеобщее благоговение окружающих и поклоняющихся людей, которое свидетельствует о грандиозном событии происходящее перед зрителями, это - рождение Младенца Иисуса, принесшего искупительную жертву и спасшего человечество.

Что касается феррарской школы живописи, где была создана данная картина «Поклонение волхвов», она находится в городе Феррара – одном из важнейших городов на Севере Италии, который являлся важным экономическим и культурным центром в эпоху Ренессанса. Удобные пути сообщения с городами Венецией, Вероной и Болоньей содействовали успеху торговли и развитию искусства в городе-герцогстве.

Расцвета город Феррара достиг при правлении династии герцогов д’Эсте (1264-1597), при дворе которых работало большое количество художников по заказам. Богатство и роскошь двора сделали герцогов д’Эсте одной из самых известных и уважаемых аристократических фамилий Европы. Феррарский двор отличался сказочным великолепием и их примеру следовала местная аристократия. Установилась небывалая роскошь в жилищах, одежде, украшениях, мебели, интерьерах, лошадях, слугах и т. д. Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко проникало в нравы: существовал особый орден «золотой шпоры», устраивались вооруженные состязания и диспуты по вопросам чести. Благодаря усилиями династии герцогов д’Эсте город Ферарра сделался очагом итальянского Ренессанса и оставался главным рассадником куртуазной культуры.

Рождение феррарской школы живописи, с её особенным, полным аллегорий языком, произошло при правителях Феррары Леонелло д’Эсте (1407-1450) и его брате Борсо д’Эсте (1413-1471), заказывавших в оформление своих резиденций картины и фрески аллегорического содержания, которые не предназначались для всеобщего обозрения. Город-герцогство сохранил своё значение и в течение XVI веке при правлении герцогов Альфонсо I (1476-1534), Эрколе II (1534-1559) и Альфонсо II (1559-1597). Расцвет феррарской школы живописи относится к XV-XVI векам, в ней наблюдается синтез достижений художников Северной Италии - Мантуи, Венеции, Болоньи и Милана. Феррарская школа живописи испытала также значительное влияние художника Андреа Мантеньи (1431-1506), с его сильным рисунком и линейной перспективой и болонского художника Пьеро делла Франческа (1420-1492) с его богатой воздушностью и яркостью и сочностью красок.

В итальянском искусстве эпохи Ренессанса обращение к евангельской теме «Поклонение волхвов» было не случайно. Этот сюжет стал чрезвычайно популярным, и к нему обращались известные художники эпохи Ренессанса Леонардо Да Винчи (1481), Джентиле да Фабриано (1423), Ганс Мемлинг (1479), Сандро Боттичелли (1475), Доменико Гирландайо (1488) и др.

Кандидат искусствоведения М.П. Чебодаева

Добавить комментарий